Меню

«Житель Челябинска живет от зарплаты до зарплаты, но его все устраивает». МНЕНИЕ

«Идеология города — самый дешевый квадратный метр в РФ. Вопрос: кому надо? Кто хочет поменять? Этот клуб городских сумасшедших? В то время, когда мы обсуждаем Стратегию, она бесконечно устаревает».

Челябинские эксперты в течение полутора часов дискутировали на тему будущего Челябинска. Депутаты, урбанисты и бизнесмены попытались проанализировать национальную Карту развития городов, которая будет использована при разработке Стратегии развития Челябинска до 2035 года. Что из этого вышло — в материале DK.RU. Первую часть дискуссии читайте здесь.

Говорят, что в городе нет хозяина – это абсолютная чушь. — говорит депутат и руководитель группы компаний «Элефант» Михаил Смирнов. — Есть много хозяев, и нынешняя ситуация их устраивает — это факт. Есть портрет населения, который живет от зарплаты до зарплаты, но в целом его все устраивает. 7% населения Челябинска считают преимуществом комфортную городскую среду. Главная идеология города — самый дешевый квадратный метр в РФ. Вопрос: кому надо? Кто хочет поменять? Этот клуб городских сумасшедших? В то время, когда мы обсуждаем Стратегию, она бесконечно устаревает. Через полгода мы получим другое качество жителей города.

Ориентироваться на граждан с низким уровнем потребления в принципе нельзя, парирует исполнительный директор «Проектный офис» Денис Безенков. По его словам, прогресс как раз и продиктован той самой группой сумасшедших, которая пытается что-то внедрить.

«Когда наглядно будет продемонстрирован экономический эффект от этих вещей, а он очевиден, будет и инициатива. Михаил, у вас есть дети? Так вот и ответ на вопрос, кому это надо».

Дальше эксперты вступили в спор о Стратегии. Так, г-н Михаил Смирнов начал развивать тему выбора направления развития города — деиндустриализация или реиндустриалиция. Он напомнил, что раньше на предприятиях работало до 600 тыс. человек — под это заточена инфраструктура, под это строили и растягивали северо-запад, и под это мы получили наследство. Теперь же в реальном секторе экономики задействовано всего 54 тыс. горожан, в то время как в Екатеринбурге — 200 тысяч.

Дальше нужно принимать решения, если идем обратно — тогда надо развивать машиностроение, не металлургию, давайте тоже 200 тыс. получим. Если выбираем другой путь, то расширение города давно нужно было зафиксировать, — говорит г-н Смирнов

«При чем здесь Стратегия? — отвечает Безенков,— Давайте не будем смешивать это с бизнес-интересами. Вы приказными порядком хотите начать производить «Теслы»? Смирнов не отступает: по его мнению, определение Стратегии в этом и состоит — так, в Калуге благодаря ей открыли автосборочные предприятия, а в Иркутске построили авиационные заводы. И все это — в «приказном» порядке.  

«Чтобы вы лидера зарядили, вы должны ему написать понятную Стратегию», — поясняет эксперт. Его оппонент не согласен — лидер на то и лидер, чтобы вести за собой. Дмитрий Довбня затем решил примирить спикеров и частично согласился с доводами обоих.

Убранист Лев Владов настаивает, что нужно обратить внимание на тактический урбанизм. Правда, еще не мешало бы обновить  состав Управления архитектуры.

Городскую среду Челябинска определяют мелочи, о которых не принято говорить. Их нужно исправлять. На них строится все настроение людей. Николай Ющенко запроектировал новые остановки с железной сидушкой. Его объяснение такое: деревянные же сожгут! Мы должны забыть о Стратегиях и заниматься тактическим совершенствованем нашего города. Среда будет улучшаться, как будет плотнее население. Нужно запретить строиться на окраинах. У нас не хватит денег обслуживать километры дорог. Сколько общественных пространств сделано за городской бюджет — нисколько. Что у нас кроме Кировки появилось за последние 15 лет?

По мнению архитектора Дмитрия Ступина, Стратегия не может существовать без правильного целеполагания.

«Я бы очень осторожно к этой и подобным картам, потому что можно взять не те цели, которые нам подходят. Тезисы внутри этой карты сделаны методом выкрикивания. Где-то увидели, прочитали, что-то сказали про пешеходное пространство. У нас приоритет общественного транспорта, а вы попробуйте приложить это к нашему городу. Это маленькие локальные вопросы, о которых можно интересно поговорить, но вряд ли это ляжет в Стратегию. В ней  должны быть смыслы — для чего мы здесь находимся, на какие аргументы будем мы опираться, когда мой ребенок вырастет, почему он останется жить в Челябинске. Сегодня большинство находится здесь в силу обстоятельств. Люди обладают плохой социальной и территориальной мобильностью», — говорит архитектор.

Мы не можем привязаться к карте, потому что она не жизнеспособна, поддерживает его Денис Безенков. «Чуваки отработали заказ очень красиво. В наших реалих карта хайповая, пафосная, но я не представляю даже, как в Москве ее реализовать. Лев сказал о конкретных стратегических решениях, которые нужны — это повышение уровня благоустройства. А это качество жизни, человеческий капитал и «пошло-поехало», — говорит он.