Меню

«Город должен быть прежде всего комфортным»: зачем превращать Челябинск в smart city?

«Когда мы начинаем в городских сообществах спрашивать, чего им не хватает, возникают невообразимые чудеса. Люди готовы платить за удовлетворение своих потребностей, и бизнес начинает работать».

К 2035 году Челябинск должен превратиться в «город технологических инноваций»: этот тезис — ключевой в принятой в прошлом году стратегии развития. Однако понимаем ли мы сами, что такое smart-city, какие составляющие формируют это понятие? Что нужно добавить к модным экосистемам и мобильным приложениям для того, чтобы город был не только «умным», но при этом и удобным, комфортным для жизни? Ответы на эти вопросы попытались найти ведущие представители IT-индустрии Челябинска и эксперты по развитию территорий в ходе профильной панельной дискуссии на деловой секции летней Business Residence 2022 «Делового квартала».

Направление дискуссии задавал соавтор челябинской Стратегии-2035, директор Центра консалтинга и инвестиций «Стратегия роста» Олег Извеков. Он напомнил, что Челябинск стоит на лидирующих в стране позициях по внедрению «умных элементов» в городское хозяйство. Однако если в количественном отношении население Челябинска достаточно стабильно, то в качественном по-прежнему наблюдается отток.

Города сейчас борются за человеческий капитал, и мы эту атаку в Челябинске видим со стороны наших близлежащих соседей. Екатеринбург, Казань, Уфа, даже Тюмень, которая в последнее время активно «хантит» нашу молодежь — все они ведут масштабную и агрессивную пиар-компанию своих регионов, — отметил Олег Извеков.

Опытом того, как цифровизация способствует развитию малых городов, поделился Дмитрий Гришин, директор проектного офиса LEAN SMART CITY АО «Русатом Инфраструктурные Решения» госкорпорации «Росатом». Участников дискуссии и гостей в зале он попросил назвать элементы, которые, по их мнению, должны обязательно присутствовать в «умном городе». Перечень получился очень объемным: простота коммуникаций с властями и высокотехнологичные рабочие места как основа экономики города, роботизация уличного движения и приоритет общественного транспорта, современные образовательные проекты и хорошая экология. Однако общая идея звучала так: smart-city должен быть не только «умным», но, прежде всего, — комфортным для жизни; именно на удобство жителей должна быть нацелена работа всех технологических инноваций, чтобы они существовали не ради себя самих:

— Умный город — это достаточно общее и даже рыхлое понятие, под которым обычно имеют в виду все, что угодно. Зачастую, не задумываясь, а нужны ли вообще городу те или иные технологии? Я бы не стал рассматривать «пульс города» как некое единое целое, город — очень многоликая структура. Есть проблема транспорта, есть проблема ЖКХ, многое другое — и пытаться все это подгрести под одну гребенку, сказав, что все эти проблемы мы сейчас решим «умностью», не выйдет: это попросту не сработает. Даже когда мы внутри компании придумали какую-то новую «фишку», мы всегда задаем сами себе вопрос: «Зачем?». Четко определяем цель: тактическую, стратегическую, медийную, — и не беремся за те проекты, реальная польза от которых нам непонятна, — заметил директор центра промышленного интернета компании «Интерсвязь» Олег Плотников.

— Для меня, как для жителя, «Умный город» — это тогда, когда я увидел провалившийся колодец или разбитый трамвайный переезд, сфотографировал это и без лишних посредников и проволочек отправил это напрямую команде городской администрации. А затем увидел результат своего обращения — колодец поднялся, рельсы отремонтированы. Smart-city — это когда управление процессами переходит на вот такой, новый уровень: когда чиновники принимают решения на основе объективно полученной информации, а горожане получают сервисы, которые делают его счастливым. Если говорить о проблемах развития Челябинска, то наш город — не единственный, который столкнулся с оттоком интеллектуальной элиты, горожан, занятых в высокоприбыльных и высокотехнологичных сферах. Эти жители не ждут, пока Челябинск (или Миасс, или Златоуст) проведут реновацию и цифровизацию, и уезжают в столицу, а то и за рубеж. Проект, который мы сейчас реализуем, сейчас, по сути, является площадкой для исследований: как загородный поселок сделать полноценным городом-спутником, который аккумулирует и реализует лучшие мировые практики удобства и качества жизни. И, тем самым, дает время менее динамично развивающемуся мегаполису, чтобы стать таким же, — добавил девелопер загородного жилого комплекса «L-Town» Василий Курбацких.

— Как мне кажется, администрация Челябинска сейчас не принимает того участия, которое могла бы, в появлении в городе современных цифровых сервисов и крутых IT-компаний. За ставкой на «умный город» и «технологические инновации» должен стоять некий понятный и сформированный план действий. Технологическое предпринимательство — это сложная экосистема, здесь нужны и работа с идеями, со стартапами, венчурный рынок. Пока, к сожалению, ничего этого нет. Хотя, потенциал есть — у нас талантливые школьники-победители мировых олимпиад, большое количество IT-компаний с крутыми продуктами и проектами, о которых стоило бы рассказать, и которые могли бы послужить на благо цифровой трансформации города, — отметил директор регионального оператора фонда «Сколково» «IT-Park74» Дмитрий Козленков.

 

Рассказывая об опыте внедрения цифровых сервисов в городском хозяйстве «атомоградов», Дмитрий Гришин отметил, что проблема оттока населения вовсе необязательно связана с социально-экономическим и инфраструктурным развитием.

Дмитрий Гришин
«Русатом Инфраструктурные Решения»
Есть три традиционных элемента, успешность которых обычно говорит о том, что город развивается. Это создание инфраструктуры, высокооплачиваемых рабочих мест и достойной «социалки». Так вот, они не работают, когда мы говорим о человеческом капитале. Инфраструктура, в частности, вообще не является фактором удержания или привлечения людей — иначе бы население Иннополиса или Сколково было бы выше в десятки раз, а некоторые успешные локальные туристические проекты в сельской местности, в Ярославской области, например, не имели бы той популярности, которая у них есть. Важна такая вещь, как «позитивное ожидание будущего». В нашей работе одна из самых сложных задач — сделать так, чтобы родители не закладывали в детей с ранних лет мысль, что им надо хорошо учиться, чтобы потом уехать в областной центр или в столицу

Несколько лет назад мы проводили опрос с целью выяснить, почему IT-шники уезжают из Челябинска. Причины назывались разные, однако, нас удивило, что проблемы с экологией или инфраструктурой оказались вовсе не на первых местах. Людей больше беспокоило отсутствие интересных задач и больших проектов, а также зарплатный потолок, — добавил директор «IT-Park74» Дмитрий Козленков.

В развитии нестоличных городов существует проблема «глобализация против локализации», продолжил мысль представитель «Росатома». Он уточнил, что под «глобализацией» понимается приход на территорию крупных федеральных игроков — аналитика показывает, что это фактически убивает местный мелкий бизнес в смежных отраслях, которые не могут конкурировать с трансрегиональными компаниями. Соответственно, падают доходы местных бюджетов от поступлений НДФЛ. Однако позитивный опыт сопротивления экспансии федералов на местах все же имеется:

Ни в одном «атомном» городе нормально не работает «Яндекс.Такси». Зато отлично процветают локальные небольшие сервисы. В Оренбурге местные таксисты скинулись и купили сеть заправок, чтобы с помощью маржи от ее деятельности демпинговать «Яндекс». Локальные экосистемы, как и любой живой организм, начинают инстинктивно сопротивляться, когда чувствуют опасность. И это та сила и мотивация к выживанию, которую можно использовать во благо, — сказал Дмитрий Гришин.

О пользе от внедрения «умных» инструментов Дмитрий Гришин рассказал на примере Глазова — города с населением 96 тыс. человек в республике Удмуртия. Там проанализировали активность городских сообществ в соцсетях и мессенджерах и выяснили, что виртуально в той или иной степени в жизни города участвуют в полтора раза больше людей — порядка 150 тыс.

Бюджет Глазова в 1,7 млрд руб. на 80% состоит из обязательств перед бюджетниками, средства на развитие в нем фактически отсутствуют. При этом экономическая активность жителей аккумулирует около 150 млрд руб. ежегодно — Дмитрий Гришин считает, что какую-то часть этих денег можно было бы обратить на городские нужды, развивая цифровые сервисы и связывая их в прикладные зависимости, чтобы гражданину что-то стало удобнее потреблять на своей территории. Работать при этом можно не только с «физическими», но и с «виртуальными» жителями, которых больше.

Для Глазова проектный офис Гришина разработало технологическую платформу в формате единого городского приложения с несколькими mini-app’ами: госуслуги, ЖКХ, сквозная программа лояльности, информация из городских сообществ. Последнее автор концепции назвал особо важным источником информации в определении реальных потребностей жителей и удовлетворении их за счет социального проектирования.

Когда мы начинаем в городских сообществах спрашивать, чего им не хватает, возникают невообразимые чудеса. Мы взяли сообщество мамочек Глазова и узнали, что в нем есть подсообщество многодетных мамочек. И у них есть проблема-потребность — сидя с маленькими детьми на руках, они не могут добраться до молочной кухни и забрать положенные им продукты. Таких примеров много — мы рядом с каждой проблематикой ставим IT-специалистов, которые владеют технологией, и привлекаем представителей бизнеса. Предприниматели выясняют, что люди готовы платить за удовлетворение каких-то своих потребностей, и начинают работать. В Глазове молодой парень-студент занялся доставкой продуктов мамочкам с молочных кухонь и сейчас зарабатывает с нее 70 тыс. руб. чистой прибыли в месяц — вдвое больше средней зарплаты по городу, — привел пример Дмитрий Гришин.

Разработка платформы, по словам представителя «Росатома», обошлась в 10 млн руб. Подобные, созданные с привлечением IT социально значимые проекты с возможностью дохода помогают стимулировать к аналогичным тратам и местные элиты, а также вовлекать молодежь в разработку стартапов, решая попутно и задачи профориентации.

Подробнее о других мероприятиях Business Residence 2022 «Делового квартала»: 
В Челябинске отгремела Business Residence 2022
Деглобализация, стройка в кризис, «умный город»: деловой форум на Business Residence