Эксперт челябинского авторынка назвал сильные и слабые стороны китайских моделей

Эксперт челябинского авторынка назвал сильные и слабые стороны китайских моделей
Иллюстрация: из архива Александра Рулевского

Поворот на Китай: автомобильный рынок в России переориентировался на новых поставщиков и показал рекордные результаты по итогам 2024 г. А какие факторы будут влиять в 2025 году?

Своим мнением о перспективах автомобильного рынка с CHEL.DK.RU поделился заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ, в недавнем прошлом президент Ассоциации автомобильных дилеров Челябинска Александр Рулевский.

— Для начала, приведу несколько знаковых чисел. В 2021 г. в России было продано порядка 1 млн 450 тыс. новых автомобилей, в 2022 г. — около 650 тыс., в 2023 г. — 1 млн 60 тыс., в 2024 г. — по предварительным данным, 1 млн 600 тыс. К последнему числу следует добавить еще примерно 140 тыс. единиц грузовой техники. Очень хорошие показатели, которые говорят сами за себя. 

Влияет ли высокая ставка на автомобильный рынок? Конечно. Но она не играет определяющую роль. Люди поняли, что без автомобиля им не обойтись, и покупают машины даже при дорогих кредитах и завышенных ценах. Им элементарно нужно добираться из условного Паркового на работу, например, в Ленинский район, а еще ребенка во Дворец спорта завезти, куда-то в магазин заехать и так далее. Понятно, что если автомобиль станет дешевле, то люди купят по две машины, а пока дорого — по одной. Но купят!

Чего я только не читал в последнее время: что рынок падает, переживает тяжелейший период…. Но из статистики мы видим, что он вышел на объемы продаж уровня до ковида. Такие показатели были в 2016-2018 гг., которые мы считали благополучными. В последние четыре года автомобильный рынок показал, что может преодолеть любые трудности.

Нигде в мире никогда не было такого, чтобы 95% производителей практически одномоментно встали и ушли, хлопнув дверью. Они рассчитывали на то, что российский рынок рухнет, но этого не произошло. Наш бизнес, связанный с автомобилями, быстро переключился на Китай, хотя десятилетиями работал с европейскими поставщиками.

Изменился ли автомобильный рынок? Да, и очень сильно. Поделюсь своим видением ключевых тенденций и перспектив его развития на ближайшую перспективу.

Во-первых, произошла массовая переориентация на китайских производителей. В транспортном потоке в наших городах на сегодняшний день около 30% — это именно такие машины. Потребители в них поверили.

Если еще в течение года-полутора европейцы не вернутся, о многих из них можно будет забыть.

Китайские автомобили существенно отличаются от европейских своим наполнением. Это «мини-компьютер на колесах». Мне, например, это не нравится: будто работаешь с ЭВМ или мобильным телефоном. Зато молодому поколению интересно. Когда потребитель привыкнет к таким автомобилям, переход к более консервативным европейским моделям будет таким же мало возможным, как переход со смартфона на кнопочный телефон. 

Слабая сторона китайских марок — это то что у них нет истории. У большинства потребителей, в прошедшие годы, сложилась определенная практика: продать свой старый автомобиль и использовать эти деньги в качестве первоначального взноса за новый, а остальное — либо собственные средства, либо автокредит. Сейчас пока непонятно, что представляет собой китайское авто на вторичном рынке. Хотя я знаю примеры, когда люди уже использовали эту схему. Но это пока не всеобщая практика.

Когда российский потребитель увидит, какие деньги останутся у него через три-пять лет эксплуатации китайского автомобиля — всё, можно будет сказать, что китайцы зашли на наш рынок основательно.

Во-вторых, на улицах появляется всё больше электромобилей. Я считаю, что для нашей страны лучше подходят гибриды, потому что «электричка» — это во многом продукт политический, а не экономический. С точки зрения экологии он бессмысленный, потому что берет электроэнергию не от солнца или ветра, а ту, которую вырабатывают тепловые электростанции при гигантских выбросах вредных веществ.

Чтобы насытить рынок «электричками», нужно провести революцию: поставить десятки тысяч зарядных станций. А для этого необходимо использовать много меди и других полезных ископаемых. Чтобы заменить транспорт в Челябинске, нужно, как минимум, две новых электростанции построить, а в мире — сотни, если не тысячи. Плюс к этому нужно решить проблему с утилизацией тяговых батарей, которую пока никто в мире не решил.

Есть еще одна проблема у электрического транспорта — на морозе быстро садится аккумулятор. Но сейчас зимы теплые. Если климат не поменяется, то такие машины будут всё больше продвигаться. Лет 12 назад один из топ-менеджеров «Рено» сказал мне, что, производя электромобили, они хотят защититься от конкуренции с Китаем. У них, говорил он, 230 автозаводов, и они нас побьют своими темпами производства. А вот в «электричках» мы лидеры. Если расчет был на это, то и европейцы, и американцы проиграли. Сегодня Китай — признанный лидер в производстве электромобилей. Сейчас Трамп (президент США Дональд Трамп, — прим. редакции) пообещал ввести заградительные пошлины на китайские электромобили, Европа также от них закрывается. И понятно почему: китайские электромобили сегодня по своей наукоемкости впереди планеты всей. И учитывая наши близкие отношения с этой страной, такие машины к нам пойдут более активно, безусловно.

Третий фактор, который будет влиять на рынок, — это продажи автомобилей с применением онлайн-технологий, через маркетплейсы. Это началось в 2021 г., в числе первых поставщиков были южнокорейские компании. Процесс притормозился, но точно будет развиваться. И это сильно поменяет расклад на рынке.

Четвертая тенденция, в которую я сам долго не верил, — это развитие каршеринга. Молодое поколение сегодня привыкло брать в прокат электросамокаты, например. Они же их не покупают, а только пользуются. И это входит в привычку. Так же будет через несколько лет и с машинами: люди хотят не владеть, а пользоваться ими. Такова психология. И это меняет всё — от юридических до экономических основ отрасли. Доказано, что один арендный автомобиль заменяет 10 личных. Это означает, что их производство может сократиться в несколько раз.

Это общая картина, если же вернуться к дню сегодняшнему, то 2025 г. для нашего автомобильного рынка будет непростым, особенно начало года. Что означает покупка жителями страны 1,6 млн автомобилей? Что отложенный спрос в существенном объеме был удовлетворен. Плюс сыграли страхи, что с увеличением утилизационного сбора вырастут цены, а с повышением базовой ставки — автокредит станет еще дороже.

Поэтому я думаю, что в первой половине года рынок «просядет», но дальше все равно стабилизируется. Развитие событий будет зависеть и от того, завершится ли СВО. Еще три года назад я говорил в публикации «Делового квартала»: пройдет четыре месяца после окончания специальной военной операции, и европейские производители вернутся в Россию налаживать контакты. Я готов это повторить.

Но их обратный заход на российский рынок будет затруднен тем, что у китайских конкурентов за эти годы на нашем рынке появилась гигантская фора и плюс к этому запас рентабельности. Если европейцы попытаются играть с ними в ценовые войны, то проиграют. Они очень много потеряли за эти почти три года.

И напоследок, частные вопросы. Будут ли автомобили дешевле? Я думаю, нет. Все ли китайцы останутся? Нет. Есть такое негласное правило: чтобы бренд существовал на рынке, каждый его дилерский центр должен продавать минимум 20 машин в месяц. Иначе для дилеров это нерентабельно и придется вкладывать свои деньги. Не все китайские бренды могут обеспечить это своим представителям в России.

Сейчас слишком много новых марок. И мы понимаем, что это не параллельный импорт, потому что никому в голову не придет везти неофициально неизвестный бренд. Значит, у нас продолжают появляться новые китайские автомобили. Думаю, такой «марочный сумбур» еще около полугода продержится, может быть чуть дольше. А вот дальше останутся те, кто начал раньше: Haval, Geely и некоторые другие у нас уже надолго.

Рынок автомобилей с пробегом тоже будет меняться. Сейчас на нем представлены в основном европейские и азиатские модели: человек продает, например, свой старый Volkswagen и покупает новый Haval. Вторичный рынок поменяется спустя 3-5 лет, когда станет понятна остаточная цена китайских машин.

За сам автомобильный рынок у меня никаких опасений нет: он был, есть и будет. А вот внутри бизнеса идет «броуновское движение», и сейчас сложно сказать, кто и как выживет. Все игроки взяли китайцев, потому что других вариантов нет. А вот на правильную или неправильную марку сделана ставка? Кто ж знает сейчас? Время покажет.

Читайте также на CHEL.DK.RU: пока российский авторынок приходил в себя, китайцы заняли все ниши

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге временно закрыли ресторан «Мидийное место»В Екатеринбурге временно закрыли ресторан «Мидийное место»
  • Екатеринбург готов принять штабы госкомпаний. Это принесет ему 250-300 млрд руб. в годЕкатеринбург готов принять штабы госкомпаний. Это принесет ему 250-300 млрд руб. в год
  • Требования к локализации такси в этом году не заработают, их отложили на семь летТребования к локализации такси в этом году не заработают, их отложили на семь лет
  • «Кассовый разрыв — страшный сон предпринимателя, но его можно избежать» — Наталья Эйдинова«Кассовый разрыв — страшный сон предпринимателя, но его можно избежать» — Наталья Эйдинова
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.