Челябинцы взъелись на эпатажную рекламу

Количество жалоб жителей Челябинска на эпатажную рекламу с каждым годом растет. Особенно часто под прицел надзорных органов попадают ночные клубы, «займы до зарплаты» и БАДы.

Около 300 жалоб на непристойную, хамскую и лживую рекламу ежегодно направляют челябинцы в УФАС. В этом году цифра, по прогнозам ведомства, может вырасти в полтора раза. 

Анна Козлова
Анна Козлова
руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
Нарушение рекламодателем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб., на организации — от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Ежегодно мы выносим предписания с наложением штрафа на 2 млн руб. Сумма могла бы быть значительно выше, но есть установка на поддержку малого и среднего бизнеса: на предпринимателей, которые впервые нарушили законодательство о рекламе, вместо штрафа налагается такая мера общественного порицания, как предупреждение.

На особом контроле ведомства находится наружная реклама: к визуальным изображениям, которые могут размещаться вблизи детских садов, школ, больниц и учреждений культуры, предъявляются более жесткие требования. Так, только с начала года ведомство разбирало более сотни обращений жителей региона по поводу рекламы, размещенной на щитах и билбордах. «Мнений может быть много, но даже если даже десять-двадцать человек сказали «нет» какой-то рекламе — это явный сигнал», — считает руководитель УФАС.

Олег Гришанков
Олег Гришанков
председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств Челябинска (АРКА)
Тренда на лавинообразоный рост эпатажной рекламы нет, в Челябинской области точно. Заказчики наружной рекламы, как правило, достаточно консервативны во взглядах. А крупные рекламные агентства, если возникают сомнения, согласовывают эскизы и макеты, которые могут быть истолкованы двояко, чтобы заранее узнать точку зрения антимонопольного ведомства и не встревать ни в какие истории. Как правило, вызывающую рекламу используют для продвижения не местные компании, а франчайзи федеральных брендов, то есть это единая рекламная кампания на всю страну, которую штампуют в каждом регионе.

Один из недавних громких скандалов по поводу непристойной рекламы был связан с открытием в Челябинске бара сети из Санкт-Петербурга. Как сообщал DK.RU, в августе пять челябинцев обратились в УФАС с жалобой на рекламу бара Nebar, посчитав, что она оскорбляет чувства «нравственно здоровых людей». На стенах здания, расположенного на Кировке, были размещены фотографии девушек, которые сопровождали скабрезные надписи: «войди в меня», «люблю сверху» и «никогда не отказываю». Покоробившие горожан рекламные конструкции были демонтированы, а администрация заведения пояснила, что двусмысленные надписи на временной вывеске бара призваны были показать челябинцам, что их всегда рады видеть в заведении.

За излишнюю фривольность рекламы поплатились и мужские СПА-салоны «Империя SPA» и «Калиостро», а также сайт с купонами «Гилмон», на котором и были размещены непристойные, по мнению горожан, фотографии. 

Екатерина Захарова
директор по развитию компании Forma
Реклама мужских СПА-салонов вызывает массу нареканий и обвинений в том, что тем самым мы растлеваем народ. Но это ханжество. И, как правило, недовольство высказывают люди определенной возрастной категории, с предсказуемыми поведенческими стереотипами.

Много шума наделала и реклама одного из мероприятий танцевального бара Meet.point, которая распространялась в соцсетях и на сайте заведения. Словосочетание «Очень плохая училка» рядом с фотографией девушки в эротическом белье, по мнению одного из жителей Магнитогорска, порочат образ преподавателей.

«В наружной рекламе крайне редко встречаются удачные примеры эпатажа, который бы достигал поставленной цели — продать потребителю некий товар или услугу: чаще это эпатаж ради эпатажа. Это же можно сказать и о попытках использовать в рекламе юмор», — говорит Олег Гришанков.

Реклама должна вызывать когнитивный диссонанс, чтобы пробиться к подсознанию потребителей, уверен Андрей Бабин, врач-психиатр с многолетним стажем. «Реклама должна бить не в бровь, а в глаз — во время шока, когда человек испытывает сильные эмоции: смятение, гнев, недоумение — все установки слетают, и он становится особенно ведомым, внушаемым», — утверждает эксперт.

Стоит отметить, что факт нарушения законодательства о рекламе подтверждается только в каждом пятом случае, который разбирается в УФАС. Особенно часто предписания выносятся по ненадлежащей рекламе медицинских услуг и БАДов, а также финансовых услуг: например, в рекламе указано, что предоставляется рассрочка, а на самом деле речь идет о потребительском кредите.

Главная же проблема, по мнению руководителя УФАС, заключается в длительной процедуре разбирательства: от момента поступления обращения до вынесения вердикта проходит не менее полугода. «Вспоминается история, когда ночной клуб разместил непристойную наружную рекламу прямо напротив школы: пока мы с одной рекламой боролась, появилась другая, а потом и третья — и к этому времени выяснилось, что баннер был смонтирован объекте культурно-исторического наследия, что в принципе противоречит закону», — рассказывает Анна Козлова.

ЧАСТЬ 6 СТАТЬИ 5 ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ

 
В рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
 

При подготовке материала использованы фрагменты записи ток-шоу «Час полит» ГТРК «Южный Урал»

 

 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.