«Город должен быть прежде всего комфортным»: зачем превращать Челябинск в smart city?

«Когда мы начинаем в городских сообществах спрашивать, чего им не хватает, возникают невообразимые чудеса. Люди готовы платить за удовлетворение своих потребностей, и бизнес начинает работать».

К 2035 году Челябинск должен превратиться в «город технологических инноваций»: этот тезис — ключевой в принятой в прошлом году стратегии развития. Однако понимаем ли мы сами, что такое smart-city, какие составляющие формируют это понятие? Что нужно добавить к модным экосистемам и мобильным приложениям для того, чтобы город был не только «умным», но при этом и удобным, комфортным для жизни? Ответы на эти вопросы попытались найти ведущие представители IT-индустрии Челябинска и эксперты по развитию территорий в ходе профильной панельной дискуссии на деловой секции летней Business Residence 2022 «Делового квартала».

Направление дискуссии задавал соавтор челябинской Стратегии-2035, директор Центра консалтинга и инвестиций «Стратегия роста» Олег Извеков. Он напомнил, что Челябинск стоит на лидирующих в стране позициях по внедрению «умных элементов» в городское хозяйство. Однако если в количественном отношении население Челябинска достаточно стабильно, то в качественном по-прежнему наблюдается отток.

Города сейчас борются за человеческий капитал, и мы эту атаку в Челябинске видим со стороны наших близлежащих соседей. Екатеринбург, Казань, Уфа, даже Тюмень, которая в последнее время активно «хантит» нашу молодежь — все они ведут масштабную и агрессивную пиар-компанию своих регионов, — отметил Олег Извеков.

«Город должен быть прежде всего комфортным»: зачем превращать Челябинск в smart city? 1

Опытом того, как цифровизация способствует развитию малых городов, поделился Дмитрий Гришин, директор проектного офиса LEAN SMART CITY АО «Русатом Инфраструктурные Решения» госкорпорации «Росатом». Участников дискуссии и гостей в зале он попросил назвать элементы, которые, по их мнению, должны обязательно присутствовать в «умном городе». Перечень получился очень объемным: простота коммуникаций с властями и высокотехнологичные рабочие места как основа экономики города, роботизация уличного движения и приоритет общественного транспорта, современные образовательные проекты и хорошая экология. Однако общая идея звучала так: smart-city должен быть не только «умным», но, прежде всего, — комфортным для жизни; именно на удобство жителей должна быть нацелена работа всех технологических инноваций, чтобы они существовали не ради себя самих:

— Умный город — это достаточно общее и даже рыхлое понятие, под которым обычно имеют в виду все, что угодно. Зачастую, не задумываясь, а нужны ли вообще городу те или иные технологии? Я бы не стал рассматривать «пульс города» как некое единое целое, город — очень многоликая структура. Есть проблема транспорта, есть проблема ЖКХ, многое другое — и пытаться все это подгрести под одну гребенку, сказав, что все эти проблемы мы сейчас решим «умностью», не выйдет: это попросту не сработает. Даже когда мы внутри компании придумали какую-то новую «фишку», мы всегда задаем сами себе вопрос: «Зачем?». Четко определяем цель: тактическую, стратегическую, медийную, — и не беремся за те проекты, реальная польза от которых нам непонятна, — заметил директор центра промышленного интернета компании «Интерсвязь» Олег Плотников.

«Город должен быть прежде всего комфортным»: зачем превращать Челябинск в smart city? 2

— Для меня, как для жителя, «Умный город» — это тогда, когда я увидел провалившийся колодец или разбитый трамвайный переезд, сфотографировал это и без лишних посредников и проволочек отправил это напрямую команде городской администрации. А затем увидел результат своего обращения — колодец поднялся, рельсы отремонтированы. Smart-city — это когда управление процессами переходит на вот такой, новый уровень: когда чиновники принимают решения на основе объективно полученной информации, а горожане получают сервисы, которые делают его счастливым. Если говорить о проблемах развития Челябинска, то наш город — не единственный, который столкнулся с оттоком интеллектуальной элиты, горожан, занятых в высокоприбыльных и высокотехнологичных сферах. Эти жители не ждут, пока Челябинск (или Миасс, или Златоуст) проведут реновацию и цифровизацию, и уезжают в столицу, а то и за рубеж. Проект, который мы сейчас реализуем, сейчас, по сути, является площадкой для исследований: как загородный поселок сделать полноценным городом-спутником, который аккумулирует и реализует лучшие мировые практики удобства и качества жизни. И, тем самым, дает время менее динамично развивающемуся мегаполису, чтобы стать таким же, — добавил девелопер загородного жилого комплекса «L-Town» Василий Курбацких.

— Как мне кажется, администрация Челябинска сейчас не принимает того участия, которое могла бы, в появлении в городе современных цифровых сервисов и крутых IT-компаний. За ставкой на «умный город» и «технологические инновации» должен стоять некий понятный и сформированный план действий. Технологическое предпринимательство — это сложная экосистема, здесь нужны и работа с идеями, со стартапами, венчурный рынок. Пока, к сожалению, ничего этого нет. Хотя, потенциал есть — у нас талантливые школьники-победители мировых олимпиад, большое количество IT-компаний с крутыми продуктами и проектами, о которых стоило бы рассказать, и которые могли бы послужить на благо цифровой трансформации города, — отметил директор регионального оператора фонда «Сколково» «IT-Park74» Дмитрий Козленков.

«Город должен быть прежде всего комфортным»: зачем превращать Челябинск в smart city? 3

 

Рассказывая об опыте внедрения цифровых сервисов в городском хозяйстве «атомоградов», Дмитрий Гришин отметил, что проблема оттока населения вовсе необязательно связана с социально-экономическим и инфраструктурным развитием.

Дмитрий Гришин
Дмитрий Гришин
«Русатом Инфраструктурные Решения»
Есть три традиционных элемента, успешность которых обычно говорит о том, что город развивается. Это создание инфраструктуры, высокооплачиваемых рабочих мест и достойной «социалки». Так вот, они не работают, когда мы говорим о человеческом капитале. Инфраструктура, в частности, вообще не является фактором удержания или привлечения людей — иначе бы население Иннополиса или Сколково было бы выше в десятки раз, а некоторые успешные локальные туристические проекты в сельской местности, в Ярославской области, например, не имели бы той популярности, которая у них есть. Важна такая вещь, как «позитивное ожидание будущего». В нашей работе одна из самых сложных задач — сделать так, чтобы родители не закладывали в детей с ранних лет мысль, что им надо хорошо учиться, чтобы потом уехать в областной центр или в столицу

Несколько лет назад мы проводили опрос с целью выяснить, почему IT-шники уезжают из Челябинска. Причины назывались разные, однако, нас удивило, что проблемы с экологией или инфраструктурой оказались вовсе не на первых местах. Людей больше беспокоило отсутствие интересных задач и больших проектов, а также зарплатный потолок, — добавил директор «IT-Park74» Дмитрий Козленков.

В развитии нестоличных городов существует проблема «глобализация против локализации», продолжил мысль представитель «Росатома». Он уточнил, что под «глобализацией» понимается приход на территорию крупных федеральных игроков — аналитика показывает, что это фактически убивает местный мелкий бизнес в смежных отраслях, которые не могут конкурировать с трансрегиональными компаниями. Соответственно, падают доходы местных бюджетов от поступлений НДФЛ. Однако позитивный опыт сопротивления экспансии федералов на местах все же имеется:

Ни в одном «атомном» городе нормально не работает «Яндекс.Такси». Зато отлично процветают локальные небольшие сервисы. В Оренбурге местные таксисты скинулись и купили сеть заправок, чтобы с помощью маржи от ее деятельности демпинговать «Яндекс». Локальные экосистемы, как и любой живой организм, начинают инстинктивно сопротивляться, когда чувствуют опасность. И это та сила и мотивация к выживанию, которую можно использовать во благо, — сказал Дмитрий Гришин.

О пользе от внедрения «умных» инструментов Дмитрий Гришин рассказал на примере Глазова — города с населением 96 тыс. человек в республике Удмуртия. Там проанализировали активность городских сообществ в соцсетях и мессенджерах и выяснили, что виртуально в той или иной степени в жизни города участвуют в полтора раза больше людей — порядка 150 тыс.

Бюджет Глазова в 1,7 млрд руб. на 80% состоит из обязательств перед бюджетниками, средства на развитие в нем фактически отсутствуют. При этом экономическая активность жителей аккумулирует около 150 млрд руб. ежегодно — Дмитрий Гришин считает, что какую-то часть этих денег можно было бы обратить на городские нужды, развивая цифровые сервисы и связывая их в прикладные зависимости, чтобы гражданину что-то стало удобнее потреблять на своей территории. Работать при этом можно не только с «физическими», но и с «виртуальными» жителями, которых больше.

Для Глазова проектный офис Гришина разработало технологическую платформу в формате единого городского приложения с несколькими mini-app’ами: госуслуги, ЖКХ, сквозная программа лояльности, информация из городских сообществ. Последнее автор концепции назвал особо важным источником информации в определении реальных потребностей жителей и удовлетворении их за счет социального проектирования.

«Город должен быть прежде всего комфортным»: зачем превращать Челябинск в smart city? 4

Когда мы начинаем в городских сообществах спрашивать, чего им не хватает, возникают невообразимые чудеса. Мы взяли сообщество мамочек Глазова и узнали, что в нем есть подсообщество многодетных мамочек. И у них есть проблема-потребность — сидя с маленькими детьми на руках, они не могут добраться до молочной кухни и забрать положенные им продукты. Таких примеров много — мы рядом с каждой проблематикой ставим IT-специалистов, которые владеют технологией, и привлекаем представителей бизнеса. Предприниматели выясняют, что люди готовы платить за удовлетворение каких-то своих потребностей, и начинают работать. В Глазове молодой парень-студент занялся доставкой продуктов мамочкам с молочных кухонь и сейчас зарабатывает с нее 70 тыс. руб. чистой прибыли в месяц — вдвое больше средней зарплаты по городу, — привел пример Дмитрий Гришин.

Разработка платформы, по словам представителя «Росатома», обошлась в 10 млн руб. Подобные, созданные с привлечением IT социально значимые проекты с возможностью дохода помогают стимулировать к аналогичным тратам и местные элиты, а также вовлекать молодежь в разработку стартапов, решая попутно и задачи профориентации.

Подробнее о других мероприятиях Business Residence 2022 «Делового квартала»: 
В Челябинске отгремела Business Residence 2022
Деглобализация, стройка в кризис, «умный город»: деловой форум на Business Residence

 
 
Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.