Челябинцы взъелись на эпатажную рекламу

Количество жалоб жителей Челябинска на эпатажную рекламу с каждым годом растет. Особенно часто под прицел надзорных органов попадают ночные клубы, «займы до зарплаты» и БАДы.

Около 300 жалоб на непристойную, хамскую и лживую рекламу ежегодно направляют челябинцы в УФАС. В этом году цифра, по прогнозам ведомства, может вырасти в полтора раза. 

Анна Козлова
Анна Козлова
руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб., на организации — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Ежегодно мы выносим предписания с наложением штрафа на 2 млн руб. Сумма могла бы быть значительно выше, но есть установка на поддержку малого и среднего бизнеса: на предпринимателей, которые впервые нарушили законодательство о рекламе, вместо штрафа налагается такая мера общественного порицания, как предупреждение.

На особом контроле ведомства находится наружная реклама: к визуальным изображениям, которые могут размещаться вблизи детских садов, школ, больниц и учреждений культуры, предъявляются более жесткие требования. Так, только с начала года ведомство разбирало более сотни обращений жителей региона по поводу рекламы, размещенной на щитах и билбордах. «Мнений может быть много, но даже если даже десять-двадцать человек сказали «нет» какой-то рекламе — это явный сигнал», — считает руководитель УФАС.

Олег Гришанков
Олег Гришанков
председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств Челябинска (АРКА)
Тренда на лавинообразоный рост эпатажной рекламы нет, в Челябинской области точно. Заказчики наружной рекламы, как правило, достаточно консервативны во взглядах. А крупные рекламные агентства, если возникают сомнения, согласовывают эскизы и макеты, которые могут быть истолкованы двояко, чтобы заранее узнать точку зрения антимонопольного ведомства и не встревать ни в какие истории. Как правило, вызывающую рекламу используют для продвижения не местные компании, а франчайзи федеральных брендов, то есть это единая рекламная кампания на всю страну, которую штампуют в каждом регионе.

Один из недавних громких скандалов по поводу непристойной рекламы был связан с открытием в Челябинске бара сети из Санкт-Петербурга. Как сообщал DK.RU, в августе пять челябинцев обратились в УФАС с жалобой на рекламу бара Nebar, посчитав, что она оскорбляет чувства «нравственно здоровых людей». На стенах здания, расположенного на Кировке, были размещены фотографии девушек, которые сопровождали скабрезные надписи: «войди в меня», «люблю сверху» и «никогда не отказываю». Покоробившие горожан рекламные конструкции были демонтированы, а администрация заведения пояснила, что двусмысленные надписи на временной вывеске бара призваны были показать челябинцам, что их всегда рады видеть в заведении.

За излишнюю фривольность рекламы поплатились и мужские СПА-салоны «Империя SPA» и «Калиостро», а также сайт с купонами «Гилмон», на котором и были размещены непристойные, по мнению горожан, фотографии. 

Екатерина Захарова
директор по развитию компании Forma
Реклама мужских СПА-салонов вызывает массу нареканий и обвинений в том, что тем самым мы растлеваем народ. Но это ханжество. И, как правило, недовольство высказывают люди определенной возрастной категории, с предсказуемыми поведенческими стереотипами.

Много шума наделала и реклама одного из мероприятий танцевального бара Meet.point, которая распространялась в соцсетях и на сайте заведения. Словосочетание «Очень плохая училка» рядом с фотографией девушки в эротическом белье, по мнению одного из жителей Магнитогорска, порочат образ преподавателей.

«В наружной рекламе крайне редко встречаются удачные примеры эпатажа, который бы достигал поставленной цели — продать потребителю некий товар или услугу: чаще это эпатаж ради эпатажа. Это же можно сказать и о попытках использовать в рекламе юмор», — говорит Олег Гришанков.

Реклама должна вызывать когнитивный диссонанс, чтобы пробиться к подсознанию потребителей, уверен Андрей Бабин, врач-психиатр с многолетним стажем. «Реклама должна бить не в бровь, а в глаз — во время шока, когда человек испытывает сильные эмоции: смятение, гнев, недоумение — все установки слетают, и он становится особенно ведомым, внушаемым», — утверждает эксперт.

Стоит отметить, что факт нарушения законодательства о рекламе подтверждается только в каждом пятом случае, который разбирается в УФАС. Особенно часто предписания выносятся по ненадлежащей рекламе медицинских услуг и БАДов, а также финансовых услуг: например, в рекламе указано, что предоставляется рассрочка, а на самом деле речь идет о потребительском кредите.

Главная же проблема, по мнению руководителя УФАС, заключается в длительной процедуре разбирательства: от момента поступления обращения до вынесения вердикта проходит не менее полугода. «Вспоминается история, когда ночной клуб разместил непристойную наружную рекламу прямо напротив школы: пока мы с одной рекламой боролась, появилась другая, а потом и третья — и к этому времени выяснилось, что баннер был смонтирован объекте культурно-исторического наследия, что в принципе противоречит закону», — рассказывает Анна Козлова.

ЧАСТЬ 6 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ

 
В рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
 

При подготовке материала использованы фрагменты записи ток-шоу «Час полит» ГТРК «Южный Урал»

 

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.