Меню

Анна Мецлер, «Счастье»: «Было всякое: шок, обвал, слёзы. А потом мы снова росли»

Иллюстрация: vk.com/happiness_food174

«Все наши ошибки стоили сотни тысяч рублей. Чем дальше — тем выше цена». О своей истории, просчётах, победах и планах — создательница, пожалуй, самых известных домашних полуфабрикатов в Челябинске.

В 25 лет челябинка Анна Мецлер вместе с семьёй начала делать замороженные полуфабрикаты — пельмени и вареники. За семь лет домашняя мастерская выросла в полноценное производство с собственным розничным магазином, представительствами в известных торговых сетях и других регионах. Останавливаться на достигнутом бизнес-леди не собирается.

О том, как запустился и рос маленький бизнес на вкусной еде, провалах и достижениях, планах и принципах Анна Мецлер рассказала CHEL.DK.RU.

«Лепили всей семьёй на кухне»

Как всё началось?

— Идея появилась, когда я увидела в интернете фотографию цветных пельменей. Мне это показалось интересным: в Челябинске такого тогда не было. Дома с мамой мы слепили буквально несколько килограмм цветных и классических пельменей, и продали их через магазин, где мама на тот момент работала. То, что пельмени купили, нас, конечно, вдохновило: «О! Золотая жила!». Мы продолжили в том же духе, создали группу Вконтакте, начали продавать через неё и тот же магазин.

Первые года полтора всё это реально было абсолютно в домашних условиях: лепили всей семьёй на кухне, хранили прямо в квартире. Купили один морозильный ларь, другой, зал превратился в морозильную камеру (Смеётся — прим. ред.).

 

Первый цех, примерно 40 кв.м, мы сняли в 2017-м. Год спустя переехали уже в помещение побольше, но и там в итоге производству стало тесно. Сейчас здесь у нас остался только магазин и мини-кафе, а цех на 230 кв.м оборудовали отдельно, с начала прошлого года вся продукция делается там.

Сколько продукции вы выпускаете каждый месяц?

— Сейчас объёмы выросли примерно до семи тонн. Начинали с 50 кг в месяц.

Сколько вы вложили в запуск и развитие бизнеса?

— Ну, совсем первоначальные вложения — 7 тыс. руб., столько стоило мясо на первую партию. Всю прибыль с этой партии мы вложили в новую, и дальше, и дальше. Всё, что зарабатывали — мы тут же вкладывали в дело: ингредиенты, технику и т.д. Когда мы сняли первый цех, всё равно пришлось занять у родителей примерно 200 тыс., чтобы закупить крупную технику, но в остальном справляемся своими средствами. В последнее расширение вложили около полутора миллионов.

Как вы занимались продвижением бренда?

— С самого начала у нас была страница ВК, через которую мы рассказывали о себе и принимали заказы. Продвигали её через другие челябинские группы, например, «мамские». Раньше пользовались там же таргетированной рекламой, но после смены внутренних алгоритмов смысла в ней вообще не стало. В принципе, группа хорошо работает и сейчас, как и другие соцсети — мы их не бросаем, развиваем, за SMM отвечает специалист.

До открытия фирменного магазина продажи шли в основном онлайн?

— Нет, конечно. Мы с мужем брали пельмени, объезжали все магазины, участвовали во всех ярмарках, вообще везде. Потихоньку удавалось договориться, кто-то по «сарафанному радио» сам выходил на нас. Постепенно начали сотрудничать и с общепитом.

Бывает, что партнёры нас подводят: чаще всего не соблюдают условия хранения и наша продукция к покупателю попадает испорченной. Мы пытаемся минимизировать такие ситуации, например, если не идёт у магазина товар — несмотря даже на закон, что мы ничего обратно принимать не обязаны, — выкупаем его обратно или меняем на другой. Но иногда разговаривать бесполезно, и от такого сотрудничества приходится отказываться. 

Наша продукция — это наше лицо. Покупателю не объяснишь, что пельмени невкусные или протухшие из-за того, что у магазина какие-то проблемы с техникой, полуфабрикаты то размораживаются, то замораживаются обратно.

Лично к нам, без посредников, тоже приходят и приезжают очень многие. Некоторые с нами с самого первого дня, от таких преданных клиентов расходится «сарафанное радио», это всегда очень помогало. Мы стараемся развивать сеть магазинов под собственным брендом: фактически к ним можно отнести магазин в Екатеринбурге и ещё один запускается в Тюмени. При этом в Челябинске наш первый и главный магазин на Комсомольском проспекте тоже пока один: была попытка запустить второй, но неудачная.

Почему?

— Не угадали с местом. Выбрали точку на Цвиллинга, в центре, но в основном люди там работают, а не живут. Такая деталь, а как много значит: где вы летом, например, предпочтёте купить замороженные полуфабрикаты? Конечно, рядом с домом.

Если говорить о крупных магазинах вообще, то мы есть в «Теореме», кулинар-маркетах «Добрыня». Работаем с магазином «Pro Питание», отдельно для них разработали безглютеновую, максимально ЗОЖную линейку.

А в целом как со временем менялся и развивался ассортимент?

— Цветные пельмени, с которых всё началось — при том, что мало кто вообще верил в эту идею, мол, выглядят как «химия», смысла никакого, — по сей день у нас продукт номер один, таких продаж нет даже у самой-самой классики. Наверное, получилось создать уникальное предложение: не просто цветные, а полностью натуральные цветные пельмени, по той же домашней рецептуре, что и была семь лет назад.

Мы постоянно придумываем что-то новое. У нас всегда, в принципе, было стремление предлагать  какие-то необычные, сумасшедшие сочетания, чтобы люди пробовали новое, не заскучали. Из последних новинок у нас, например — пельмени с начинкой из белой рыбы с цедрой лимона, вареники с творожно-банановой начинкой. В принципе, пельменями и варениками мы уже давно не ограничиваемся: делаем блинчики, котлеты, замороженные закуски типа креветок в панировке и так далее.

   

Интерес к полуфабрикатам у людей растёт, и больше даже уже не к заморозке, а к блюдам типа «только разогреть». У нас есть идея делать полуфабрикаты-запеканки: картошка, мясо, овощи, сыр, всё уже подготовлено, нужно только в духовку поставить, времени тратится ноль. Не нужно мучиться, мыть и чистить овощи, даже варить не нужно, как пельмени.

Всё, что экономит время — на пике спроса, многие предприниматели сейчас занимаются полуфабрикатами, но конкуренции мы не боимся: места всем хватит.

Хорошая конкуренция подстёгивает креатив: увидишь что-нибудь новое, интересное у других, а повторять же точь-в-точь не хочется —думаешь, вертишь, крутишь… Бывает, конечно, и по-другому: были такие конкуренты, которые у нас копировали даже тексты в соцсетях. Ребят, ну придумайте сами, разве сложно? Но в итоге они закрылись, видимо, бизнесу с таким подходом всё-таки не очень хорошо.

Есть у вас какая-то своя целевая аудитория?

Наверное, мамочки с детьми, в целом женщины, ориентирующиеся на здоровое питание. Мужчины, по нашей собственной статистике — чаще всего те, кого жена отправила за покупками вот с таким списком (Смеётся — прим. ред.). Чтобы привлекать тех, кому интересно здоровое и натуральное питание, мы постепенно развивали наполнение магазина, налаживали коллаборации с близкими по духу предпринимателями.

 

Сейчас мы продаём в «Счастье» кучу всего: мороженое, мед, фермерскую колбасу, сыры. Скоро появятся даже натуральные специи, этим занимаются две сестры: одна живёт в Краснодарском крае, где выращивает и собирает травы, другая — здесь, в Челябинске.

«Просыпаемся с мыслью: «Окей, мир, что ты приготовил сегодня?»

Почти с самого начала ваши пельмени стали продаваться и в Екатеринбурге. Как так получилось?

— Ребята сами на нас вышли, можно сказать: оформили один заказ, другой, а потом предложили стать представителями «Счастья» в Екатеринбурге. В 2021 году у них открылся фирменный магазин, до этого они так же делали доставку, в том числе по всей области, нам это было удобно.

С 2021 года мы самостоятельно сотрудничаем также со свердловской сетью «Жизньмарт». Сейчас их магазины появились и в Челябинске, но распределительный центр, где отбирают всех поставщиков, всё равно находится в Екатеринбурге, и мы долго пробивались именно к ним. Теперь в челябинские точки отправляем напрямую, конечно, а через распределительный центр «Счастье» едет во все остальные города.

Началось наше сотрудничество сразу с приключения, мягко говоря.

Мы полтора года вели переговоры, наконец, отгрузили в Екатеринбург полную «ГАЗель» — это для нас очень большая партия, счастье было полное, пока не раздался звонок: «Мы разворачиваем машину, весь товар возвращаем вам обратно». Как? Почему? Что случилось? Оказывается, мы прокололись с упаковкой. Наши пакеты не выдержали глубокого «минуса» в авторефрижераторе и лопнули.

У нас был один день, чтобы всё переделать и отправить партию заново. Один день. Проехали по всем магазинам, закупили всю возможную упаковку, проверяли её, потом все — от уборщицы до меня — стояли и перефасовывали пельмени, клеили этикетки... В итоге всё отправили в срок.

Много за все время было такого экстрима?

— Ох, ну не такого, конечно... Но мы с подругой, которая тоже занимается бизнесом, как-то подумали, что каждый день просыпаемся с мыслью: «Окей, мир, что приготовил мне сегодня?»

Были крупные кризисы, как в 2020-м, когда мы из окон магазина смотрели на пустые улицы и людей в противогазах, или как в 2022-м, когда очень сильно взлетели цены, поставщики отказались от постоплаты и так далее… Было тяжело. Март-апрель прошлого года — до слёз было тяжело.

Но самое интересное то, что и в пандемию, и в 2022-м были, да, шок, боль, обвал, но потом мы только росли. В тяжёлые времена оказалось, что нас окружают классные люди, что предприниматели могут объединяться и помогать друг другу.

На этой волне мы активнее выходили в соцсети, делились своим опытом, поэтому, может быть, в итоге обороты и выручка взлетали.

Кроме того, мы давно поняли, что нужно развивать одновременно два направления: розничное и оптовое. Когда по одному идёт просадка, как правило, другое его уравновешивает. Поэтому мы продолжаем искать выход на крупные сети, «Жизньмартом» уже не ограничиваемся. Сейчас в планах — автоматизировать чуть больше процессов, чтобы увеличить объёмы производства: мы столкнулись с тем, что уже не можем удовлетворить растущий спрос

Что же на очереди, «Вкусвилл»?

— Нет, там, кстати, всё оказалось очень сложно и непрозрачно. Думаем про SPAR, но, чтобы мы могли себе это позволить, для начала нужно решить вопрос с объёмами.

Пока, на самом деле, у нас автоматизированы лишь некоторые процессы: измельчение мяса, нарезка лука, раскатка теста. Но защипывают пельмени и вареники, формуют котлетки необычной формы всё равно человеческие руки. Блинчики обжариваются на сковороде, как дома, хотя чтобы они стабильно хорошо получались, пришлось попробовать, наверное, сотню сковородок.

 

Для опта, думаю, мы автоматизируем производство самой ходовой, классической продукции. Но линейку ручной работы мы хотели бы сохранить, чтобы не становиться «как все» и не терять этой домашней теплоты, что ли.

Сильно за последний год выросла себестоимость производства?

— Да, не меньше чем на 20%. Естественно, мы подняли и свои цены, чтобы не жертвовать качеством.

С увеличением производства издержки не уменьшились?

— Наоборот, выросли: для увеличения объёмов нужен штат со всеми сопутствующими, для оптовой торговли нужны сертификаты соответствия и так далее. Чисто за счёт объёмов этот рост не покрывается.

Кстати, чтобы видеть все издержки и потери, мы потратились на разработку собственной системы учёта. По сути, это синхронизированный свод таблиц на платформе Google, в котором прослеживаются все операции: ничего не пропадает, накладные не нужно забивать вручную, всё автоматизировано. Ни 1C, ни другие программы нам так не помогали.

А техника с учётом последних событий тоже подорожала?

Да, но вообще-то европейское оборудование мы и так не закупали: смысла в этом я не вижу, по отзывам моих коллег, вся разница между итальянской и китайской мясорубкой — цена и красивый бренд. Поэтому техника у нас преимущественно китайская и российская, хотя российская, честно говоря, похуже.

«Не хочется краснеть за наше качество»

В прошлом году вы вышли в финал национальной премии «Бизнес-успех». Как это получилось?

— Почти случайно. Заявку мы вообще подали в последний день, и я даже не хотела участвовать, но муж сказал: «Да давай попробуем, напиши им». В итоге мы выиграли региональный этап и поехали в Москву: всего из Челябинска в разных номинациях прошло семь человек.

Вообще и региональный этап «Бизнес-успеха», и конкурсы «Молодой предприниматель» — это очень хорошие конкурсы с реально полезными призами: например, я выигрывала бизнес-обучение, участие в выездных конференциях, а там ведь получаешь не только знания, но и знакомства, полезный опыт.

Челябинская «Территория бизнеса» вообще, мне кажется, одна лучших в стране: начинающим и самозанятым они дают хорошее подспорье, могут помочь подключить онлайн-кассу, помочь с сертификацией продукции, разработать сайт, запустить рекламу и ещё много-много всего полезного. 

Ещё очень круто, что у нас развивают детское предпринимательство: я, например, скоро буду как член жюри оценивать и разбирать реальные бизнес-проекты, которые подготовили школьники.

Вы и сами начали своё дело довольно рано. Не сталкивались с пренебрежительным отношением из-за возраста?

— Нет, скорее, в первый год мне самой было сложно себя воспринимать правильно: общаться с позиции руководителя с теми, кто старше. Кроме того, у меня как раз-таки не было ни опытных помощников, ни теоретических знаний, всё приходило в процессе.

Все ошибки, которые мы допустили, стоили сотни тысяч рублей. Теперь у нас есть и знания, и опыт, есть команда специалистов, но от ошибок никто не застрахован и цена их с ростом бизнеса тоже растёт.

Когда и как вы начали целенаправленно заниматься благотворительностью?

— Желание было почти с самого начала, потому что мы сами сталкивались с ситуацией, когда нужна была помощь. Бесплатно вовремя получить нужные лекарства или, тем более, инвалидную коляску, оказалось невозможно: мне подумалось, что это как-то ненормально, что нужно что-то делать.

Около года я не могла выбрать в Челябинске фонд, которому хотелось бы помогать, в итоге случайно, через подругу, познакомилась с проектом «Редкие дети» фонда «Мы рядом», который помогают детям с орфанными заболеваниями: например, с таким, из-за которого кости становятся очень хрупкими, и любое неосторожное движение вызывает перелом. Из-за того, что такие болезни встречаются раз на миллион, из государственного бюджета средств на специальное лечение не выделяют, и вот им помогает этот проект. Три рубля с каждой пачки пельменей мы перечисляем туда: доля вроде бы совсем незначительная, но в сумме получается немало.

Насколько сейчас вы лично погружены в его работу? Получается ли соблюдать баланс рабочего и личного?

— Конечно, я уже не пашу 24/7, могу спокойно работать в режиме пятидневки, по вечерам и по выходным быть с семьёй. Но я участвую в жизни компании полностью, хотя чем больше мы растём — там становится сложнее уследить за всем лично.

Мне очень сильно помогает спорт: бокс, большой теннис, плавание и бег. Без этого, наверное, можно было бы сойти с ума, потому что в голове приходится держать огромное количество задач и процессов. Тренировка — это возможность разгрузить мозг, просто выключить тумблер многозадачности и слушать, как работает тело.

Но всё равно бизнес мне приносит огромное удовольствие: я не уверена, что смогу когда-нибудь засесть дома и смотреть на него со стороны.

Точно так же пока я не готова к тому, чтобы запустить франшизу или открыть производство где-то в другом регионе, потому что не смогу быть уверена в других людях на сто процентов, а краснеть за качество продукции под нашим брендом совсем не хочется.

P.S.
Когда готовился материал, стало известно, что Анна Мецлер запускает коллаборацию с известным ресторанным блогером Азатом Сапармамедовым, давним поклонником «Счастья»: несколько дней назад в «Усадьбе Рябининых» в центре города открылась одноименная вареничная.