Меню

Сергей Михайлов, ЮАИЗ: «Я производственник и хочу развивать экономику страны»

Алексей Текслер и Сергей Михайлов. Иллюстрация: Пресс-служба ЮАИЗ

Южноуральский арматурно-изоляторный завод вошел в рейтинг системообразующих компаний Челябинской области. Высокие финансовые показатели позволили попасть и в топ-100 предприятий региона по выручке.

В топ-листе, составленном изданием «Деловой квартал», ЮАИЗ (Южноуральский арматурно-изоляторный завод, АО «ЮАИЗ») занял 20 место. По итогам 2024 г., согласно данным «СПАРК», прибыль от продаж достигла почти 2 млрд руб. с высоким уровнем рентабельности. Генеральный директор предприятия Сергей Михайлов рассказал о принятых в последние три года управленческих решениях и в целом о ситуации в отрасли производства изоляторов.

Сергей Петрович, как компании удалось достичь высоких финансовых показателей по итогам 2024 г.?

— В 2023 г. на предприятии было принято важное решение: объединить четыре юридических лиц компании в одно — АО «ЮАИЗ». (Прежние были недостаточно эффективны). Акционеры согласовали новую структуру и стратегию.  В результате в разы увеличили объемы платежей в бюджеты всех уровней, в том числе Челябинской области. Ситуация действительно коренным образом изменилась: только налогов мы платим почти миллиард рублей в год.

Топ-100 крупнейших компаний Челябинской области по итогам 2024 г.

Какие изменения произошли в организационном и производственном процессе?

— Выстроили и внедрили новую централизованную структуру управления и бюджетирования. Ранее существовавшие подходы были оптимизированы. Увеличили выпуск годных изделий. Проанализировали и оптимизировали технологические процессы. Так, в основе работы стекловаренной печи лежат определенные физико-химические процессы. Они реагируют на любые изменения температурного режима и содержания компонентов шихты (из неё варят стекло). Поэтому сократили количество переналадок при переходе с выпуска одних стеклодеталей на другие: с четырёх-пяти до одного раза в месяц. Это увеличило выход годных изделий.

Перешли на квартальное планирование, возобновили долгосрочные контракты. Изучили ситуацию на рынке и занялись снижением себестоимости собственной продукции. В настоящее время наши стеклянные изоляторы дешевле китайских аналогов.

В своих действиях мы опирались на проверенные временем подходы, сочетая их с современными решениями. Изменили систему оплаты труда, ввели дополнительную мотивацию. Перевели большую категорию рабочих на сдельную оплату. За счет этого увеличили выпуск продукции и подняли уровень заработной платы с 36 тыс. руб. до 78-ми.

Сделали упор на замену ключевого оборудования. В производстве фарфоровых изоляторов вместо устаревшего вакуум-пресса немецкого производста 80-х годов установили современный китайский (немецкое оборудование является санкционным). Провели в кузнечно-прессовом производстве капитальный ремонт горизонтально-ковочной машины и так далее. В результате подобных действий мы восстановили производственные мощности завода, увеличили объемы выпуска продукции и вышли на высокие финансовые показатели. Предприятие заняло прежнюю нишу на рынках Российской Федерации и мира. Поставки по ВЭД и РФ составляют 50/50 процентов.

 Что еще влияет на изменение рынка? Ключевая ставка, курс валют…

— Было комфортно работать, когда доллар стоил 100 руб. Но с ростом ключевой ставки рефинансирования курсовая разница стала сильно влиять на бюджет. Разделив направления по заказчикам, мы сохранили наполнение бюджета.

Сегодня основные внешние рынки — это Ближний Восток: Саудовская Аравия, Арабские Эмираты. Поставляем продукцию во Вьетнам, Латинскую Америку (Бразилия), Шри-Ланку, Алжир, Турцию, Индонезию. Работаем также с государствами СНГ: Казахстаном, Узбекистаном, Азербайджаном. Напомню, с началом СВО мы прекратили поставки своей продукции в Соединенные Штаты Америки и Европу.

Очень интересный, быстрорастущий китайский рынок. Два года назад был большой дефицит стекла, и в Китае начался бум его производства. Я приезжал туда в начале 2023 г.,  в то время у них было всего 12 заводов по производству стеклодеталей, а к концу года — уже 18, в начале 2025 г. — 24. Их рынок быстро насытился, и цены на изоляторы из стекла упали. 

Сегодня избыток этих элементов из Китая хлынул на мировой рынок. Однако продажи изоляторов идут с низкой маржинальностью. На сегодня предприятия в Китае начали закрывать. Их продукция не выдерживает конкуренции в основном из-за качества.

Энергетические стройки Саудовской Аравии (СА) и Вьетнама — крупнейшие в мире. ЮАИЗ поставляет туда самые сложные изоляторы. Рынок СА очень специфичный. Объясняется это одновременным сооружением линий для передачи постоянного тока и линий для переменного тока с использованием аэродинамических изоляторов, которые по их стандартам в России выпускаем только мы. В Саудовской Аравии ЮАИЗ составил явную конкуренцию одному из мировых лидеров — компании SEDIVER (Франция).

Рынок Вьетнама также динамично развивается. Там востребованы стандартные изоляторы переменного тока. В данном случае Китай составляет нам большую конкуренцию.  

Сейчас ЮАИЗ не может полностью покрыть потребность Вьетнама и Саудовской Аравии в стеклянных изоляторах. Несмотря на нашу высокую загруженность, другие клиенты готовы ждать от нас поставок. Являясь национальным производителем, мы не можем оставить российский рынок без своей продукции. 

В то же время из-за приостановления в Российской Федерации больших строек, мы заинтересованы развивать направление ВЭД. Бренд ЮАИЗ хорошо знают за рубежом. На мировом рынке компания выходит под маркой не ЮАИЗ, а GIG – Global Insulator Group. Такое название более удобно для восприятия и произношения иностранцами. 

Зарубежные заказчики — а мы занимаем 23% мирового рынка стеклянных изоляторов – ценят качество южноуральского стекла. Я всегда говорю, что мы вторые в мире, потому что «первых» много (улыбается).

Как в целом Вы оцениваете ситуацию в российской промышленности? 

— Если сравнить ситуацию в промышленности Челябинской и Свердловской областей, то у нас, я считаю, она лучше. Работают все крупные предприятия советского периода и открываются новые. А Екатеринбург из некогда развитого индустриального центра превратился в город-хаб для товаров из Азии, попросту в торговый склад. Они перепродают товары из других регионов. У нас иной путь, по которому мы намерены развиваться, хотя не всё просто.

 С началом СВО ЮАИЗ столкнулся с трудностями приобретения сырья для производства фарфоровых изоляторов. Прекратились поставки глинозёма из Франции, глины с Украины, оборудования из Германии, приостановлен наш заказ по изготовлению автоматизированной линии сборки изоляторов из Италии. 

Создался искусственный дефицит «фарфора». По итогам 2022-го года изготовили 25% от прежних объёмов. Однако, благодаря оперативным мерам, включая оптимизацию управленческих и технологических процессов, в кратчайшие сроки перешли на отечественное сырье, подобрали рецепты массы с использованием сырья месторождений Челябинской области.

Нам удалось не только восстановить объемы производства, но и значительно их увеличить. Выпуск продукции вырос более чем на 80%. Благодаря этому закрыли образовавшийся острый дефицит в фарфоровых изоляторах. Одновременно мы перекрыли китайскому фарфору доступ на российский рынок, потому что можем держать конкурентные цены.

Что касается стеклянных изоляторов. Отмечу, что мы оперативно откликнулись на призыв президента Владимира Владимировича Путина о переходе к импортозамещению. Сейчас мы сами производим 100% комплектующих для изоляторов. В том числе так называемую чугунную «шапку», которая крепится на раствор к стеклодетали для сборки гирлянды.

На фото: Михаил Кнауб и Сергей Михайлов

В 2022 г. наш литейный цех выпускал около 300 т чугуна ежемесячно для нужд предприятия. При этом потребность — 450 т. Оставшиеся 30% «шапки» приходилось покупать в Китае. Для устранения этой зависимости было принято решение реализовать инвестиционный проект по закупке и установке третьей современной плавильной индукционной печи. В октябре 2024 г. вместе с министром промышленности Челябинской области Михаилом Кнаубом провели её торжественный пуск.

Сейчас проходим регистрацию в качестве производителя не только стеклянных изоляторов, но и «шапки» к ним. Сами изготавливаем стеклодеталь, «шапку» из тульского чугуна и челябинского цинка, стержень из магнитогорского металлопроката, для армирования используем цемент из Пермского края. Таким образом, выпускаем отечественный продукт полностью из российских компонентов и обеспечиваем энергобезопасность страны. 

Есть и сложности. Наше производство включает процессы непрерывного технологического цикла, которые нельзя остановить. Поэтому постоянно ищем рынки сбыта. К сожалению, их нет без масштабных энергопроектов. На одной площадке делаем и стеклянные изоляторы, и полимерные, и фарфоровые, и подвесную арматуру. Благодаря этому осуществляем комплексные поставки по всем видам продукции. За счет диверсификации присутствуем на всех рынках сбыта. Кстати, во всем мире только у нас полный замкнутый цикл по изготовлению стеклянных изоляторов.

Есть ли у бизнеса ресурсы для реализации инвестпроектов? Некоторые считают, что выгоднее положить деньги на депозит, так как производство такой высокой прибыли не дает…

— Мы тогда все стали бы банкирами и зарабатывали на процентах (улыбается). У меня другое мнение. Я промышленник и хочу развивать экономику страны. Да, ставка сейчас высокая, но с нами работает, например, Сбербанк, который предложил самый низкий процент действующей ставки рефинансирования. Вообще, когда завод стал показывать хорошие финансовые результаты, банки выстроились в очередь к нам.

Из сложностей отмечу, что в непростое время мы наблюдаем определенные корректировки в реализации некоторых государственных программ и проектов. Это требует от нас гибкости и адаптации при планировании собственной инвестиционной деятельности. Также в Российской Федерации остановлены многие стройки, поэтому и наши продажи могут снизиться. Одной из трудностей считаю сокращение государственных программ по субсидированию и дотациям. Сегодня с надеждой ждем бума строительства, возобновления проектов, которые перенесены с 2025 на 2026-й год.  

Из-за стагнации строительного рынка пришлось сократить некоторые свои инвестиционные программы. Одна из тех, что мы продолжаем реализовывать, — строительство новой стекловаренной печи. Надеемся на поддержку и финансирование Фонда прямых инвестиций РФ. 

Как уже упомянул, занялись обновлением технической базы, заменой оборудования. В производстве фарфоровых изоляторов установили уже второй новый вакуум-пресс. Это позволило улучшить качество массы и увеличить выход годной продукции. 

Свои расходы распределяем по «классике»: первое — уплата налогов, второе — сырьё и материалы, третье — заработная плата. Остальные средства используем на развитие производства. Кстати, зарплата на предприятии постоянно растет.

Но одной зарплаты недостаточно для удержания работников. Какова у вас ситуация с кадрами?

— В настоящий момент на предприятии трудятся 1372 сотрудника. Сокращения персонала или рабочего времени не планируем. По заработной плате ориентируемся не на Южноуральск, где она невысокая, а на Челябинск. Но, соглашусь с вами, зарплата — это не всё, что мотивирует людей. Крайне важно реализовывать социальные программы. Например, мы завершаем строительство новых бытовых помещений в стеклоцехе. По проекту, душевые там будут не хуже, чем в фитнес-клубах.

Подписали договор с Южноуральской городской больницей и с помощью главного врача Рустама Рафиковича Шаймарданова открыли на территории завода ФАП — «филиал» поликлиники. Приём наших сотрудников ведут участковый терапевт и медсестра. Проводим честные медосмотры. Они направлены на раннее выявление и профилактику заболеваний. Считаю, что это важная задача для всех работодателей. Тем более, в Южноуральске — небольшом городе. Мы заинтересованы, чтобы сотрудники были здоровы.

 Южноуральский арматурно-изоляторный завод вошел в очень значимую программу «Профессионалитет». Отмечу: сегодня в Челябинской области нет учебных заведений, которые готовят специалистов стекловарения и фарфористов. Такие остались только в городах Гусь-Хрустальный, Томск, Екатеринбург, Москва. Мы заочно обучаем наших сотрудников (в том числе по другим направлениям) в Белгородском университете, Южно-Уральском госуниверситете (Челябинск), в колледже города Гусь-Хрустальный. Налаживаем взаимодействие с Уральским Федеральным университетом в Екатеринбурге, где есть профильное направление подготовки специалистов для нашей отрасли. Студенты УрФУ проходят производственную практику на нашем заводе.

Какова роль науки и новейших разработок в вашем производстве, и часто ли появляются новые технологии?

— Сейчас ключевое в науке — переход на передачу постоянного тока, исключающего потери электроэнергии при передаче на большие расстояния. В устройствах передачи постоянного тока используются другие изоляторы с иным составом стекла, т.к. на них иначе влияет электромагнитное поле. В прошлом году глава компании «Россети» Андрей Рюмин презентовал президенту Владимиру Путину проект строительства линий по передаче постоянного тока. Этот проект заслужил высокой оценки за возможность значительно сократить потери электроэнергии при ее транспортировке. Сегодня самая дорогая электроэнергия на Дальнем Востоке, потому что слишком большие расстояния для ее передачи и слабо развита промышленность, мало крупных предприятий.  

В России на данный момент серийный выпуск изоляторов постоянного тока освоен только на нашем заводе. А вот остальных компонентов для строительства сетей — нет. ПАО «Россети» приступили к проработке всех вопросов, срок реализации проекта — пять лет.  Мы уже имеем опыт производства этой инновационной продукции. ЮАИЗ поставил в Саудовскую Аравию более 500 тыс. своих стеклянных изоляторов для линий постоянного тока.

Каковы ваши планы по развитию производства на ближайшее время?

— Пока мы отстаем в мировом производстве линейной арматуры по качеству и технологии изготовления. Есть стандарт в Российской Федерации, а для энергетики за границей существуют другие параметры, отвечающие требованиям Международной электротехнической комиссии (МЭК). Мы аттестованы у них со стеклянными изоляторами и частью линейной арматуры, но последняя проигрывает по конструктиву, так как тяжелее аналогов и неудобна при монтаже. 

Сейчас мы полностью пересматриваем всю линейку и начали выпускать новую арматуру, которая соответствует современным требованиям. У нас есть положительное заключение Научно-технического центра РФ на часть продукции, заявки на другую — еще рассматриваются. Видим в этом большую перспективу. Мы остаемся пока единственной компанией в России, которая поставила линейную арматуру за границу. Конкретно — в рамках грандиозного международного проекта CASA-1000 по строительству линий электропередачи высокого напряжения из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Планируем и дальше развивать это направление.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram