Меню

Пётр Вагин: «При такой ставке из кризиса не выйти»

Иллюстрация: пресс-служба Челябинского механического завода

Промышленный комплекс Челябинской области в последние годы прирастал. Однако бизнес говорит о сложностях продаж продукции и инвестирования из-за высоких ставок.

Своим видением ситуации поделился генеральный директор Челябинского механического завода, лауреат премии «Человек года — 2021» в номинации «Промышленность» Петр Вагин.

— Мои прогнозы в сфере промышленности довольно пессимистичны: 2025-й станет абсолютно не похож на любой другой год и точно будет хуже. 19 января были введены серьезнейшие санкции в отношении российских нефтяных компаний, соответственно, сократятся поступления в бюджет, что приведет к раскручиванию инфляции и повышению ключевой ставки. Нам уже всё равно, как она изменится: 23, 25, 27 процентов — роли не играет. Если промышленное предприятие зарабатывает 7–10%, то это хорошо. Как только ставка превышает этот уровень, для нас становится невыгодно работать и вкладывать в производство.

Наш завод выпускает средства производства. Кран — это инструмент, который должен приносить деньги нашему покупателю. У него примерно такие же границы заработка, как и у нас. Если ключевая ставка 23%, то он должен докладывать свои средства, чтобы приобретать технику. Нормальный человек кран сейчас не купит ни за наличные, ни в кредит, ни в лизинг. И эта ситуация характерна не только для нашей сферы, а вообще промышленности, потому что деньги проще положить в банк и получить 23% годовых по депозиту, а тот же кран никогда такого дохода не принесет, потому что его услуга — часть затрат компании или муниципалитета. Пока такая ставка, мы из кризиса не выйдем.

В сложнейшей ситуации находится и строительная отрасль, которая наработала жирок на низкой ипотечной ставке, но надолго его не хватит. Сейчас адекватный человек не станет брать кредит под 28%, и доля (объем) нераспроданного жилья будет увеличиваться. Если строитель не сможет продавать, он не будет и строить, а значит, и покупать кран.

Встанем мы, потом — заводы, производящие шасси, затем — металлургические предприятия, потому что не надо будет столько железа, сколько потреблялось раньше.

Сейчас задача правительства — стимулировать спрос. Однако крупные, в том числе государственные, компании ведут себя некрасиво: многие закупают иностранную технику, прежде всего в Китае, вместо того чтобы помогать нам, отечественным производителям.

С утилизационным сбором тоже всё непросто. Достаточно посмотреть статистику: количество проданной спецтехники в России распределяется таким образом, что импортной почти в четыре раза больше по итогам 2024 г. Хотя еще в 2020–2022 гг. ситуация была противоположной. То есть нашу отрасль в России просто убивают. Коллизия с утильсбором заключается в том, что если ты ввозишь шасси, то на таможне платится без НДС 4 млн 300 тыс., а если кран — то всего 906 тыс. руб. Такой у нас закон. Мы обратились в правительство страны с инициативой повысить утилизационный сбор на готовую продукцию, который должен быть выше, чем на шасси, чтобы уравновесить наши возможности. Конечно, стране важно сохранять партнерские отношения с Китаем, но это должно быть не в ущерб российским промышленникам. Сейчас от конкуренции с иностранными поставщиками страдают производители и автобетоносмесителей, и отдельных тягачей, и самосвалов. Наши цены выше, чем на иностранную технику, по многим причинам, начиная от подорожания шасси и заканчивая увеличением стоимости железа, энергетики, трудовых ресурсов…

Не приходится надеяться и на улучшение ситуации на мировом уровне. Новый президент США Дональд Трамп говорит, что готов договариваться с главой нашего государства Владимиром Путиным, а сам тут же велит Саудовской Аравии увеличивать добычу нефти, чтобы Россию уложить на лопатки. Это опять же риск снижения поступлений в бюджет. На экономику также может повлиять развитие ситуации на Украине. У России появились новые территории, которые богаты природными ископаемыми, а это основа металлургии. Конечно, противоположная сторона не хочет их терять, а значит, быстро конфликт не закончится, нам будут вставлять палки в колеса.

Наша задача — за это время не растерять людей и компетенции, не уйти в минус. Нам повезло: в прошлые годы неплохо развивались. В этом году мы отказались от амбиций получения большой прибыли и перешли в разряд «Макдоналдса»: делаем дешевые «пирожки» в большом количестве. Почему это важно? У наших сотрудников сдельная оплата, они должны выпускать определенное количество продукции, чтобы не потерять заработок.

При этом в Челябинске процветает «работодательский экстремизм»: специалистов переманивают обещанием более высокого заработка, хотя на практике оказывается не совсем так, и люди возвращаются. А мы, обучив человека, теряем его и пусть даже на месяц-три вынуждены искать замену.

Какой для нас возможен выход из кризиса, в который мы скатываемся? Диверсификация производства не поможет, потому что при «ключе» 23% любой бизнес вести невозможно: чем бы ты ни занимался, такой прибыли не получишь.

Однако мы не собираемся сдаваться и сидеть сложа руки. Ставим задачу не получить много денег, а не потерять их. Это сейчас самое главное. 70% нашей загрузки составляет производство автомобильных кранов, а остальное — спецзаказы. Наиболее дорого мы продаем свои компетенции в части всего, что касается объемно-силовых конструкций и/или грузоподъемных операций. Если заказчику нужно произвести что-то неформатное, то мы это сделаем, но решение задачи будет дорогим, потому что мы хотим возврата своих интеллектуальных и трудовых инвестиций. Так, к примеру, мы делали кран для проведения геофизических исследований на морской ледостойкой платформе «Приразломная» или гусеничные краны (первые в мире!) для работы в Антарктике. Никто до нас такого не делал. Пара таких проектов в 2025 г. позволит нам пережить этот непростой период.

Из позитивного отмечу помощь губернатора и Минпрома Челябинской области. В прошлом году применение налогового вычета позволило нам приобрести новые станки на 300 млн руб. В этом году мы реализуем амбициозный проект, связанный с комплексной роботизацией производства и процессов.

Читайте также прогнозы по другим отраслям:

Падение рынка продолжится. Что делать застройщику? Мнение Сергея Пахомова

Вызов для рыночной экономики: перспективы инфляции и курса валют. Мнение Александра Резепина

 
Подписывайтесь на  CHEL.DK.RU в Telegram.