В уходящем году строительная отрасль, еще не до конца преодолевшая кризисную просадку, оказалась на пороге кардинальных перемен. DK.RU публикует лучшие интервью с представителями стройиндустрии.
«Десять ярких зданий способны изменить весь город», — Михаил Смирнов
В марте президент страны подписал указ о проведении в Челябинске саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Этот международный форум может стать толчком к ускоренному решению градостроительных проблем столицы Южного Урала. Об этой перспективе DK.RU поговорил с членом Союза дизайнеров России, руководителем группы компаний «Элефант» Михаилом Смирновым.
Ряд стратегических ошибок последних лет отбросил город по состоянию городской среды на недопустимые «подвальные» места в рейтинге российских мегаполисов. За два десятилетия город потерял «спортивную форму» и продолжает расползаться панельками в западную сторону. По всем современным нормам миллионник с такой внутренней структурой должен умещаться в триста квадратных километров, Челябинск занимает уже больше пятисот и продолжает «набирать вес». «Дорожная революция» пронеслась по нашим улицам, скосила тысячи деревьев и превратила город в одну большую обочину», — Михаил Смирнов.
«Говорить: у нас все плохо, потому что нет денег, — в корне не верно», — Марк Болдов
«Более или менее вдумчиво разрабатываются только проекты по комплексной застройке новых жилых кварталов: закладываются дороги правильной ширины, скверы, общественные здания. А в исторически сложившемся центре города – тьма брошенных кусков земли. Поэтому я бы не размазывал те возможности, которые появляются у города в этом году и в ближайшие шесть лет. В обращении к Федеральному собранию президент сделал большой акцент на том, что города-миллионники должны стать точной притяжения и неким образцом качества жизни. И, скорее всего, в ближайшие годы на это будут направлены значительные субсидии. И чтобы использовать эти средства максимально эффективно, следовало бы взять какие-то конкретные улицы, кварталы, микрорайоны и провести серьезную, осмысленную проектную работу. Составить смету, реализовать – убедиться, что все получилось, а может быть, выявить какие-то ошибки – шапки Наполеона нет ни у кого, каждый имеет право на ошибку – подредактировать, и положительный опыт затем масштабировать на соседние улицы и микрорайоны», — Марк Болдов.
«В загородной малоэтажной недвижимости — пустота», — Андрей Курбацких, ARK DEVELOPMENT
Застройщики и девелоперы Челябинской области пока не в силах удовлетворить спрос южноуральцев на жилье с комфортной городской средой, а в загородной недвижимости коттеджных поселков с готовыми домами попросту нет. О перспективах загородной недвижимости DK.RU рассказал директор департамента девелопмента компании ARK DEVELOPMENT Андрей Курбацких.
«Высказывались сомнения, что люди будут приобретать жилье в чистом поле», — Андрей Аликин
«Развитие города в сторону северо-запада, которое исторически сложилось с 80-х годов, привело к тому, что жилые кварталы фактически уперлись в границы населенного пункта и постепенно начали выходить за их пределы. И в этом плане территория Сосновского района, непосредственно прилегающая к Челябинску, обладает большим потенциалом для развития жилищного строительства. Проблема экологической безопасности для Челябинска стоит крайне остро. Заводы с территории города никто никогда не перенесет, это тупиковый путь. Если кто-то и может позволить себе подобную роскошь, то разве что Москва. Понятно, что все крупнейшие промышленные предприятия обязаны по закону проводить различные мероприятия по снижению негативного влияния на окружающую среду и объема вредных выбросов, но это не сделает воздух в Челябинске чистым. И глобально намного проще перенести жилые кварталы подальше от промзон», — Андрей Аликин.
«Кирпичный дом не дороже панели» — Иван Горнов о кризисе в стройке и серости Челябинска
«2016 год был самым сложным. Пришлось быстро перестроиться и работать в совершенно другом ритме. В определенной степени повезло, что успели вовремя провести масштабную модернизацию производства. Это позволило существенно снизить затраты на производство. Мы пошли нетрадиционным путем: не стали монтировать новые производственные линии рядом со старыми, а провели глубокую синхронизацию нового и старого оборудования. Каждые сутки простоя завода — это 250 тысяч единиц кирпича, которые уже никогда не будут выпущены, а это неизбежные убытки. В строительной отрасли наступил регресс. Все предприятия комплекса оказались на грани выживания. Сбыт продукции снизился практически вдвое, у каждого завода сформировались большие складские остатки кирпича (15-20 млн штук). Заводы резко снизили цены в надежде сбыть продукцию любым путем. Шла очень жесткая игра в демпинг: у кого запас прочности был выше, тот и выжил», — Иван Горнов.