О том, в каком случае и для чего выгодно нанимать юристов и бухгалтеров-консалтеров, и как спасти себя и своих партнеров в кризис, рассказал старший партнер ГК «Авуар».
Алексей Дмитриевич, каково современное состояние бухгалтерской и юридической отраслей в России?
– Сегодня эти сферы находятся на разных уровнях развития. Рынок юридических услуг структурирован и понятен. Он регулируется адвокатским сообществом, ассоциациями юристов, которые обсуждают и формулируют правила работы и оказания услуг. Область бухгалтерии же отстает в развитии от требований времени.
Не секрет, что IT-отрасль развивается мощными темпами, множество задач, которые ранее лежали на плечах бухгалтера, теперь решаются автоматически с минимальным применением человеческих и бумажных ресурсов. Это и ведение документооброта, и сдача отчетности в налоговую, и другие операции, ради которых не нужно содержать целый штат специалистов. Но поскольку бухгалтерия – штука консервативная, воспринимающая болезненно и тяжело любые изменения в работе, ее модернизация происходит медленно и малорезультативно.
Причина такой косности – обилие специалистов. Сейчас в России около 7 миллионов бухгалтеров. Это 5% от населения страны, что очень много. Из-за перевода работы в максимально автоматизированное русло существенно сократится количество рабочих мест, но тогда и сама отрасль оптимизируется.
Однако это торможение характерно больше для штатной бухгалтерии, консалтинг же более динамичен и современен. К его услугам все чаще обращаются предприниматели.
Какие консалтинговые юридические и бухгалтерские услуги особенно востребованы сейчас бизнесменами и почему?
– В данный период экономической нестабильности, когда все особенно стремятся сократить свои расходы и получить максимум прибыли, наблюдается ситуационный спрос на помощь в сокращении издержек и взыскании долгов.
Юристы занимаются ведением дел по взысканию долгов с контрагентов своих клиентов, а бухгалтеры ищут способы по уменьшению трат. Но важно помнить, что сиюминутное сокращение издержек может принести больше вреда, чем пользы, и парализовать развитие бизнеса.
Из нашего опыта оптимизации бизнес-процессов в кризис: надо подходить к вопросу не с бухгалтерской, а с экономической точки зрения. Выявить перспективные продукты и направления деятельности в компании, оставить необходимый персонал и затраты на их производство наиболее оптимальным способом, а дальше, как у скульптора – убрать все ненужное.
Выгодно ли передавать ведение бухгалтерии и юридической составляющей консалтерам в кризис? Может, удобнее держать своих людей в штате?
– По опыту могу сказать, что для решения текущих юридических нюансов (подготовка документов к сделкам, ведение вопросов по персоналу и так далее) лучше иметь штатного специалиста. А для разрешения редких и сложных моментов, связанных, например, с патентным, экологическим, налоговым правом, нужно нанимать специалистов, так как по вопросам узкой специализации содержание высококвалифицированных штатных специалистов экономически нецелесообразно.
С бухгалтерией все наоборот. В современных условиях автоматизации учета для выполнения текущих задач выгоднее нанять специализированную компанию. В развитых странах 85% предприятий пользуются услугами специализированных бухгалтерских служб. Это выгоднее по двум причинам: дешевле и ответственность перед нанимателем у юридического лица выше, чем у наемного работника (это по закону так).
Что касается оперативного планирования и экономического анализа, его это лучше доверить штатному сотруднику. Он же будет контролировать работу аутсорсеров.
Какие антикризисные меры вы советуете применять бизнесменам?
– На мой взгляд, наиболее интересным и позитивным примером антикризисные меры стали действия одного из собственников завода, работающего в сфере стройиндустрии.
В предыдущий кризис, когда все, как и сейчас, пытались не платить своим контрагентам или экономить на всем, руководитель этого завода пересмотрел имеющиеся договоренности с поставщиками и покупателями. Он предложил им совместно изменить условия работы, подстроив их под ситуацию: пропорционально сдвинуть сроки оплаты и снизить цены. То есть, предприниматель оптимизировал работу по всей цепочке деловых контактов, и в итоге сохранил свой бизнес и бизнес партнеров. Сегодня это одно из наиболее успешных предприятий в своей отрасли.