Меню

«А кто им даст?»: Наталья Зубаревич — о многомиллиардном кредите на челябинский метротрам

Амбициозную идею строительства метротрамвая в Челябинске прокомментировала ведущий эксперт по экономике регионов России. Говоря о проекте, Наталья Зубаревич рекомендовала относиться к нему скептически

Своим видением ситуации с завершением строительства челябинского метро поделилась профессор кафедры экономической и социальной географии России Московского госуниверситета Наталья Зубаревич в рамках выступления на форуме «Слова и музыка свободы», который проходил в екатеринбургском «Ельцин центре» 12-13 июня. Отвечая на вопрос о реализуемости анонсированного губернатором Алексеем Текслером проекта метротрама, эксперт посоветовала в первую очередь выяснить источники финансирования. 
Первый вопрос, который здесь надо задать — а кто им даст денег? Кто кредитует регион? Есть кредиты банковские  от «Сбера» или ВТБ, есть инфраструктурные, от ВЭБ.РФ, и есть бюджетные — вы их на это дело не получите стопудово. «Губернатор уходит — долги остаются» — пусть он сначала попробует эти деньги получить! Честное пионерское — они все очень крутые на вывесках и плакатах, а вы сразу пугаетесь и впадаете в нервный ступор. А когда им начать задавать вопросы — кто? какой процент? — этот проектный угар сразу превращается во что-то человеческое, — прокомментировала экономист.
Программу инфраструктурных бюджетных кредитов анонсировал в апреле президент Владимир Путин. В общей сложности регионам планируется выдать 500 млрд руб. в виде займов под 3% годовых сроком на 15 лет для завершения проектов-долгостроев, либо реализации новых.
 
В начале июня стало известно, что власти Челябинской области подали заявку на кредит, сумма которого пока не озвучивалась. Получить первые транши на реализацию проекта метротрама правительство рассчитывает к сентябрю этого года. Помимо завершения недостроенного метро, с помощью данного инструмента в Челябинской области предполагают решать инфраструктурные задачи еще по нескольким направлениям: обновление трамвайного и троллейбусного парков в городах с сетью электротранспорта, жилищное строительство, модернизация ЖКХ, строительство новых школ. 
 
Наталья Зубаревич обозначила и вторую сложность проекта челябинского метротрама — острую нехватку квалифицированных рабочих и техники, которые брошены на развитие системы рельсового транспорта в Москве.
Даже если вдруг федеральный бюджет даст вам денег — вы метро не построите. Знаете, почему? Все силы и мощности метростроителей, и не только со всей России — весь белорусский народ в том числе — направили в столицу нашей Родины, город Москва, где ударными темпами, диаметрами и диагоналями сооружается станция за станцией. Других метростроителей у нас для вас нет. А таджики этого делать не умеют. Так что денег надо добиваться. Но, одновременно, понимать, что быстро не получится по ряду других факторов, — отметила Наталья Зубаревич.
Анонсированный в мае губернатором Алексеем Текслером проект завершения строительства челябинского метро подразумевает его интеграцию в трамвайную сеть. Перспективный метротрамвай будет состоять из трех веток, которые свяжут все районы города. Стоимость проекта оценивается в 46 млрд руб. — достроить полноценную подземку стоило бы вдвое дороже, а уничтожить выработки обошлось бы в 10 млрд руб.
 
Для завершения работ предстоит уложиться в амбициозные сроки — до конца 2024 года, причем часть этого времени займет доводка проекта и прохождение госэкспертизы. Ожидается что фаза собственно строительства займет два года. Существующие, построенные за последние 30 лет выработки — две станции в разной степени готовности и 3,3 км тоннелей — предстоит дополнить еще 7 км подземных и 4 км наземных путей, а также подземной пересадочной станцией.
 
 
 
Челябинский проект станет первым в стране опытом конверсии обычного метрополитена в подземный трамвай. Данный сценарий завершения тридцатилетней эпопеи строительства метро в столице Южного Урала считают оптимальным авторитетные урбанисты, в частности  Илья Варламов и автор проектов «Карта ДТП» и «Трансметрика» Алексей Радченко. В то же время другие транспортные специалисты, как из Челябинска, так и из Москвы ранее высказывали мнение, что достраивать метро дорого и бессмысленно в любом варианте. 
 
В мае Наталья Зубаревич приезжала в Челябинск — в южноуральской столице она выступала на бизнес-форуме «Будущее города», организованном изданием «Деловой квартал». Там она рассказала о специфике развития российских городов в последние годы, с какими наиболее частыми проблемами сталкиваются города Урала и что нужно сделать, чтобы повернуть негативные тренды. Основные тезисы выступления Натальи Зубаревич — в нашем материале в рубрике #МНЕНИЯ.