Меню

Потребительские настроения на фоне мобилизации: исследование

Тотальный пессимизм и раздражение к «импортозаместителям», спад общей активности и стабильный доход: каким стал российский потребитель через 7 месяцев спецоперации?

Аналитики агентства OMD OM Group подвели итоги маркетингового исследования потребительских настроений в городах-миллионниках на конец сентября — после семи месяцев СВО и старта «частичной мобилизации».  

Уровень негативных оценок текущей ситуации и пессимистичных ожиданий от будущего в конце сентября приблизился к мартовскому: при этом общую ситуацию в стране оценивают позитивно лишь 19% опрошенных, и столько же смотрит в будущее с оптимизмом.  

 

На фоне этого большая часть брендов, в том числе локальных, пытается выстраивать коммуникацию по принципу «обнимите своих клиентов», однако это получается не у всех. Подробно о том, как вести реалмную кампанию в ситуации общей подавленности, тревоги и паники читайте в материале CHEL.DK.RU:
«Апокалипсис — лучшее время, чтобы завоевать лояльность»

При этом потребительского бума на фоне новостей о мобилизации, в отличие от начала СВО, не случилось: продуктами впрок решило закупиться впятеро меньше опрошенных, чем в марте (9% против 46%).

Судя по выборке OMD OM, не случилось и сильного изменения в экономическом положении россиян: большая часть отмечает, что их доходы к октябрю не изменились, а у 13% даже выросли. Сбережения «подъели» 10% опрошенных, однако у 40% из них ещё имеется та или иная «подушка безопасности».

На фоне этого беспокойство потребителей вызывает не столько рост цен, сколько сокращение ассортимента: треть и более опрошенных отмечают сокращение ассортимента безалкогольных напитков, бытовой химии, кофе и кормов для животных. При этом новые «импортозамещающие» бренды у многих вызывают неприязнь: не менее 20% их упоминаний в соцсетях — негативные, и чем сильнее «мимикрия» тем больше потребителей называют продукт «подделкой».

С другой стороны, позитивные реакции, особенно у молодёжи, вызывают эко-инициативы бренда: чуть меньшую, но заметную роль играют и социальные практики компании. Кроме того, молодые потребители остро ощущают сокращение ассортимента развлекательного контента: «большого» кинопроката, концертов и спортивных соревнований.

Респонденты чувствуют дефицит всего, особенно досуга. Тот, кто найдет, что предложить потребителю, сможет успешно выделиться среди конкурентов, — отмечает руководитель группы по медиаисследованиям OMD Евгений Михайлов.

Что касается региональной специфики, эксперты отмечают, что большое количество локальных, зачастую более доступных и уже «раскрученных» марок помогло регионам менее болезненно пережить уход западных брендов на уровне потребительской корзины. Кроме того, можно предположить, что дефицит зарубежных блокбастеров здесь по-прежнему удаётся отчасти компенсировать «параллельным импортом», тогда как крупные федеральные прокатчики этого позволить себе не могут.