Илья Варламов* прокомментировал планы по строительству в Челябинске метротрамвая

В Челябинске появится вторая в России система метротрамвая, по аналогии с той, что сделали в свое время в Волгограде. Такое предположение высказал ведущий российский урбан-блогер Илья Варламов*.

Позиция урбаниста относительно метрополитена в нестоличных российских городах многие годы остается неизменной: Илья Варламов* считает, что от подземного транспорта больше ущерба для местных бюджетов, чем пользы для местных жителей.

Илья Варламов*
Илья Варламов*
 
Обычно россияне думают, что наличие в городе метрополитена – это признак прогресса и даже некой "столичности". На самом деле это миф, глубоко укоренившийся в головах ещё в советское время. Люди ездили и ездят в Москву и Петербург, видят там хорошо работающее метро и начинают мечтать: "А вот бы нам такое в Воронеж/Красноярск/Пермь!". Но на данном этапе развития российских городов это скорее вредные мысли. Во-первых, строить метро невероятно дорого. Например, несколько лет назад стоимость второй ветки метро Екатеринбурга всего 13 километров длиной оценили в 75 миллиардов рублей. На эту сумму можно было построить 800 километров новых трамвайных линий! Метро дорого не только строить, но и содержать. Скажем, челябинский метрополитен начали строить ещё в 1992 году. За эти годы построили лишь 8 км тоннелей и одну станцию (и та готова не до конца). Зато 5 млрд рублей ушло только на поддержание подземных объектов в нормальном состоянии. На эти деньги можно было закупить для города порядка 50 новых низкопольных трёхсекционных трамваев! Линия метро с тремя или пятью станциями никому не нужна: вы дольше будете спускаться и подниматься, чем ехать. Для эффективной работы метрополитена нужна полноценная сеть с широким охватом всего города, а не одного-двух районов. Но, опять же, у большинства городов на это нет денег. Поэтому в том же Челябинске решили всё же доделать тоннели, но интегрировать их в трамвайную систему города. То есть в России, скорее всего, появится вторая система метротрама.

В России сегодня семь действующих систем полноценного метрополитена, а также метротрам в Волгограде. Блогер подчеркивает, что везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, подземка практически не развивается и является глубоко убыточным предприятием с низким пассажиропотоком. Нарастить его можно было бы за счет строительства новых станций в спальных районах, что не представляется возможным по тем же финансовым причинам.

Илья Варламов* упомянул, что в России принята новая транспортная стратегия до 2030 года, где упор в крупнейших городах и агломерациях России будет сделан на трамваи и городские электрички. Это означает, что от создания новых проектов метрополитена в городах федеральный центр отказывается — будут лишь достраивать то, что уже запланировано.

В Челябинске планируется «завершение строительства метро с интеграцией в трамвайную сеть»: так высказался вице-премьер Марат Хуснуллин, говоря о пилотных проектах федерального инфраструктурного кредитования. Губернатор Алексей Текслер на заседании Госсовета в середине мая также отметил, что проект метро в Челябинске подстегнет развитие сразу нескольких направлений.

Метротрамвай — это новое качество городской среды, градостроительства, новый этап развития общественного транспорта в регионе. В части эффектов, о которых я хотел бы сказать, – это  увеличение деловой активности, строительства жилья, повышение транспортной мобильности, улучшение экологической ситуации, прямой рост налоговых поступлений, — сказал глава региона.

Интеграцию в трамвайную сеть существующих выработок подземки одобряют и независимые эксперты. Автор проектов «Карта ДТП» и «Трансметрика», московский урбанист Алексей Радченко отметил, что метротрам является наиболее приемлемым вариантом завершения тридцатилетней стройки.

Алексей Радченко
Алексей Радченко
урбанист
Полноценное метро в Челябинске точно не нужно. Это выльется в колоссальные затраты и при этом получится покрыть только 5—10% площади города, все остальные так и останутся у разбитого корыта. При этом надо понимать, что даже если средства на строительство метро будут выделены из федерального бюджета, содержать его в дальнейшем все равно придется городу и региону. Не будет большого пассажиропотока, чтобы окупить эти затраты. Мне кажется, правильным было бы найти какой-то компромиссный вариант — допустим, попытаться вписать уже построенные станции в систему скоростного трамвая. Жителям города на самом деле нужно не метро само по себе, а возможность быстро добраться в нужную точку. Совершенно неважно, как это называется технически. Метротрам с сервисом на уровне метро, который идет поверху — это отличное решение для города. Если получится использовать существующие тоннели — отлично, но необходимо максимально расширять сеть за пределами вырытых ям.

В то же время другие транспортные специалисты, как из Челябинска, так и из Москвы ранее высказывали мнение, что достраивать метро дорого и бессмысленно в любом варианте. Данные социологического опроса горожан показывают, что к идее достроить метро в столице Южного Урала негативно относятся более 40% жителей. За последние несколько лет эта цифра выросла на 10%.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • «Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес«Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.