Сергей Якобюк: «Среда будет комфортной, если не нарушать принципы градостроительства»

Построить микрорайон — еще не значит создать удобное для жизни пространство. Председатель регионального Союза архитекторов уверен, что в градостроительной политике Челябинска немало спорных моментов.
По мнению Сергея Якобюка, эти спорные моменты не позволяют сделать столицу Южного Урала по-настоящему комфортным городом. Обсудили с гостем редакции вопросы застройки мегаполиса и его возможностей в этом направлении.
Сергей Федорович, когда мы говорим о комфортной городской среде, подразумеваем прежде всего инфраструктуру: качественные дороги, удобные локации для жизни, работы, отдыха и спорта, благоустройство. На ваш взгляд, в каких преобразованиях нуждается современная городская среда?
— С 1 января 2025 г. в России реализуется национальный проект «Инфраструктура для жизни». И если раньше понятие «комфортная городская среда» не включало в себя транспортную доступность, то сейчас этот и еще ряд вопросов присутствуют. Соответственно, их решение подразумевает финансирование.
Межведомственная комиссия Минстроя Челябинской области ежегодно распределяет денежные средства муниципалитетам на реализацию программ нацпроекта. В большинстве городов и районов определили площадки и сейчас приводят их в порядок.
Фото: cheladmin.gov74.ru
Но, к сожалению, не всегда проектная документация выполняется на должном уровне. Качество строительства зачастую не соответствует содержательной части проекта, потому что освоение федеральных денег требует прохождения определенных процедур, а сроки по исполнению контрактов жестко ограничены.
Что касается Челябинска, генеральный план города мы рассматривали совместно с застройщиками и профессиональными объединениями, подготовили более 600 замечаний, которые затем обсудили на уровне регионального Минстроя.
Однако большинство наших предложений тогда не было услышано. Например, в генплане отдается приоритет общественному транспорту. При этом я настаивал на том, что это неправильно, что нужно сделать 50/50. Челябинск — город протяженный, а значит, для комфортного передвижения по нему необходима хорошо подготовленная транспортная инфраструктура: продуманные переезды, маршруты, отдельная сеть для автобусов и троллейбусов.
Кроить Комсомольский проспект, улицу Цвиллинга и другие магистрали под концепцию о преимуществе общественного транспорта неразумно. Но, к сожалению, это началось. И сегодня мы видим, что стоит транспортный поток на улицах Блюхера, Воровского, Худякова. А западная часть города? Как можно ездить через Шершни либо поселок Западный транзитом всему городу?
Фото: cheladmin.gov74.ru
Как вы оцениваете качество застройки?
— Сегодня жилищное строительство изменилось принципиально. Более 70% застройки — это индивидуальные и малоэтажные дома.
Если в пригороде ведется застройка с расчетом на 100–300 тыс. жителей, то там необходимы дорожно-уличная сеть, социальная инфраструктура: школы, детские сады, лечебные учреждения, инженерные сети. Шершневское водохранилище — это не магистраль общегородского значения, а питьевой водозабор, но при формировании генплана города это не учитывалось.
В свое время, рассматривая схему территориального планирования в западной части Сосновского района, мы говорили: нельзя сдавать такие объемы застройки без инфраструктуры для жизни, однако сейчас ввод нового жилья опережает всё остальное.
Необходимо вести непрерывный мониторинг улично-дорожной сети и вносить доработки, которые бы позволили изменить ситуацию к лучшему, но эта системная работа не ведется. Есть транспортные коридоры, которые ранее были оставлены, а впоследствии их застроили, например, на улице Братьев Кашириных.
Фото: cheladmin.gov74.ru
Когда мы говорим о функциональности зонирования, нельзя злоупотреблять нарушением основных принципов градостроительства, занимая лесопарковую часть, скверы, бульвары, поскольку это увеличивает плотность застройки. Например, территория сквера на Алом Поле общегородская, но теперь часть его стала жилым двором дома, который возвели на пересечении ул. Труда и Свердловского пр. Убежден, что такое допускать нельзя. Или ЖК «Ньютон». При всей созданной там инфраструктуре в микрорайоне приходится 9−11 тыс. жителей на один гектар. Это как в Москве, вблизи Садового кольца. При этом у нас достаточно территории, чтобы протянуть новые сети и дороги, но это затратно. Видимо, в этом причина.
Может быть, есть смысл создавать деловые локации в разных районах города, чтобы люди не ездили в центр на работу?
— В каждом жилом районе Челябинска, начиная с прежних генпланов, были предусмотрены общественные центры, предполагалось создание инфраструктуры для жизни на локальном уровне. На мой взгляд, эти здания необязательно должны быть точечными высотками, размещенными где попало, в том числе в исторической среде. Мы предлагали выделить для таких объектов отдельную зону. Например, от улицы Энгельса до Чайковского по Труда до берега реки Миасс, продлив таким образом набережную. Но этого не произошло.
Фото: ООО «Деловой квартал — ЧБ»
Давайте поговорим о судьбе исторических зданий, их гармоничного существования в нынешних реалиях. Для бизнеса это всегда затратные и медленно окупаемые проекты, поскольку много нюансов в их реставрации и т. д. Немногие решаются на это. Получается, что объекты архитектурного наследия, которые должны украшать город, наоборот, портят его, со временем разрушаясь. Как думаете, что с ними делать?
— Мы были против продажи таких участков частным инвесторам. Исторические кварталы учтены в генплане города. Я говорю не о конкретных исторических зданиях, а о средовом подходе, который должен обязательно соблюдаться.
Например, мы предлагали от улицы Цвиллинга до Красноармейской и от Карла Маркса до реки Миасс сделать реновацию исторической застройки с использованием туристического потенциала на первых этажах, а наверху разместить ремесленные мастерские и жилье, как это показывает мировой опыт.
Фото: cheladmin.gov74.ru
Такой подход мог бы привнести изюминку в облик Челябинска. Однако вместо этого появились новоделы. Сегодня нужно искать другие решения, как сделать комплексной реновацию исторической среды. Приведу еще один не лучший пример, когда вклинились в излучину реки Миасс, изменили ее русло, застроив Заячий остров, и начали сооружать деловой центр. На самом деле, интересное было решение, но не стоило возводить здание над рекой. Теперь там вместо зеркала воды и излома реки болотце и полуостров заиливания, который надо регулярно чистить. К тому же создается впечатление, что это пруд, а ведь именно этот поворот реки создавал образ всему центру. Такие ошибки сложно исправить.
Вы не приветствуете точечную застройку, между тем она позволяет реализовывать проекты КРТ. Как в этом вопросе найти баланс?
— Корень проблемы в том, что уровень профессиональной школы падает. Зачастую архитекторы пытаются самовыразиться в формотворчестве, применить какое-то интересное решение, которое они где-то подсмотрели. Многие специалисты не понимают, что проект должен рождаться от ситуации, в которой будущий объект будет жить. Не осуждаю компании, которые прибегают к точечной застройке, но получается, что сейчас именно они определяют, что и где будут строить.
Фото: cheladmin.gov74.ru
При этом разрешение на строительство, проектирование, технические условия выдают администрации разных уровней, и у них есть полномочия для регулирования. Также КРТ определяется федеральным правом и законами на уровне субъектов. Законодательство дает возможность инвестору зайти на сложную площадку, если там, например, стоит вопрос о сносе старого жилья или освоении. Для власти это шанс заинтересовать инвесторов, чтобы они учли потребности города и при этом получили преференции.
Разве это плохо?
— Это не плохо, но получается, что застройка в городе происходит фрагментарно. Посмотрите на улицу Братьев Кашириных и участок от Свердловского проспекта до ул. Кирова. Эти территории разделили на части, раздали их, и каждый построил то, что захотел.
Нет ощущения единого и целостного пространства, пропорций, чувства ансамбля. И обратите внимание на послевоенную архитектуру, где уютно, приятно находиться. Потому если мы говорим о комфортной среде, то современная застройка Челябинска этому понятию пока не соответствует.
Я думаю, что решение здесь может быть одно — если ты не приберешься в своем доме, никто не придет и за тебя мусор не вынесет. Именно это нужно сделать с центром города Челябинска.















