Это уже добрая традиция – каждый год после майских праздников проводить бизнес-диалог с руководителем Промсвязьбанка в нашем регионе. Андрей Рочев ответил на вопросы нашего кореспондента.
Это период, когда кредитные организации подводят итоги за прошлый год. Бизнесмены строят планы на перспективу. А клиенты мечтают об отпуске в кредит или покупке квартиры в ипотеку. Впрочем, есть и еще один повод для встречи с управляющим Челябинским филиалом «Промсвязьбанк» Андреем Рочевым: день рождения банка.
Андрей Ефимович, разрешите поздравить вас с очередным, уже 16-м днем рождения банка. Вы все ближе к совершеннолетию. Значит, стали еще опытнее и профессиональнее?
– Спасибо. Действительно, банк за минувший год стал взрослее во всех смыслах. Мы активно развивали розничное направление, в первую очередь – потребительское кредитование, спрос на которое в последнее время ощутимо вырос. Очень продуктивно работали с малым и средним бизнесом, одно из весомых достижений в этой сфере – подписание соглашения с Фондом содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области. Взаимодействие банка и Фонда выгодно, в первую очередь, тем бизнесменам, у которых недостаточно залогового обеспечения для получения кредита – в этом случае, благодаря поручительству Фонда, они имеют возможность получить необходимые для развития бизнеса средства.
В 2010 г. за вклад в развитие предпринимательства Челябинский филиал Промсвязьбанка был удостоен премии «Финансовая гордость Южного Урала» в номинации «За активную поддержку малого и среднего бизнеса».
А еще, несмотря на все трудности посткризитисного периода, «вышли на прибыль»…
– По результатам отчетности по международным стандартам в 2010 г. банк заработал почти 2,5 млрд руб. чистой прибыли и продемонстрировал 14-процентный рост кредитного портфеля, что превышает средние темпы по банковской системе (до вычета резервов он составил 311 млрд руб.). Средства на депозитах и текущих счетах клиентов увеличились на 2,6% и составили 297 млрд руб. Прибыль говорит об успешном преодолении негативных тенденций, а рост кредитного портфеля подтверждает сильные конкурентные позиции нашего банка. В 2011 г. мы также планируем показать рост выше рынка. И основной упор делаем на такие продукты для корпоративных клиентов, как факторинг (с гордостью отмечу, что тут мы являемся абсолютным лидером в России) и международное финансирование (в прошлом году каждый десятый аккредитив в стране выдавался именно нашим банком). Будем продолжать взаимовыгодное сотрудничество с малым и средним бизнесом. Также мы вернулись на розничный рынок с весьма интересными предложениями.
Каждый месяц Промсвязьбанк предлагает своим клиентам какой-то новый продукт или услугу. Как это удается?
– Мы осознанно сделали ставку на планомерное внедрение самых «продвинутых» бизнес-идей. Поэтому недавно ставшее столь модным понятие «инновации» для банка не пустой звук: постоянно совершенствуем наш продуктовый ряд и кредитные процессы, чтобы они были более удобными и востребованными. К примеру, мы ввели упрощенную и стандартизованную процедуру кредитования предприятий в области электроэнергетики, а в систему принятия решений по розничным кредитам полностью внедрили принцип «Risk Based Pricing», благодаря которому процентные ставки по кредитам рассчитываются индивидуально для каждого клиента. Недавно Промсвязьбанк приобрел 51% доли в уставном капитале ООО «Касса 24», которую рассматривает как партнера-разработчика новейшей безбумажной технологии по приему коммунальных платежей. Зарегистрированное программное обеспечение позволит потребителям по электронной квитанции оплатить услуги без ввода данных, а поставщикам – контролировать весь процесс сбора и учета платежей в режиме онлайн.
Промсвязьбанк также славится своим интернет-банкингом. Как пользователь PSB-Retail, могу подтвердить: очень удобно и качественно.
– Благодарю за оценку. Мы постоянно совершенствуем наши системы дистанционного банковского обслуживания для частных и для корпоративных клиентов. В апреле дали возможность пользователям открывать через PSB-Retail вклады, пополнять их, совершать расходные операции. Следующим шагом в развитии интернет-банка станет возможность оформить заявку на кредит и кредитную карту онлайн, эту услугу мы планируем реализовать во втором полугодии. Напомню, что через наш интернет-банк также можно оплачивать услуги и совершать платежи, покупать и продавать валюту, оформлять заказы на выпуск банковских карт, погашать кредиты, получать выписки по счетам за любой период времени. Наши клиенты весьма активно проводят коммунальные интернет-платежи, пополняют счета мобильных телефонов. Уже сегодня в PSB-Retail доступно проведение платежей в адрес более 350 компаний по готовым шаблонам и по произвольным реквизитам. Большая часть таких платежей – без комиссий. Учитываем стремление продвинутых пользователей вести расчеты через мобильники, iPhone и коммуникаторы: у нас есть мобильная версия PSB Retail для устройств с маленьким экраном. Для них разработали приложение, которое позволит получать сведения о банкоматах и отделениях, курсах валют, спецпредложениях, скидках по картам и другую полезную информацию.
Одно из заметных ваших розничных предложений – ипотека. Причем, сразу в четырех вариантах.
– Ипотека для нас – одно из стратегических направлений розничного бизнеса банка. Разрабатывая программы кредитования на приобретение квартиры на первичном рынке недвижимости и на «вторичке», как под залог приобретаемой недвижимости, так и имеющейся в собственности, мы хотели учесть потребности наших клиентов. Они позволят приобрести в кредит комнату, квартиру, дом, таун-хаус, недвижимость за рубежом – без первоначального взноса, а также у любого застройщика на любой стадии строительства. Оформить ипотеку в Промсвязьбанке возможно без страхования, учитывая доход до четырех членов семьи. Досрочное погашение – без каких-либо штрафных санкций. Кстати, у нас есть программы, которые помогут купить недвижимость не только частным заемщикам, но и предприятиям малого и среднего бизнеса. Это продукт «Коммерческая недвижимость». По всем видам ипотеки клиентов консультируют специалисты Челябинского ипотечного центра.
Уже третий год вы подтверждаете свое место в ТОП-5 среди банков, которые наиболее активно работают с предпринимателями.
– Для нас кредитование малого и среднего бизнеса – не дань моде. Мы начали кредитовать малый и средний бизнес в 2007 г., несмотря на кризис, не останавливали это сотрудничество, хотя наша кредитная политика стала в этот период более консервативной. Что касается итогов 2010 г., то основную коммерческую активность увидели только с середины года. По программе кредитования МСБ в прошлом году банк выдал кредитов больше чем на 77 млрд руб. Челябинский филиал за 4 месяца работы в 2011 г. выдал кредитов на сумму 197 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прирост портфеля ссудной задолженности составил 86%. Эти показатели лишний раз говорят о том, что кредитование МСБ для нас – одно из приоритетных направлений.
Растет спрос на инвестиционное финансирование: клиенты стали развивать бизнес, модернизировать оборудование, покупать недвижимость, в том числе, взамен арендованных площадей. Поэтому мы разработали продукты с суммой до 120 млн руб. и сроком кредитования до 10 лет. Сейчас средний срок кредита составляет два года, а мы хотим, чтобы он увеличился до трех с половиной лет. Вообще же наша цель – выдавать кредиты со средним сроком от пяти до семи лет. Что касается сумм, в настоящее время средний лимит утверждаемого кредита составляет 3 млн руб., а к концу этого года планируем увеличить его вдвое.
Чтобы все большее число клиентов могли воспользоваться вашими продуктами, нужно понимать, как будет развиваться география Промсвязьбанка? И чего ждать жителям нашего региона?
– Прошлогоднее присоединение трех дочерних банков в Ярославле, Волгограде и Нижнем Новгороде – один из немногочисленных примеров успешной консолидации на российском рынке. В этом году планируем открыть представительство в Казахстане. С интересом продолжаем развивать бизнес в Украине, считая, что экономика там с одним из самых высоких потенциалов среди стран СНГ. Пять оперофисов Промсвязьбанка появятся в новых для нас субъектах России: это Курск, Калуга, Ульяновск, Астрахань и Архангельск. А в целом до 2013 г. количество точек по стране должно вырасти на 50 %. В Челябинске изначально планировалось открыть четыре дополнительных офиса в 2012 г. Но процесс идет с опережением, и Правлением банка уже принято решение об открытии первого из этих четырех офисов в конце лета 2011 года.
– Они молодцы, настоящие профессионалы, именно благодаря их работе филиал успешно пережил все кризисные и посткризисные времена. В прошлом году к бренду Промсвязьбанка был добавлен слоган «Мы с вами», чтобы внести свежие эмоции в восприятие банка. Так мы показываем: банк живет не сам по себе, а пытается понять, что нужно его клиентам. Мы своих клиентов никогда не подведем!
Финансовый директор ООО ПТК «Союз-Полимер» Светлана Николаевна Бритнер:
Поздравляем Промсвязьбанк с совершеннолетием!
Всем известно, 16 лет – прекрасный возраст. В 16 лет подводятся первые итоги и строятся грандиозные планы на будущее. Итоги первых 16 лет впечатляют. Промсвязьбанк – замечательный деловой партнер, с которым с удовольствием общаешься и строишь планы на будущее. Желаю коллективу банка оптимизма, удачи и новых побед!
Генеральный директор ООО «Торговый Дом «Трубосталькомплект»
Надеждина Инна Григорьевна: