Власти Челябинска взяли уверенный курс на Восток. В спецпроекте «Будущее города» «ДК» разобрался, что мы можем предложить странам Азии, и не пострадает ли бизнес от «поворота на Восток».
Внешнеполитическая ситуация такова, что регионы вынуждены взять курс на Азию: внешнеторговый оборот с азиатскими партнерами Челябинской области в 2014 г. относительно 2013 г. увеличился на 2,8%.
«Интерес компаний из стран Востока к челябинскому бизнесу увеличивается, - отмечает министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова. - Страны Азиатского региона заинтересованы в сотрудничестве с областью в таких сферах как обрабатывающая промышленность, строительные материалы, энергетика, агропромышленный комплекс (производство продуктов питания)».
В начале 2015 г. сразу несколько компаний области объявили о расширении сотрудничества со странами Азии. Так, южноуральский завод «СОТ» в марте выполнил заказ нефтяной азербайджанской госкомпании SOCAR на поставку 150 отводов для проекта Южного газового коридора. До конца второго квартала «СОТ» поставит в Азербаджан еще 500 т соединительных деталей. Другой завод – «ДСТ-Урал» в марте отправил партию тракторов в Узбекистан. В апреле в Узбекистан отправит партию тракторов и ЧТЗ.
В апреле губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел встречу с руководством китайской компании «Anhui Conch Cement Company Limited» (мировой лидер по производству и продаже цемента). Китайская делегация пообещала выбрать площадку для строительства цементного завода на Южном Урале. Они выдвинули обязательные условия для площадки: наличие инфраструктуры (газ, вода, подъездные пути) и рабочих кадров. Власти Челябинской области не раз подчеркивали, что в регионе есть и трудовые ресурсы, и транспортная инфраструктура, которые могут привлечь инвесторов:
«Мы заинтересованы в появлении в регионе серьезных инвесторов, которые будут создавать высокотехнологичное производство в разных отраслях. Для этого на Южном Урале есть трудовые и энергетические ресурсы, развита транспортная инфраструктура, а соседние промышленно развитые регионы могут стать нашими потребителями», - отметил вице-губернатор Челябинской области Евгений Редин на одной из встреч с потенциальными инвесторами из Китая.
Китайские инвесторы, в свою очередь, тоже заинтересованы в развитии бизнеса на территории Челябинской области:
«Во-первых, Челябинская область - самый ближайший регион в России, где начинается или заканчивается Шелковый путь. Во-вторых, во время встречи губернатора Челябинской области с секретарем Шанхайской организации сотрудничества область была рекомендована как сильный российский субъект. Третья причина – это непосредственно минеральные запасы Челябинской области. Мы думаем, что эти преимущества помогут нам осуществить реализацию проекта по строительству цементного завода на территории вашего региона», – рассказал на встрече с губернатором директор отдела международного сотрудничества корпорации «Conch» Дин Фэн.
Сейчас перед правительством региона стоит задача найти как можно больше подобных инвесторов из стран Востока. Кроме строительства цементного завода, область предлагает азиатским партнерам разработку Суроямского месторождения железно-магнетитовых руд в Нязепетровском районе. «Также прорабатывается вопрос инвестирования производства по выпуску грузовой техники и техники специального назначения, производства продуктов питания», - добавила Татьяна Кузнецова.
Интерес азиатских компаний есть и к сфере энергетики.
«В конце 2014 г. прошел международный энергетический форум, на котором было заявлено, что КНР и Челябинская область стоят на пороге запуска сразу нескольких энергетических проектов», - рассказывает Илья Рощупкин.
По словам директора Группы компаний «МКС» Максима Загорнова, Южный Урал и КНР планируют развивать сотрудничество сразу по нескольким направлениям, в том числе в области солнечной энергетики.
«Поскольку Запад перекрыл денежные потоки, мы обращаемся на Восток. Китай – отличный альтернативный вариант привлечения инвестиций».
Большие надежды при расширении деловых связей с Востоком власти возлагают на транспортно-логистический комплекс «Южноуральский». По словам главы региона, ТЛК поможет агропромышленному комплексу региона найти новых партнеров в Азии.
«Открытие ТЛК позволит нам вместе с партнерами из стран ШОС реализовать проекты по строительству центров хранения и переработки сельхозпродукции, а также сделать более привлекательными инвестпроекты в сфере промышленного рыболовства и тепличного овощеводства», - рассказал в докладе на ярмарке инноваций АПК государств-членов ШОС «АГРО-ИННОТЕК» Борис Дубровский.
Тепличным овощеводством пока больше всех интересуется Казахстан. С агрокомплексом «Чурилово» Костанайская область подписала меморандум о сотрудничестве: на территории Казахстана начнется совместное с «Чурилово» строительство сельхозпредприятия площадью 30 га.
«Проект планируется реализовать в течение полутора лет. Сегодня в Казахстане существует выраженный дефицит всесезонных овощей, который компенсируется поставками импорта из России, из Турции, Китая и приграничных стран с юга», - поясняет генеральный директор АК «Чурилово» Алла Лебедь.
В том числе, за счет восточных стран власти рассчитывают расширить рынок сбыта мяса и птицы. По словам министра сельского хозяйства Челябинской области Сергея Сушкова, нам есть что предложить в сфере АПК: «В первую очередь, это качественные продукты, которые производятся на Южном Урале в избытке – мясо птицы, свинина, крупы и макаронные изделия».
Найти общий язык
Несмотря на то, что в области есть успешные примеры сотрудничества местных компаний со странами Востока, политика привлечения инвесторов в область пока не приносит своих плодов, считает Максим Загорнов:
«Большинство связей бизнесмены налаживают самостоятельно, без всякого правительства. Бизнес должен сам себя вытаскивать из этой ситуации – ехать в Китай и договариваться».
Как рассказал директор компании "PRIDE" (производит буровые установки, мини-экскаваторы, мини-асфальто-бетонные заводы, погрузчики) Дмитрий Нестеров, на их предприятие китайцы вышли сами. Они предложили вместе наладить производство асфальтово-бетонных заводов. В качестве инвестиций зарубежный партнер предоставит листогибы для производства конструкций. Проект хотят запустить в ближайшие два месяца.
«Мы чувствуем огромный интерес со стороны азиатских стран и со стороны отечественных компаний. К нам приходит масса запросов из восточных компаний, а это возможность нарастить производство и начать новые проекты», - рассказывает Дмитрий Нестеров.
Подтверждает заинтересованность азиатских компаний заместитель директора компании «Уралстек» Евгений Заварухин:
«Со стороны китайских партнеров предложений о сотрудничестве много, они сами к нам обращаются». Компания специализируется на переработке вторсырья и периодически закупает оборудование в Китае. Но у предприятия возникают вопросы к качеству китайской продукции. «По поводу качества поставок из Китая я молчу - приходится дорабатывать оборудование. И ножи быстро выходят из строя», - делится Евгений Заварухин.
Однако часто при выборе техники решающую роль играет именно цена, а не качество, говорит он. Вместе с тем, не всю европейскую технику можно заменить китайской, уверена директор компании «Энергия солнца» Елена Прокопенко. Компания занимается поставками энергосберегающего оборудования из Европы. Из-за роста курса доллара строители больше не могут позволить себе устанавливать европейские системы энергосбережения, а российских аналогов нет.
«Китайцы делают технически сложное оборудование, поэтому строителям нужно обеспечивать длительное техсопровождение. Плюс надо много усилий, чтобы продвинуть китайскую продукцию на рынке, потому что люди боятся вкладывать средства в продукцию из стран Востока».
Другая проблема, с которой сталкиваются бизнесмены при работе со странами Азии – менталитет.
«Это не европейцы. Они по-другому строят отношения, например, в процессе работы могут менять условия договора. Либо могут быть сорваны сроки, или качество подведет. Работая с китайской компанией, мы работаем как с подрядчиком. Это нюансы, которые надо контролировать», - считает Максим Загорнов.
Не замыкаться на Азии
Однако в расширении связей с Востоком есть и подводные камни для экономики Челябинской области. Азиатские компании – это не только партнеры, это и конкуренты. Агрессивное продвижение китайской продукции на рынке России может свести на нет программу импортозамещения, считает вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Игорь Аристов. Пока же девальвация рубля дала преимущество челябинским компаниям, и у них сейчас есть возможность развивать свое производство.
«Сегодня очень многие необходимые стране комплектующие и оборудование можно закупать в странах Юго-Восточной Азии. Но главное – необходимо развитие собственного производства элементов, комплектующих и станков», – рассуждает директор «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов.
По мнению главного конструктора «Челябинского механического завода автоприцепов» Владимира Антонова, у местных производителей есть шанс занять освободившуюся благодаря импортозамещению нишу. Но только при условии поддержки со стороны государства.
«Думаю, в долгосрочной перспективе максимальный переход на отечественные комплектующие станет главным драйвером развития отрасли. Это позволит отечественному машиностроению возродиться на новом техническом уровне, в частности многие производители машин могут заново открыть собственное производство ряда комплектующий. При небольших объемах, конечно, сложно обеспечить рентабельность, но если будет поддержка правительства и финансирование, почему бы и нет», - рассуждает Владимир Антонов.
Поэтому говорить о том, что южноуральская экономика окончательно переориентировалась на Восток, пока рано – компании либо продолжают сотрудничать и с западными компаниями, либо искать отечественные аналоги комплектующих.
«Мы не можем отказаться от европейского оборудования, потому что на сегодня оно является лучшим», - подтверждает директор по коммерции и развитию ОАО «Макфа» Дмитрий Мешков.
По мнению экспертов, в Челябинской области не так много проектов, в которых участвуют компании из стран Азии:
«Мы ждем иностранных инвестиций, и похвастаться здесь нечем. Но разве имеет значение для кого-то, откуда эти деньги – из Китая или Италии? Итальянские заводы мы готовы строить, а китайские – нет? Реально же китайских предприятий у нас нет. Пальцев одной руки достаточно, чтобы перечислить проекты, в которых участвовали китайцы», - утверждает руководитель областного центра субконтрактации Станислав Твердохлеб.
В то же время, европейские и американские инвесторы не отказываются от планов по реализации своих проектов. Так, американская корпорация Emerson, несмотря на геополитическую ситуацию, продолжает работу по строительству производственного комплекса Челябинске. Производственно-офисный комплекс площадью 24 тыс. кв. м, который строит Emerson, входит в список крупнейших инвестпроектов области за 2015-2016 гг. Другой пример – ГК «КОНАР», которая совместно с итальянской компанией Cividale Group построила завод.
«В январе будущего года мы запускаем еще один совместный российско-итальянский проект - завод по производству тяжелых металлоконструкций для строительства стадионов и мостов», - рассказал 31 каналу первый заместитель генерального директора ЗАО «КОНАР» Эдуард Сошников.
Однако эти примеры привлечения европейских компаний к работе в области – единичны. И восточный вектор развития внешнеторговой деятельности сохранится в 2015 году, отмечает глава минэкономразвития Татьяна Кузнецова. Область намерена развивать отношения с Китаем, Ираном, Монголией, Вьетнамом, Южной Кореей и Турцией.