Виталий Дудка: «Средний российский интернет-магазин функциональнее среднего западного»
Виталий Дудка открыл центр разработки «Создаватель» 1 апреля 2011 года, в день рождения компании Apple. Сегодня он гордится участием в создании востребованных федеральных ресурсов и не боится кризиса.
«В юности я много работал, временами на 5-ти «работах» одновременно. Потом постепенно начал понимать, что количество должно переходить в качество. Сначала был специалистом, затем руководителем отдела, директором компании. Так и пришел к своему бизнесу», – говорит Виталий Дудка.
За годы существования рынок IT-разработчиков основательно наполнился. Как «Создаватель» нашел свою нишу?
- Мы занимаемся тем, что нам нравится — интернет-магазинами на 1С-Битрикс. И по счастливому стечению обстоятельств именно эта ниша сейчас очень востребована. Особенно в условиях кризиса.
В чем преимущества сотрудничества с «Создавателем»? Что компания может предложить своим клиентам, на чем делает акцент?
- В первую очередь, мы узкоспециализированная компания — не все сайты, а только интернет-магазины, не любая платформа, а только лидер рынка 1С-Битрикс. Поэтому компетенции наших специалистов в рамках специализации выше, чем в среднем по рынку. Все специалисты не просто сертифицированы по платформе 1С-Битрикс, но и планомерно развиваются в рамках компании. У нас есть продуманная система обучения и градация сотрудников по уровню компетенций. Это позволяет гарантировать высокий уровень наших услуг по разработке и всегда быть в курсе самых новых технологий.
Компания существует три года. Можно назвать ее успешными?
- В целом — да. Мы растем, тестируем новые идеи и, главное, каждому из сотрудников «Создавателя» очень нравится то, что мы делаем. При подборе новых сотрудников желание работать в нашей сложной отрасли — это главный критерий того, что человек вольется в команду.
Какие достижения «Создаватель» положил в свою копилку? Какими проектами вы гордитесь?
- У нас много крупных федеральных проектов. Но так как мы в этих проектах работаем на субподряде у московских диджитал-агентств, называть их имена нам нельзя. Могу только сказать, что этими проектами, так или иначе, пользуется вся Россия. И мы гордимся, что участвуем в создании таких востребованных федеральных ресурсов. И гордимся мы нашими сотрудниками.
Был ли путь тернист, встречались ли неожиданности, приятные и досадные открытия?
- Конечно, есть ожидания и реальность. И совпадают они далеко не всегда. Но мы всегда говорим, что любой кризис — это новые возможности. Так интереснее жить.
Как вы охарактеризуете состояние рынка? Профессионализм игроков? Уровень понимания заказчиков?
- Рынок становится более зрелым. На мой взгляд, следующая стадия — это укрупнение, как на любом рынке. Конечно, всегда останется ниша фрилансеров и непрофессиональных сайтов за три копейки. Думаю, в ближайшие годы на рынке появятся новые крупные компании в результате альянсов и слияний.
Почувствовал ли «Создаватель» на себе тяжелую пяту кризиса? Как вы с ним боретесь?
- Мы не сильно завязаны на доллар и евро. Но удешевление рубля, конечно, бьет и по ИТ-услугам. Как всегда в кризис обрезается все лишнее и улучшается то, что действительно приносит результат. Я считаю кризис — это момент оздоровления перед ростом, который, безусловно, будет после прохождения кризисного периода.
Пользуется ли успехом акция «Антикризис»?
- Успехом пользуется. Но не факт, что из-за названия. У нас традиционно каждый год есть скидки в августе и декабре. Из года в год это два самых «оборотистых» месяца.
Какая вам польза от бесплатного сайта цветочного магазина?
- Во-первых, мы хотим охватить сегмент мелкого бизнеса. Это цветочные киоски у дома, у которых просто нет лишних 30-100 тысяч на покупку обычного продающего сайта. Часть этих бизнесов благодаря нашему предложению сможет расширить свою аудиторию, вырастет и обратится к нам за более функциональными платными решениями. Во-вторых, мы хотим облегчить вход в нашу линейку «Доставка цветов» для крупного цветочного бизнеса. Бесплатное решение — это возможность попробовать наше решение и наш сервис перед инвестированием в более крупный интернет-магазин.
Использовал ли кто-то до вас такое оригинальное решение?
- В Рунете мы не встречали бесплатных специализированных аналогов. Есть ряд универсальных решений, которые для цветов не очень подходят, так как в продаже букетов много специфики. Есть ряд агрегаторов с бесплатной регистрацией, но это скорее информация о салоне и иногда каталог, то есть все. У нас владелец цветочного бизнеса получает полноценный интернет-магазин с адресом .RU или .РФ. Также мы единственные, кто предлагает понятную линейку для дальнейшего роста от цветочного киоска до федеральной сети.
Каким вы видите будущее компании? В каком направлении планируете развиваться?
- В рамках нашей специлизации у нас три направления развития:
Проекты — интернет-магазины для наших клиентов.
Аутсорс — продакшн для крупных московских диджитал-агентств.
Отраслевые решения — это готовые линейки решений, заточенных под конкретную отрасль. Сейчас в нашем портфеле решения для цветочного бизнеса, HoReCa и доставки еды, а также решения для индустрии красоты.
Идет ли IT-рынок России в ногу с мировым? Вы ориентируетесь на Европу и Америку или идете собственным путем?
На западе очень сильно развита веб-разработка на базе бесплатных некоммерческих платформ. Но это скорее конструкторы, чем действительно готовые к запуску решения. Поэтому с точки зрения функционала средний российский интернет-магазин функциональнее, чем средний западный. Но новые технологии и тренды задают, конечно, западные коллеги, точнее несколько крупных мировых торговых площадок. Функционал в платформе «1С-Битрикс» добавляется регулярно — два раза в год. Благодаря этому изобретения крупных западных торговых площадок появляются у российских интернет-предпринимателей в рамках коробочных решений от российских разработчиков.
Каким будет интернет-будущее России?
- Интернет-рынок в России уже состоялся. Население массово зашло в Интернет, в том числе и для приобретения товаров и услуг.
Сейчас чувствуется движение в сторону сервисной модели (абонентская плата вместо покупки собственного сайта), но пока это лишь ниша низкобюджетных веб-решений. Думаю, со временем эта тенденция усилится.
Мобилизация — это уже реальность. Большинство пользователей имеют «второй экран», то есть ходят в интернет не только с десктопа на работе или дома, но и со смартфона или планшета. Поэтому для интернет-магазинов важным фактором стал адаптивный дизайн, который позволяет удобно совершать покупки независимо от устройства.
И еще один тренд — это ускорение сайтов. Интернет-каналы сейчас уже не самое слабое звено. Обычно тормозит хостинг или платформа. В этой части у «1С-Битрикc» также есть набор уникальных изобретений, например, «Композитный сайт», который позволяет ускорять отображение страниц в браузере в несколько раз. Скорость сейчас — важное преимущество для любого интернет-магазина.