Меню

Сменит ли Челябинск серые заборы на живые изгороди?

Иллюстрация: компания «Газоны Урала»

Становится ли город более современным и удобным для проживания? Чего ему не хватает? О благоустройстве мегаполиса говорили с региональным директором компании «Газоны Урала» Алексеем Глагольевым.

На улучшение общественных пространств в Челябинске было запланировано более 350 млн руб в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» и муниципального проекта «Благоустройство территорий». За летний сезон в городе обновили 14 локаций. 

На выполнение муниципальной программы благоустройства (инициативное бюджетирование) в этом году было предусмотрено 520,8 млн руб., что почти на 11% больше, чем в 2024-м. Специалисты преобразили еще 7 общественных территорий. 

Алексей Евгеньевич, сезон благоустройства завершен, и можно подвести итоги. Какие у вас впечатления от проделанной работы? Были трудности?

— Начну с того, что объем благоустройства в Челябинске заметно снизился. Считаю, что это связано с «мягкой посадкой» экономики страны в целом и региона в частности. При этом все работы, которые были запроектированы в прошлом году, либо уже выполнены, либо реализуются в настоящий момент.


Инспекция главы Челябинска по благоустройству общественных пространств (Алексей Глагольев справа)

Очевидная тенденция этого года — оптимизация расходов. Если пару лет назад стояла задача следовать мировым трендам в преображении российских городов, то сегодня мы такой возможности не имеем и стараемся обходиться самыми простыми и доступными решениями.

Например, общемировая практика в благоустройстве — функциональное зонирование окружающей среды, активное использование живых изгородей, массивов кустарника вместо некрасивых металлических ограждений, а в качестве верхнего яруса — крупномерных деревьев, применение крупноформатной плитки для пешеходных зон. Такой способ позволяет расширять пространство мегаполиса и обеспечивать комфорт жителей.


Источник фото: https://cheladmin.gov74.ru

К сожалению, сегодня мы вынуждены упрощать виды растений, снижать их высоту и количество на определенную площадь. Возвращается в обиход из-за своей демократичной цены поднадоевшая всем плитка-«кабанчик». Но есть особенный момент, который не могу не отметить. Это неимоверная любовь властей (не только в Челябинске, но и в других городах и регионах) к заборам: скругленный, из оцинковки, серый, старинный…

Это, как говорят мои дети, уже просто кринж. И, видимо, чувствуя, что что-то с этими заборчиками не так, их стараются разнообразить: развешивают на них такие же серые горшочки с однолетниками или, что еще хуже, втыкают за заборчиками железные столбы и на них эти же горшочки вешают.

Называется это «вертикальное озеленение». Нет, уважаемые. Вертикальное озеленение — это посадка дерева. На годы. На десятилетия. А заборчики с кашпо вдоль магистралей — это не комплексный системный подход к озеленению миллионного города. Очень надеюсь, что обновленная команда в мэрии этот подход пересмотрит.

Учитывая современные тренды, что сейчас Челябинску было бы необходимо в плане благоустройства?

— Проблема и преимущество Челябинска — широкие улицы. Можно ведь поспорить на тему жутких пробок у нас. По меркам многих других мегаполисов их нет. Если в часы пик мы можем добраться за 30−40 минут от центра до Северо-Запада или на ЧТЗ, то это не пробки. Как Детройт в середине прошлого века, мы стоим на распутье. Надеюсь, что этот ошибочный путь не повторим.


Источник фото: компания «Газоны Урала»  

Если мы хотим избавиться от заторов в определенных местах, придется пересаживать людей с автомобилей на общественный транспорт, а чтобы на нём захотелось передвигаться, он должен быть комфортным. Здесь мы идем по верному пути. Так же и для СИМов (велосипедов, электросамокатов, моноколес, гироскутеров и мотороллеров. — Прим. ред.) нужно выделять отдельные линии где-то за счет дорог, где-то за счет широких тротуаров или озеленения.

Причем это должны быть дорожки шириной не в метр-полтора, а больше. Они могут охватывать не только аллеи или отдельные скверы, а весь город. Кроме того, располагаться в каждом направлении. Лучше, чтобы эти потоки были разведены по разным сторонам улицы.


Источник фото: cheladmin.gov74.ru

Помимо этого, необходимо улучшать зеленый фонд, создавать систему ухода за насаждениями. С 2019 г. в этом направлении сделан огромный рывок, но комплексного подхода в городе не существует. МУП «Горзеленхоз», созданный для этого, самостоятельно не в состоянии справиться с задачей — предприятие небольшое, а зеленых насаждений в городе миллионы кв. м и сотни тысяч штук. Озеленяет город и ухаживает за растениями либо дочернее предприятие Комитета дорожного хозяйства — МБУ «ЭВИС» (Эксплуатация внешних инженерных сетей), которое далеко от озеленения, либо районные администрации, что не лучше.

Что вы тогда предлагаете?

— Считаю, что городские службы должны содержать штат, необходимый и достаточный для того, чтобы грамотно ставить предпринимателям задачи в области озеленения и контролировать исполнение, но не более того. Не надо пытаться озеленять город и ухаживать за растениями самостоятельно, если рыночная экономика работает лучше. Есть конкурсные процедуры по выбору подрядчиков в рамках 44-го и 223-го ФЗ, и это хорошо.

Нужны конкурсы с четкими критериями, чтобы на уход за зелеными насаждениями не могли претендовать неквалифицированные фирмы или дорожники, а мог лишь тот, кто обладает компетенциями (персоналом и оборудованием) в данной отрасли.

Например, можно выставлять требования по наличию в штате потенциального подрядчика агронома и других профильных специалистов.


Источник фото: компания «Газоны Урала»  

МУП и МБУ должны выполнять лишь аварийные работы, если что-то случилось (например, упало дерево) — выехали, отпилили, раскорчевали. Сегодня ни у кого не возникает мыслей строить дороги силами администрации города.

Недавно я был в Астане и обратил внимание на то, что там постоянно высаживают новые деревья, при этом зачастую самые дешевые, например, вяз мелколистный. В Челябинске он считается сорным и запрещен к высадке, но наши соседи его стригут и формируют нереальные топиары в виде сердечек, зайчиков, мишек. Город утопает в зелени и выглядит ухоженным. Это к вопросу экономии. Можно малыми средствами добиваться результатов. А то березы и вязы сажать нельзя, но тополя, которые мучают сотни тысяч жителей, мы пилить не будем — зелененькие же они… Несуразица.

Какие проекты благоустройства отметите в этом году?

— Реализацию второго этапа сквера по улице Молодогвардейцев и по Комсомольскому проспекту. Это место стало притягательным для жителей, хотя бюджет на его обновление был небольшой. Сейчас там даже в будние дни многолюдно. Дело в том, что это интересный глобальный проект, разработанный для разных групп населения, но пока на полную его реализацию не выделен бюджет. Мы ведем переговоры с районной администрацией о том, чтобы каким-то образом оптимизировать расходы и завершить благоустройство.


Источник фото: компания «Газоны Урала»  

Также по нашему проекту была обустроена часть сквера, где планируется установить памятник выдающемуся российскому адвокату — уроженцу Троицка Федору Плевако. На мой взгляд, это место требует полной реконструкции. Там неудачная вертикальная планировка, неудобные лесенки. Территорию сквера можно вытянуть, обойтись без пандусов, расположив всё в одной плоскости. Уже хорошо, что там убрали малофункциональные металлоконструкции и неработающий фонтан, сделали освещение.

Точки благоустройства выбирают жители. Какие общественные пространства в Челябинске, на ваш взгляд, наиболее нуждаются в переформатировании?

— Челябинску как городу, построенному на реке, необходима протяженная благоустроенная набережная. Требуется системная очистка реки Миасс. Замечу, что арт-сквер и прилегающие к нему участки выглядят замечательно, но я сделал бы упор на всеобъемлющем благоустройстве. В прошлом году появился отличный вантовый мост, который стал украшением Северо-Запада. Но хочется, перейдя через него в бор, прогуливаться дальше и добраться пешком до центра города.


Источник фото: cheladmin.gov74.ru

Бывая в других регионах, замечаю, что там ставят гранитные бордюры. Спрашиваю: «Откуда вы их получаете?» Отвечают: «Из Челябинска». Удивляюсь: «Но это же затратно!». В ответ слышу: «Да, транспортные услуги увеличивают стоимость такого бордюра в два и более раз, но они прослужат долго». В Челябинске же используют вибропрессованный бордюр. Для бюджета он выходит дороже, потому что зимой идет постоянная уборка снега, а в таких условиях срок жизни ограждения не превышает пары лет. Почему в Челябинске нет гранитных бордюров, хотя есть свой гранит — вопрос пока открытый.

Меняются ли материалы и технологии, которые используются при благоустройстве городской среды?

— Видите ли, не в материалах дело. В благоустройстве нужны долгосрочные планы и инвестиции. Как я уже сказал, необходимы серьезный комплексный подход, совместная работа властей и бизнеса, которая начинается с анализа территории, обсуждения разных вариантов благоустройства с заказчиками. Далее подключается управление архитектуры, где есть компетентные специалисты, которые понимают, как использовать лучшие практики. Затем идут оценка завершенных проектов, анализ ошибок всеми участниками процесса.


Источник фото: компания «Газоны Урала»  

В Челябинске немало архитекторов, которые создают достойные проекты, но зачастую в них не до конца продуманы пешеходные и транспортные связи. Например, по выложенным дорожкам люди ходят только летом, а зимой, когда выпадает снег, они протаптывают старые тропинки, повреждая газоны и кустарники.

Как решить эту проблему? Все-таки с помощью заборов?

— Напротив, озаборивание я считаю большой бедой Челябинска. Приведу в пример парк им. Тищенко, часть которого проектировала наша компания. Я предложил убрать ограждение по периметру. Кого оно спасает: белочек от местных жителей? Так пусть лучше они заходят в парк с нескольких сторон. Но мое предложение не нашло поддержки.

Или забор с колючей проволокой вдоль плотины на протяжении всего путепровода. Когда едешь по нему, возникает ассоциация с промзоной или тюрьмой. Каждый день люди смотрят на красивый пейзаж сквозь этот пережиток прошлого.


Источник фото: cheladmin.gov74.ru

Понимаю, что во времена СССР других вариантов не было, но сегодня можно воспользоваться многими альтернативными, но не менее безопасными решениями. Например, заменить проволоку деревьями, либо опустить ее вниз, чтобы не бросалась в глаза.

Почему бы нам не отказаться от архаичного мышления, если хотим, чтобы Челябинск выглядел современно? Эстетика городских улиц воспитывает людей. Если жить в окружении серости, культурнее и привлекательнее мы не станем. Города — это наследие нашим потомкам. Мне за то, что оставлю им, не стыдно.

Читайте также на СНЕL.DK.RU: В градостроительной политике Челябинска немало спорных моментов, уверен председатель регионального Союза архитекторов.