Екатеринбургские дизайнеры задались целью разработать для Челябинска айдентику, которую горожане «полюбят, как родные». Как стартовала эта работа — читайте в нашем материале.
11 февраля в пространстве РМЦ на территории креативного кластера Svoboda2 прошла первая встреча, посвящённая разработке «туристского кода» и нового бренда Челябинска. Работать надо этой задачей будет екатеринбургское архитектурное бюро «Плотинка», в портфолио которых — свежий фирменный стиль уральской столицы, а также бренд-бук Кунгура.
К разработке, по сути, новых оформительских решений для Челябинска дизайнеры и мэрия подошли основательно: на трёхчасовом воркшопе собравшимся — челябинским предпринимателям, творческим людям и просто неравнодушным — предлагалось обсудить четыре грани города, пофантазировать о его будущем и поделиться своими «болями».
Мы глубоко погружаемся в контекст и приглашаем к разработке горожан. Так у нас получается создавать бренд и айдентику, которые жители города полюбят как родные, и о которых потом рассказывают по всей стране, — говорят о себе дизайнеры.
Итак, всех пришедших разделили на четыре группы и поочерёдно направляли к столам, за которыми они вместе с кураторами обсуждали четыре темы: «Челябинск для горожан», «Челябинск для гостей», «Челябинск культурный» и «Челябинск будущего». За первым столиком наш земляк Андрей Трофименко, по собственному признанию, только со второй попытки уехавший из Челябинска в Екатеринбург, аккуратно записывал ответы на вопросы «Чем может гордиться Челябинск?». За вторым столом участники обсуждали, чем город может привлечь туристов, за третьим — каким Челябинск хотелось бы видеть к 2035 году (в рамках, скажем, реализации одноименной стратегии властей).
К четвёртому столу, к обсуждению вопроса «Что такое культура в Челябинске и чего вам в ней не хватает?» стало понятно, что у каждого участника «боли», позитив и надежды, связанные с городом, свои, и с благодарными слушателями люди готовы говорить о них бесконечно. «Не хватает экологической сознательности», «не хватает творческих институций», «не хватает воздуха», «не хватает гордости за свою историю» — слегка видоизменяясь от формулировки вопроса, эти и другие темы за два часа обсуждений всплывали многократно.
Наверное, в рамках работы с «общественностью» у дизайнеров из «Плотинки» это не первый опыт, но глаза к концу воркшопа у них были слегка испуганные. Впрочем, как сказал в начале мероприятия главный архитектор Челябинска Павел Крутолапов, «нужно просто погрузиться в этот поток мыслей, здесь процесс точно важнее результата».
Итоги работы кураторы подвели в виде мини-презентаций. В «Челябинске будущего», который презентовал директор «Плотинки» Илья Полянских, оказались доминирующими темы благоустройства и культуры: в частности, создания Центра современного искусства и организации ежегодного уникального фестиваля, который мог бы привлекать в Челябинск гостей со всего мира. Чему именно может быть посвящён такой фестиваль — пока осталось загадкой.
Читайте также на CHEL.DK.RU
«Сшить несколько вещей — это не бизнес»: как челябинская одежда заменит западные бренды?
Аналогичную тему нехватки институций современного искусства выделила в итоге куратор «культурной темы» Вероника Григорян: сообществу, по её мнению, не хватает и площадки физической — для выставок, фестивалей и других событий — и площадки медийной, то есть широкого «культпросвета» и освещения всего многообразия уже существующих творческих движений.
В Челябинске не знаешь, куда тебе пойти, но не потому, что в самом деле некуда: просто это известно только каким-то узким кругам, — говорит она.
Куратор проекта «Дизайн-код Екатеринбурга» Павел Омелёхин выбрал из предложенных концепций Челябинска туристического несколько: «Суровый город», «Город сообществ и дружбы», «Город красивой природы», «Промышленный город», и «Город контрастов».
Мне кажется, из них можно сформировать очень интересный бренд, — заявил он.
За разные «бренды» города все гости мероприятия могли голосовать и открыто, прилепляя «глазки» на листочки с наиболее подходящей Челябинску краткой характеристикой. Концепции «Город стальных людей», «Танкоград» или пресловутый «Город, куда прилетают метеориты» оказались не слишком популярными, а больше всего голосов набрали «Город контрастов», «Новый Берлин — город андерграундной культуры» и добавленный участниками самостоятельно «Город для людей».
Людей как ключевую ценность Челябинска в итоговой презентации выделил и Андрей Трофименко; ещё один ценный и пока не разбазаренный ресурс, по его мнению — природа, а третий — особый челябинский характер.
Что это такое? Стойкость — «какой бы губер не был», цитирую; самоотверженность и вечное «вопреки»; трудолюбие и жажда деятельности. Короче, город, который смог и может больше, — резюмировал он.
Что должно стать итогом совместной работы дизайнеров и неравнодушных горожан? К началу марта в «Доме архитектора» обещают показать промежуточную версию челябинского брендбука, выслушать комментарии и предложения, а к апрелю представить финальный концепт.
Читайте также на CHEL.DK.RU: «Чтобы бренд региона гремел на всю страну, в него должны влюбиться местные»