Меню

«Человек года» Павел Яковлев — о рекордном выпуске автомобилей и строительстве микрорайона

«Проект по производству мостов для тяжелой техники стал самым масштабным. Малыми партиями начнем выпускать со второй половины 2024 года, а полномасштабный запуск производства состоится в 2025 году».

Одно из градообразующих предприятий Миасса — АЗ «УРАЛ» — в этом году идет на рекорд по выпуску автомобилей в количестве 9,5 тыс. Столько не производили последние десять лет. Сейчас предприятие с богатой историей в 81 год активно строит. И не только планы на будущее. Руководство завода намерено реализовать масштабный проект: возвести новый микрорайон для сотрудников.

Павел Яковлев в Миасс возвращался дважды. Впервые он пришел на автомобильный завод «УРАЛ» в должности председателя Совета директоров в 2001 г., когда предприятие было полностью приватизировано и вошло в состав машиностроительного холдинга «Руспромавто». После двух лет работы ушел и вернулся уже в 2019-м, когда занял пост генерального директора. Под его руководством «УРАЛ» пересматривает и основательно перестраивает производственные процессы: на предприятии реализуют крупные инвестиционные проекты, открывают современные производства.

Почему на заводе занялись решением квартирного вопроса, когда там выпустят первые отечественные модели мостов для тяжелой техники и какие новинки были разработаны за 2022 год? Об этом говорим с генеральным директором АЗ «УРАЛ» и обладателем звания «Человек года» Павлом Яковлевым.

Сейчас на «Урале» реализуют масштабный проект: разработку мостов, барабанов и ступиц для тяжелой техники. Сколько образцов ходовой части уже создано и когда начнется серийное производство?

— Действительно, за последние годы проект по производству мостов стал самым масштабным. В результате его реализации мы получим мосты грузоподъемностью от 10 до 16 тонн и оси грузоподъемностью от 7,5 до 9 тонн для автомобилей и строительно-дорожной техники. На первом этапе проекта будет изготовлено 11 модификаций мостов принципиально разной конструкции.

На сегодняшний день готовы и полностью испытаны четыре из них. Те результаты испытаний, которые имеем, и те параметры, которые мы заложили в конструкторскую документацию, выполнены. Более того, они достигнуты по прочности, скажем так, с запасом. Малыми партиями выпускать планируется начать уже со второй половины 2024 года, а полномасштабный запуск производства состоится в 2025 году.

На фото — новые модели мостов для тяжелой техники

Эта работа важна только в рамках независимости от иностранных комплектующих или ваши мосты будут обладать характеристиками, которые помогут увеличить нагрузку на технику?

— Помимо политики импортозамещения, благодаря этому проекту мы сможем повысить грузоподъемность нашей техники до 50 тонн. Сейчас максимальная нагрузка на машины составляет до 44 тонн. Также собственная разработка осей и мостов позволит увеличить линейку выпускаемых автомобилей дорожной гаммы.

В какую сумму оценивается реализация данного проекта и какими будут объемы производства мостов?

— Финансовая государственная поддержка на его реализацию составляет порядка 7 млрд руб. Мощности производства составят 25 000 комплектов мостов и осей и 10 000 мостов для специальной техники в год.

Планируете закрывать только свою потребность в мостах или готовы производить для всей отрасли автомобилестроения страны?

— В дальнейшем автозавод будет полностью закрывать свои потребности, а также поставлять мосты и оси для других промышленных предприятий и заводов спецтехники.

По производству автомобилей поставите рекорд в этом году?

Наше предприятие продолжает работать с увеличенным темпом, сейчас темп выпускаемых автомобилей составляет 55 автомобилей в сутки, ранее делали 33 машины. На следующий год объем заказов планируется также увеличить.

 Туркменистан активно закупает модели «Урал Next», которые используют для длительных поездок по Каракумам. Жара, минус 60: чем еще можно дополнить список экстремальных условий, в которых могут работать ваши автомобили?

— Диапазон применения автомобилей «Урал» очень широк. Техника уральского автозавода способна работать на высоте до 4500 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха от минус шестидесяти до плюс пятидесяти градусов, преодолевать снежную целину до одного метра и вертикальную стену высотой до полуметра, водные препятствия глубиной более полутора метров.

Благодаря конструкции кабины (длинный капот) водители прозвали автомобили «полтора метра жизни впереди». Это расстояние до кабины становится спасительным, когда автомобиль передвигается по территориям, где есть риск минирования. Поэтому в качестве транспорта для гуманитарной помощи выбирают в основном машины «Урал»?

— Это действительно так. «Уралы» участвуют в спасательных операциях по всему миру.

За свою историю наши автомобили помогали при ликвидации последствий ураганов и штормов на побережье Латинской Америки, Индонезии; доставляли гуманитарную помощь, перевозили пострадавших и эвакуировали транспорт, помогали при ликвидации последствий стихийных бедствий в Приамурье и Забайкалье.

Помимо капотной компоновки, которая обеспечивает дополнительную защиту экипажа, который находится в кабине, автомобили «УРАЛ» оснащены мощными двигателями, специальной конструкцией ведущих мостов, централизованной системой регулирования воздуха в шинах. Это и помогает им с легкостью двигаться по бездорожью.

 В этом году были представлены новые модели автомобилей (электрогрузовик «Урал», беспилотный автомобиль, второй прототип арктического автобуса, бескапотный грузовик). Для кого создавались новинки?

— Конкретные автомобили разрабатывались и создавались под заказчиков. Например, «Арктический автобус» был спроектирован под заказ Министерства образования РФ для перевозки учителей и групп учеников, для организации образовательного процесса в северных регионах страны. Беспилотный автомобиль обладает техническим зрением и рассчитан на езду на закрытых площадках, а не по дорогам общего пользования. Например, в зонах химического или радиоактивного загрязнения, на территориях с техногенными факторами. Электрогрузовик — гибридный автомобиль, в котором применена композитная схема. Наша механическая трансмиссия прошла испытания во всех условиях на самых различных внедорожных покрытиях. Мы заменили раздачу и коробку одним мощным электродвигателем, по силе равным пяти и более обычным двигателям. Это сугубо российская разработка.

В настоящее время создается опытный образец мусоровоза на газовом двигателе, который сможет работать в бесшумном режиме и не тревожить жителей в процессе погрузки бытовых отходов в ночное время суток.

Требования рынка и желания клиентов поспособствовали тому, что мы разработали грузовик с кабиной бескапотного типа. Сегодня опытно-промышленная партия собирается на главном конвейере, а первый автомобиль был передан покупателю из Екатеринбурга, где будет применяться в сфере ЖКХ и дорожного строительства.

 

 

Тысяча новых сотрудников в этом году пополнила ряды АЗ «УРАЛ». Численность штата сейчас 6500 человек. Можно говорить о том, что на заводе закрыта потребность в кадрах?

— Сегодня идет очень жесткая борьба за персонал и на периферии, и в больших городах. Миасс — крупный город: 160 тыс. населения. Тем не менее у нас дефицит кадров остается, и он будет только увеличиваться в связи с тем, что буквально последние два года появились заводские программы развития, инвестиционные проекты — это разработка новых моделей автомобилей и создание современных производств. Всё это как раз требует количественного расширения персонала.

О победе в главной номинации бизнес-премии «Человек года» рассказали сотрудникам?

— Естественно, потому что это не только моя личная награда, она принадлежит всему коллективу предприятия, она для нас значима и ценна.

Анонсировали, что в 2023 году будет потрачено почти 500 млн руб. на социальные программы. Какие?

— Поскольку мы заинтересованы в том, чтобы к нам больше людей приходило, предусмотрен широкий спектр социальной поддержки. Из новых программ — это компенсация стоимости проезда и аренды жилья для иногородних работников. Также действуют компенсации стоимости медицинских услуг, оплаты детских садов, материальная поддержка работников, попавшим в трудную жизненную ситуацию или при потере близких родственников, организовывается отдых и оздоровление сотрудников и членов их семей. Завод активно работает по профориентации, поддерживая учебные заведения города. Если резюмировать, на предприятии действуют порядка 26 соцпрограмм различной направленности.

В этом году нашли возможность повысить зарплату сотрудникам дважды. Насколько существенной была индексация?

— В общей сложности индексация составила 26%. В качестве наглядного примера можно привести зарплату слесарей. Если в сентябре слесарь механосборочных работ получал в среднем 38 тыс. руб. в месяц, то с ноября его зарплата составила больше 46 тыс. руб. У слесарей-ремонтников средняя зарплата выросла с 41 700 рублей в сентябре до 50 700 рублей в ноябре.

 

В планах строительство нового микрорайона для сотрудников, сейчас идет работа по созданию гостиниц и хостелов для иногородних работников. Почему решение вопроса с жильем взяли на себя?

— Автозавод продолжит реализацию своих амбициозных и интересных планов: создание новых производственных цехов и участков, современной производственной базы, строительство корпусов и расширение линейки продукции.

Для реализации масштабных проектов предприятие планирует привлекать компетентный и молодой персонал, в том числе из других городов. Это и стало одной из причин принятия жилищной программы на заводе.

Главная цель — создать условия для достойного труда и комфортной жизни в Миассе, который в топе городов региона не только потому, что является туристической точкой притяжения, но и благодаря высоким темпам социально-экономического развития. Жилищная программа — по-прежнему одна из самых популярных в коллективе. За последние три года общая сумма поддержки по этому направлению составила порядка 23 млн руб. С этого года программа сделает жизнь в Миассе и труд на автозаводе «УРАЛ» привлекательными для жителей других городов, что создаст в округе приток новых идей, компетентных кадров и свежих, молодых сил.

Летом заработал автоматизированный цех. К тому моменту, когда будет опубликована статья, откроется новый логистический центр. Хороший итог года в плане модернизации получается?  

— В этом году на финальную стадию вышли инвестпроекты, которые мы начали несколько лет назад. Увеличение объемов производства будет осуществляться за счет автоматизации процессов и внедрения роботизированных установок. Например, полностью автоматизирована сейчас мойка изделий. А окраска деталей теперь производится с использованием новой для завода системы подачи краски, что позволяет снизить ее расход. Производство по полному циклу — заготовка, сварка, окраска и сборка — запустили в августе, но проект на этом не заканчивается. Планируется и дальше поэтапно приобретать новое оборудование для заготовительного передела, сварочных и окрасочных работ. Полностью данный проект завершится в 2026-м году.

Один миллиард рублей был вложен в создание единого, автоматизированного склада, который заработает в середине декабря.

На рынке запчастей очень важно быть оперативными. Поэтому два года назад было принято решение строить новое здание, где бы поместилось всё: от гайки до рамы автомобиля.

Работу склада организовали так, что доставлять запчасти по всей стране мы теперь сможем в минимальные сроки.

Читайте также на CHEL.DK.RU: Павел Рыжий: «Мы видим, что уменьшились инвестиции в будущее»