«А кто им даст?»: Наталья Зубаревич — о многомиллиардном кредите на челябинский метротрам

Амбициозную идею строительства метротрамвая в Челябинске прокомментировала ведущий эксперт по экономике регионов России. Говоря о проекте, Наталья Зубаревич рекомендовала относиться к нему скептически

Своим видением ситуации с завершением строительства челябинского метро поделилась профессор кафедры экономической и социальной географии России Московского госуниверситета Наталья Зубаревич в рамках выступления на форуме «Слова и музыка свободы», который проходил в екатеринбургском «Ельцин центре» 12-13 июня. Отвечая на вопрос о реализуемости анонсированного губернатором Алексеем Текслером проекта метротрама, эксперт посоветовала в первую очередь выяснить источники финансирования. 
Первый вопрос, который здесь надо задать — а кто им даст денег? Кто кредитует регион? Есть кредиты банковские  от «Сбера» или ВТБ, есть инфраструктурные, от ВЭБ.РФ, и есть бюджетные — вы их на это дело не получите стопудово. «Губернатор уходит — долги остаются» — пусть он сначала попробует эти деньги получить! Честное пионерское — они все очень крутые на вывесках и плакатах, а вы сразу пугаетесь и впадаете в нервный ступор. А когда им начать задавать вопросы — кто? какой процент? — этот проектный угар сразу превращается во что-то человеческое, — прокомментировала экономист.
Программу инфраструктурных бюджетных кредитов анонсировал в апреле президент Владимир Путин. В общей сложности регионам планируется выдать 500 млрд руб. в виде займов под 3% годовых сроком на 15 лет для завершения проектов-долгостроев, либо реализации новых.
 
В начале июня стало известно, что власти Челябинской области подали заявку на кредит, сумма которого пока не озвучивалась. Получить первые транши на реализацию проекта метротрама правительство рассчитывает к сентябрю этого года. Помимо завершения недостроенного метро, с помощью данного инструмента в Челябинской области предполагают решать инфраструктурные задачи еще по нескольким направлениям: обновление трамвайного и троллейбусного парков в городах с сетью электротранспорта, жилищное строительство, модернизация ЖКХ, строительство новых школ. 
 
Наталья Зубаревич обозначила и вторую сложность проекта челябинского метротрама — острую нехватку квалифицированных рабочих и техники, которые брошены на развитие системы рельсового транспорта в Москве.
Даже если вдруг федеральный бюджет даст вам денег — вы метро не построите. Знаете, почему? Все силы и мощности метростроителей, и не только со всей России — весь белорусский народ в том числе — направили в столицу нашей Родины, город Москва, где ударными темпами, диаметрами и диагоналями сооружается станция за станцией. Других метростроителей у нас для вас нет. А таджики этого делать не умеют. Так что денег надо добиваться. Но, одновременно, понимать, что быстро не получится по ряду других факторов, — отметила Наталья Зубаревич.
Анонсированный в мае губернатором Алексеем Текслером проект завершения строительства челябинского метро подразумевает его интеграцию в трамвайную сеть. Перспективный метротрамвай будет состоять из трех веток, которые свяжут все районы города. Стоимость проекта оценивается в 46 млрд руб. — достроить полноценную подземку стоило бы вдвое дороже, а уничтожить выработки обошлось бы в 10 млрд руб.
 
Для завершения работ предстоит уложиться в амбициозные сроки — до конца 2024 года, причем часть этого времени займет доводка проекта и прохождение госэкспертизы. Ожидается что фаза собственно строительства займет два года. Существующие, построенные за последние 30 лет выработки — две станции в разной степени готовности и 3,3 км тоннелей — предстоит дополнить еще 7 км подземных и 4 км наземных путей, а также подземной пересадочной станцией.
 
«А кто им даст?»: Наталья Зубаревич — о многомиллиардном кредите на челябинский метротрам 1 «А кто им даст?»: Наталья Зубаревич — о многомиллиардном кредите на челябинский метротрам 2
 
Челябинский проект станет первым в стране опытом конверсии обычного метрополитена в подземный трамвай. Данный сценарий завершения тридцатилетней эпопеи строительства метро в столице Южного Урала считают оптимальным авторитетные урбанисты, в частности  Илья Варламов и автор проектов «Карта ДТП» и «Трансметрика» Алексей Радченко. В то же время другие транспортные специалисты, как из Челябинска, так и из Москвы ранее высказывали мнение, что достраивать метро дорого и бессмысленно в любом варианте. 
 
В мае Наталья Зубаревич приезжала в Челябинск — в южноуральской столице она выступала на бизнес-форуме «Будущее города», организованном изданием «Деловой квартал». Там она рассказала о специфике развития российских городов в последние годы, с какими наиболее частыми проблемами сталкиваются города Урала и что нужно сделать, чтобы повернуть негативные тренды. Основные тезисы выступления Натальи Зубаревич — в нашем материале в рубрике #МНЕНИЯ.
 
 
Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.