«Говорить: у нас все плохо, потому что нет денег, — в корне не верно», — Марк Болдов

В Челябинске идет большая работа по благоустройству города, выделяются сотни миллионов рублей, но из-за хаотичности и разрозненности ее не видно, говорит предприниматель, депутат Гордумы Марк Болдов.

Руководитель холдинга «Фасад», депутат городской думы Челябинска Марк Болдов известен благодаря знаковым для города проектам: бизнес-центру «Гринплекс» и клубным загородным поселкам  Холм's и «МалинкиVillage». В интервью DK.RU он рассказал о принципах создания комфортной городской среды и вечном противостоянии бизнеса и чиновников от архитектуры.

Точечными проектами благоустройство города не заканчивается

В 2017 г. в Челябинске в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» было благоустроено девять общественных территорий, затраты на реконструкцию скверов и открытых тренажерных залов составили 81,4 млн руб. В Челябинской области в программу вошло 789 дворов, 98 общественных территорий и один парк. На реализацию мероприятий по формированию современной городской среды из федерального и областного бюджета выделен 1 млрд  191 млн руб, в том числе 388 млн руб. были направлены на реконструкцию общественных территорий.

— Новость последних дней: президентом подписан указ о том, что саммит ШОС пройдет в Челябинске. Готов ли город принять масштабное мероприятие?

— Безусловно, это станет импульсом для развития города, даст толчок строительной отрасли: к саммиту необходимо обновить дороги, обустроить набережные и бульвары, построить гостиницы. А если оживет стройка, это по цепочке всколыхнет и смежные сферы бизнеса. Это может определить облик города на ближайшее десятилетие. Так в свое время преобразились Казань, Уфа. Сейчас буквально на глазах меняется Москва: в преддверии чемпионата мира по футболу выделяются большие деньги, создается дружественная городская среда. При этом крупные объекты вписаны в общую продуманную концепцию, не возникает диссонанса.

— Ну, размер инвестиций, я полагаю, несопоставимый.

— Говорить: у нас все плохо, потому что нет денег, — это в корне не верно. Деньги тут не являются первостепенным фактором. Важна, прежде всего, согласованность действий. Сначала надо разобраться – что мы хотим получить на выходе, составить четкий план, смету, а потому уже бежать и делать.

Ведь нельзя сказать, что в последние годы совершенно ничего не делается в плане благоустройства города. На самом деле идет большая работа, но в силу разрозненности и бессистемности ее не видно, вложенные средства и усилия не дают должного эффекта и, более того, зачастую подвергаются критике. Потому что этими точечными проектами благоустройство города не заканчивается.

Так, есть программа по созданию комфортных и безопасных дорог. Это же тоже городская среда. В прошлом году на многих улицах и проспектах перестелили полотно, сделали разметку. Но мы, как обыватели, смотрим не только на дорогу, но и на прилегающие газоны, которые должны быть зелеными и чистыми. Должны быть подстриженные деревья, должны стоять лавочки и урны вдоль тротуаров. Мы воспринимаем все в комплексе, нельзя отделить одно от другого. Город ввалил сумасшедшие деньги в дорожное полотно, развязки, а благоустройство, озеленение территории так и не произведено: просто убран строительный мусор – и все.

Или взять площадь Павших Революционеров – высадили саженцы, проложили тропинки, поставили аккуратные лавочки, урны. Но сквера же не получилось. Когда вырастут эти деревья, провалятся тропинки и сгниют лавочки. То есть это все какие-то полумеры для галочки. А если серьезно подходить – нужно было сначала отдать в проектную разработку, где было бы учтено все вплоть до мелочей, что должно стать точкой притяжения: либо для детей, либо для пожилых, либо с уклоном в спорт. Даже красивый многовековой дуб может стать точкой притяжения, потому что под ним есть лавочка или аккуратно подстриженный газон, на котором можно летом переждать жару в тени. Точкой притяжения может стать и фонтан, только не трехкопеечный гипсовый вазон, из которого льется тонкая струя воды, а современный, интерактивный.

И так повсюду. Более или менее вдумчиво разрабатываются только проекты по комплексной застройке новых жилых кварталов: закладываются дороги правильной ширины, скверы, общественные здания. А в исторически сложившемся центре города – тьма брошенных кусков земли.

Поэтому я бы не размазывал те возможности, которые появляются у города в этом году и в ближайшие шесть лет. В обращении к Федеральному собранию президент сделал большой акцент на том, что города-миллионники должны стать точной притяжения и неким образцом качества жизни. И, скорее всего, в ближайшие годы на это будут направлены значительные субсидии. И чтобы использовать эти средства максимально эффективно, следовало бы взять какие-то конкретные улицы, кварталы, микрорайоны и провести серьезную, осмысленную проектную работу. Составить смету, реализовать – убедиться, что все получилось, а может быть, выявить какие-то ошибки – шапки Наполеона нет ни у кого, каждый имеет право на ошибку – подредактировать, и положительный опыт затем масштабировать на соседние улицы и микрорайоны.

— По силам ли такая задача местным застройщикам?

— Вот вы думаете, почему в городе до сих пор нет ни одного федерального или иностранного застройщика? Турецкая компания приехала на смотрины, а показать-то и нечего. Пять концептов, из которых только один-два проекта доведены до каких-то цифр. Между тем в Каннах ежегодно проходит мировая выставка MIPIN — это площадка, на которой предлагаются к рассмотрению проекты по  застройке самой разной направленности – от больниц до вокзалов, офисов, торговых центров, жилых микрорайонов – и все это выносится на суд общественности. Но это не голые идеи, не рисунки на бумаге, а уже достаточно проработанные концептуальные проекты. И такие российские города, как Москва, Питер, Сочи и целый ряд других уже присутствуют на этой выставке. А с чем Челябинск может выйти?

Сейчас какая-то мода странная пошла – приходят на архитектурный факультет и говорят: вот вам пять тысяч рублей, нарисуйте-ка проект благоустройства парка или сквера. Это же тренировка студентов просто. Они не должны набивать шишки на родном городе. Проектированием должны заниматься профессионалы. Нужно вкладывать деньги, обращаться в серьезные бюро, которые на этом собаку съели, а студентов привлекать для обучения — и тогда со временем они тоже научатся создавать достойные вещи. Но черпать практический опыт, умения нужно от признанных мастеров.

«Говорить: у нас все плохо, потому что нет денег, — в корне не верно», — Марк Болдов 1

Хватит штамповать спальные районы, нужно привести в божеский вид центр города

18 марта в городах Челябинской области завершилось рейтинговое голосование за парки и скверы, которые должны благоустроить в ближайшие два года. Счётные комиссии извлекли из урн 814,5 тыс. бюллетеней. Программы благоустройства в городах области утвердят до конца марта. На благоустройство области по программе «Городская среда» в 2018 г. выделили 1 млрд 54 млн руб., в т.ч. 853,9 млн руб. федеральных средств. В регионе планируется благоустроить 636 дворов и 128 парков и скверов.

— Вокруг застройки исторического центра города современными высотными зданиями ломается немало копий. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

— Вширь можно расти до бесконечности. Но если серьезно не относиться к историческому центру, город потеряет свой индивидуальный облик, он будет размыт и невзрачен. Можно, конечно, и дальше штамповать спальные районы, но правильнее обратить взоры к центру.

В Челябинске более 130 исторических зданий, практически все находятся в совершенно непотребном виде. При этом нет ни одного бесхозного: большая часть принадлежат разным структурам — муниципальным, областным, федеральным.

Собственники по закону обязаны надлежащим образом содержать здания: облупившиеся фасады подкрасить, сгнившие перекрытия заменить. А город должен за этим следить. Только не на словах, а по-взрослому. Производить оценку, выявлять нарушения, добиваться их устранения. Если у муниципалитета нет денег, то у федералов-то их полно. Так, может, стоит привлечь их к ответственному содержанию принадлежащих им зданий, задать тон? И показать тем самым пример того, как должны обслуживаться исторические здания, которые находятся в частных руках. Это же достижимо? Вполне. Просто власть должна иметь желание и силу воли, чтобы навести порядок.

На самом деле сделан хороший, правильный шаг — управление архитектуры разработало такое понятие, как туристический маршрут: что входит в него, какую роль он должен выполнять, какая нагрузка на него падает. Выкристаллизовались конкретные улицы, которыми власти должны заняться в первую очередь, задав эталон развития облика города. Хороший посыл – привести к некоему единообразию те же вывески, создать на протяжении всего маршрута какие-то элементы, перетекающие из одной улицы в другую. Было же принято высаживать на проспекте Ленина липы. Хорошее начинание, но в последние годы, к сожалению, по принципу – что есть, то и высаживаем.

Или взять ту же Кировку. Пятнадцать лет назад это было модное, красивое место, где за право открыть заведение бились все лучшие рестораторы города. Сегодня улица потеряла статус модного места, в выходные там пусто. Пешеходная улица была сделана разово и замерла константой. А время вносит свои коррективы, все меняется, развивается, и урбанистика в том числе. Поэтому Кировка потихоньку угасает как точка притяжения.

— А что могло бы изменить серый, негостеприимный облик Челябинска?

— Посмотрите на куцую уличную подсветку — на весь город есть, по сути, один «Видгоф». Хотя серьезные деньги вложены в подсветку и «Алмаза», и других ТРК, и колеса у «Мегаполиса». Это серьезные инвестиции для бизнеса, целый раздел расходов – от 10 до 25 миллионов рублей.

И город должен быть заинтересован в том, чтобы застройщики, собственники зданий инвестировали эти средства – ну, так предоставьте льготный тариф на свет, хотя бы на протяжении какого-то времени. Это же обоюдная заинтересованность.

Или вот три-четыре года назад администрация вложила деньги и украсила деревья на проспекте Ленина новогодними гирляндами. Здорово, красиво, молодцы, только деревья-то растут! И гирлянды уже врастают в ствол дерева, душат — больно смотреть. По идее, собственник должен время от времени проверять, снимать, проводить ревизию перегоревших лампочек, заново обвивать подсветкой — но ничего не делается.  В Риме или в Лондоне деревья, которым по сто лет, уже все пронумерованы, это достояние города. А мы почему-то не ценим.

— В Сети проходит массовое голосование: жители Челябинска высказывают мнение, какие скверы и прогулочные зоны следует привести в порядок в первую очередь. На ваш взгляд, правильно ли передавать решение таких вопросов на суд общественности?

— Повторюсь: должен быть выработан единый концепт. А хаотичное, броуновское движение ни к чему хорошему не приведет.

Лет десять назад муниципальные власти задались целью написать миссию города, заглянуть в далекое будущее – каким должен стать город через двадцать, тридцать, пятьдесят лет. К сожалению, то ли эта работа была выполнена для галочки, то ли сама идея так и не выкристаллизовалась. Но, по большому счету, сегодня можно браться за это заново, с чистого листа.

Конечно, мнение жителей должно учитываться, но надо давать себе отчет, что у каждой группы людей определенного возраста, социального статуса — свое восприятие того, что такое хорошо и что такое плохо в плане городской среды. Спортивная семья ощущает комфорт, если в городе есть беговые дорожки, красивая набережная. Если ты приехал в парк имени Гагарина и вынужден 30 минут искать свободное место для парковки и в итоге все равно бросаешь машину кое-как — это создает дискомфорт. Пенсионеры судят о комфорте по локальным маршрутам: двор — магазин или двор — поликлиника. Но это только область эмоционально-бытового характера. Даже информационный фон влияет: если отовсюду идет негатив, день будет испорчен, даже если вокруг все красиво. Информационная среда тоже должна быть комфортной.

Планирование территорий – это, конечно, забота городских властей. Сейчас застройщики выносят на публичные слушания проекты по возведению объектов на участках, которые им случайно достались. А нужно идти от обратного: город должен разработать план комплексного освоения той или иной территории и предложить эти проекты застройщикам. Так же, как был создан в свое время технопарк: нарезали участки земли и предлагали предприятиям, которые заявляли о планах построить производственный цех, склад. Так закладывается новая точка концентрации бизнес-сообщества города.

Если строится какой-то крупный проект коммерческой недвижимости, вокруг возникает инфраструктура. Как бы мы ни относились к Юревичу, как к губернатору, но как застройщик и бизнесмен он преобразил заброшенную часть Ленинского района: завод Станкомаш 15 лет находился в упадке, все пришло в запустение: сквер, пруд, троллейбусная развязка. Взяли здоровый кусок земли и освоили его силами и муниципального  финансирования, и федерального, и за счет частных инвестиций. И сегодня это точка притяжения между двумя большими районами города – Ленинским и Тракторозаводским, даже Копейск попадает в эту воронку. Есть ухоженная территория, подтянулся и сам завод, сделали правильную логистику трамвайных, троллейбусных, автобусных остановок.

Или, допустим, еще десять-пятнадцать лет назад северо-запад был совершенно оторванным от центра города районом. Но вот на улице Труда, где даже фонарей не было, появился первый крупный объект коммерческой недвижимости – гипермаркет «Молния». Рядом возникли три прекрасных здания «Западного луча» с дебаркадером в виде торговых площадей, с левой стороны «Манхэттен» заложился, напротив – гостиница Radisson Blu. Привели в порядок зоопарк, появился ледовый дворец, торговый комплекс «Родник» — и на одном относительно небольшом отрезке возникла такая высокая концентрация и комфортного жилья, и бизнеса.

Легких денег не стало

Greenplex — многофункциональный деловой центр на ул. Российской в Челябинске, включающий в себя офисные помещения площадью более 16 тыс. кв м, кафе и парковочную зону более чем на 500 мест.

— А по какому принципу вы выбирали место для Greenplex?

— Был кусок земли, недооцененный никем. Ни коммуникаций, ни электричества, ни водоснабжения, ни канализации. Мы заявились. Коллективно три компании профинансировали прокладку инженерных сетей. А сегодня это уже и не такой заброшенный медвежий угол (улыбается).

— Дизайн здания необычен для города — не слишком этажный, со смелой геометрией. Вы отталкивались не от функциональности?

— Задача была поставлена так: построить красивое здание. Функциональное и красивое. И очень большой акцент изначально был сделан именно на внешний облик здания. В силу того, что мы сами были фасадчиками, архитектору ставилась задача сделать некий шоурум самых современных фасадных конструкций. Поэтому особо не экономили. Думаю, лет пятнадцать-двадцать это здание еще будет выглядеть актуальным. Даже лавочки и клумбы не просто утилиты, подыгрывают архитектуре. И это дорогие вещи. Миллион рублей стоит это удовольствие. Не каждый застройщик может позволить себе потратить столько на одну лавочку. Но я воспринимаю это как тюнинг дорогого автомобиля. Как ботинки, очки, часы, которые становятся завершающим штрихом в облике делового человека. В конечном счете, впечатление складывается из таких вот мелочей.

— Требования бизнеса к арендуемым офисным помещениям изменились за время кризиса?

— Да. У крупных арендаторов – страховых компаний, банков, региональных представительств московских компаний  – до кризиса был настрой такой: нужно пустое помещение, чтобы создать интерьер в корпоративном стиле. Многие банки лишились лицензий, федеральные компании оптимизировали филиальные сети, и в городе высвободилось большое число офисных помещений, со свежим ремонтом и заданной прежним арендатором функциональной направленностью. Сегодня арендаторы делают выбор, сравнивая стоимость квадратного метра и расположение – и бог с ним, пусть цвет стен будет не по бренд-буку. Все определяется только целесообразностью. Легких денег не стало. 

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.