«(Не)Чистый воздух» в Челябинске: кто виноват и что делать?
На федеральном уровне выражают обеспокоенность экологическими показателями столицы Южного Урала, люди не верят ни властям, ни промышленникам. Значит ли сегодняшняя ситуация провал проекта?
За последний месяц на федеральном уровне нередко поднималась тема реализации нашумевшего проекта «Чистый воздух», в котором участвуют сразу два города Челябинской области: Челябинск и Магнитогорск. В этом году для них были скорректированы не только сроки достижения целей проекта, но и сами цели — на фоне «выдающихся успехов» в снижении объёма выбросов.
При этом фактически, по данным Роспотребнадзора, на Южном Урале пока не смогли добиться снижения рисков для здоровья людей, и особенно это очевидно в Челябинске, где «букет» загрязняющих веществ продолжает оставаться сильнейшим канцерогеном. Невысоко оценивают работу властей и сами горожане, которые продолжают обращаться с жалобами к своим представителям и негодовать в соцсетях.
Суть проблемы и пути её решения, которые предлагают на местном и федеральном уровне — в материале CHEL.DK.RU.
На прошлой неделе в Государственной думе прошли парламентские слушания, посвящённые ходу и проблемам реализации проекта «Чистый воздух». По словам одного из инициаторов слушаний, председателя Комитета ГД по экологии Дмитрия Кобылкина, во всех отчётах профильных ведомств фигурирует исполнение плановых мероприятий по очистке атмосферы, однако фактически уровень загрязнения в некоторых городах-участниках — среди которых оказался и Челябинск — за 2021 г. стал выше прежнего.
Cрок реализации проекта «Чистый воздух» продлен до 2026 года, однако это не значит, что делать ничего не нужно. Комитет выражает обеспокоенность тем, что в ближайшие три года кардинальных улучшений может не произойти,— заявил Дмитрий Кобылкин.
Выступивший на слушаниях представитель властей региона — вице-губернатор Александр Козлов — представил свои данные по реализованным мероприятиям и эффективности проекта «Чистый воздух» (часть из них он озвучил в ходе мероприятия, посвящённого экопрограмме ЧМК 15 января). По его словам, с 2017 г. в Челябинске сократился не только общий объём выбросов (на 39% или 84 тыс. т), но и количество вредных загрязняющих веществ — на 17,2%. При этом самый заметный эффект дала рекультивация челябинской городской свалки — снижение на 62,8 тыс. т.
Вице-губернатор рассказал парламентариям, что предприятия готовы выделять средства на модернизацию, но многим из них недоступны предусмотренные ранее технологии.
При этом чиновник подчеркнул, что работа идёт и даже выходит за рамки федеральных планов: уже 33 предприятия области заключили дополнительные двухсторонние соглашения с правительством региона для дополнительных мероприятий в рамках проекта.
Также он заявил, что большой вклад в загрязнение вносят мелкие предприятия, в том числе неучтённые как источники влияния на экологию. Зачастую они «прячутся в подбрюшье» крупных, искажая своими собственными выбросами данные мониторинга.
У нас цинковый завод решил эту проблему: выкупил всю землю вокруг себя, выгнал всех арендаторов, которые что-то там жгли. Теперь там зелёный газон, совершенно другая картина, — рассказал Александр Козлов.
Ту же проблему отметил челябинский депутат ГД Владимир Бурматов, предложив жёстко контролировать малый бизнес, влияющий на качество атмосферного воздуха — как минимум, регистрировать его в этом качестве, тем самым заставляя принимать какие-то экозащитные меры.
Кроме того, депутат призвал сделать ключевым критерием исполнения проекта не цифры, а удовлетворённость граждан и срочно принять закон, совместно разработанный им и Дмитрием Кобылкиным, предусматривающий ответственность за сокрытие и искажение информации об экологической ситуации.
Также парламентарий предложил «перевести в практическую плоскость» контроль над неприятными запахами (правда, не уточнив, каким образом предлагается замерять «вонючесть» выбросов).
Самая частая суть жалоб — «воняет»! Людям бесполезно говорить, что у нас что-то там на сколько-то снизилось, перестало вонять — значит, заработало, — объяснил Владимир Бурматов.
Однако среди исполнительной власти есть и другая точка зрения на «удовлетворённость граждан». Своё мнение на этот счёт высказал представитель Генпрокуратуры РФ.
Люди у нас привыкли ориентироваться на то, что почувствовали, а не на то, что на самом деле есть. Мы приезжаем на жалобы, но если проводим замеры, показываем, что превышения нет, а нам человек говорит, что задыхается, в обморок падает… Ну, это повод задуматься, — заявил он.
О проблемах доверия, в свою очередь, высказался и Александр Козлов:
Мы смотрели доклад Росгидромета — там у нас одно вещество «выстрелило», в докладе Роспотребнадзора, бах — другое вещество. Зайдите на наш сайт мониторинга, вот QR-код, посмотрите, что на постах — там опять немножко по-другому. Люди в растерянности, — сказал замгубернатора.
Он предложил создать в Челябинской области пилотный проект общей системы мониторинга, чтобы данные различных надзорных ведомств, а также муниципальных и корпоративных эколабораторий не расходились между собой.
Как и вице-губернатор, глава регионального минэкологии Сергей Лихачев считает, что проект идёт в заданных рамках. В ходе своего выступления на ЧМК 15 ноября он напомнил о том, что в этом году после долгих проволочек всё же стартовала программа квотирования: по словам министра, именно она даст «улучшение в качестве выбросов».
Уровень загрязнения у нас с начала проекта снижается, некоторая стабилизация в Челябинске — следствие изменения методики расчёта, но тем менее, в 1996 году у нас уровень загрязнения был 40, теперь — 7,4. Что ещё надо доказывать?
По словам Сергея Лихачева, все промпредприятия в Челябинске «стараются», но едва ли не самым весомым источником загрязнения городского воздуха является транпорт.
В дни НМУ — а их у нас уже 180 на протяжении года — доля транспорта повышается до 60%, это абсолютно точные цифры, — сообщил министр.
На значимость автомобильных выхлопов обратили внимание и участники парламентских слушаний: эколог Фонда развития экологических инициатив «Компас» Григорий Каваносян предложил проводить мониторинг уровня транспортной загрязнённости с помощью ГИБДД и включить регистрацию этих данных в поправки федерального закона об экомониторинге: сейчас, по его словам, автомобили совершенно выпадают из поля зрения надзорных органов.
Позже «Компас» сообщил, что планирует провести «народные выезды» в качестве общественных наблюдателей за успехами проекта.
Делегация общественников отправится с дозором в города-участники, чтобы придать проекту прозрачности и ускорения, — пишут активисты.
Участие в «народном» мониторинге вместе с фондом уже подтвердили представители Общественной палаты РФ, Национального экологического центра, «Молодой гвардии» и других объединений. Одними из первых делегации планируют посетить Омск и Челябинск. Убедит ли челябинцев мнение «внешней аудитории» — остаётся только гадать.