Меню

«Богатые территории станут еще богаче, а бедные — еще беднее»

Местным властям рекомендовали отказаться от налоговых льгот, чтобы собрать средства для финансирования крупных инвестиционных проектов. Направлять бюджетные средства только на соцнужды — неправильно.

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложил создать в регионах «бюджеты развития» по аналогии с резервными и дорожными фондами.

Власти регионов тратят недостаточно средств на социально-экономическое развитие, приводит РБК отзыв депутатов на проект федерального бюджета на следующие три года. Расходы консолидированных бюджетов регионов на капитальные вложения, по оценке Счетной палаты, составили в 2017 г. всего 12,3%. При этом основную долю расходов местных бюджетов составили траты на госуправление, образование, ЖКХ, культуру, СМИ, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, а также на межбюджетные трансферты и обслуживание муниципального долга.

В «бюджеты развития» регионов предлагается вносить доходы и расходы на финансирование инвестиционных и капитальных проектов. По идее депутатов, пополняться новые фонды будут за счет собственных доходов регионов и муниципалитетов, которые планируется увеличить за счет сокращения неэффективных налоговых льгот. Кроме того, для повышения доходной базы муниципалитетов предлагается изменить порядок зачисления НДФЛ — основного источника доходов местных бюджетов. Сейчас доходы от налога зачисляются по месту работы, а не по месту жительства, и деньги «утекают» в крупные промышленно-развитые города, куда приезжают на заработки жители малых городов и сел.

«Предлагаемое перераспределение налога на прибыль только навредит муниципалитетам, — уверен министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын. — Если область отдаст им часть налога, то богатые территории станут еще богаче, а бедные — еще беднее. Налог на прибыль формируется там, где прибыль была получена, а после попадает в региональный бюджет. Из доходов бюджета в частности создается фонд выравнивания бюджетной обеспеченности. Эту финансовую помощь как раз и получают бедные территории. Теперь представим, что часть доходов передали муниципалитетам. Соответственно, финансовая помощь территориям сократится, ведь ее вернули налогами. Но кто в итоге получит дополнительные доходы? Крупные города, где сконцентрированы основные предприятия. У нас это Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс и другие — всего не более 10 из 317 территорий. А, скажем, Локомотивный не просто не получит налог на прибыль, потому что там нет производств, но еще и части финансовой помощи со стороны области лишится».

К дотационности и финансовой зависимости регионов, по мнению депутатов, привела централизация средств в федеральном бюджете, который формируется по принципу перевернутой пирамиды. Так, прогнозируемая доля доходов федерального бюджета в 2019 г. составит 66%, или 19,9 трлн руб., а доля доходов консолидированных бюджетов регионов без межбюджетных трансфертов — всего 34%, или 10,2 трлн руб.

В структуре поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Челябинской области, по данным регионального министерства финансов, на долю Челябинска в 2017 г. пришлось 46% — 20,8 млрд руб., и еще 35% — на долю Магнитогорска (15,9 млрд руб.).