Павел Рыжий: «Мы видим, что уменьшились инвестиции в будущее»

«К сожалению, мы видим в макростатистике, что уменьшаются инвестиционные затраты. Это плохо. Ведь это наше будущее. Не все вкладываются в него».

До конца 2022 г. из областного бюджета будет потрачено 726 млн руб. на поддержку промышленных предприятий региона. На следующий год сумма будет меньше, но ненамного. В 2023 год «переедут» и основные меры поддержки: гранты, субсидии и льготные займы. Некоторым предприятиям господдержка помогла в этот непростой год развернуть новые импортозамещающие производства.

Какие ключевые проекты будут реализованы в регионе в ближайшее время, как уход иностранных владельцев отразился на южноуральских компаниях и что показали индексы промышленного производства этой осенью? Об этом говорим с министром промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Павлом Рыжим.

Ряд наших предприятий в этом году сменил владельцев из-за ухода иностранных компаний. Это отразилось на их деятельности, оборотах?

— У нас всего 13 компаний, у которых есть иностранный капитал. Из них четыре объявили об уходе собственника. Это американская компания Ball (завод в Аргаяшском районе купила группа «Арнест» (Ставропольский край), «Метран» (все права по управлению переданы топ-менеджменту), «Фортум» (идет поиск российского инвестора), Henkel в Коркинском районе (пока не произошло продажи и передачи завода).

Все перечисленные компании работают, сокращений не было. По остальным девяти предприятиям даже не было объявления об уходе. 

Павел Анатольевич, правда, что есть общий чат министров промышленности из разных регионов, где вы оперативно помогаете друг другу найти ту или иную продукцию?

— Да, не раз с помощью этого чата мы коллег выручали, и нам помогали. Появился, например, запрос по металлу. Кто делает, в чате откликается. По ММК у нас много запросов из Хабаровского края и Кузбасса: просят помочь договориться с нашим промышленным гигантом.

Какой объем средств заложили на поддержку промышленных предприятий региона в 2023 году?

— 606 млн руб. заложено в бюджете региона. Это на 120 млн руб. меньше, чем в 2022 году. Это связано с тем, что мы отказались от одной из мер поддержки, которую на уровне региона оперативно принимали в марте, когда ставка ЦБ была больше 20% — это компенсация предприятиям процентов по кредитам. Под нее были заложены средства, но вскоре ставка снизилась, и этот инструмент поддержки оказался неактуальным. Поэтому на будущий год деньги на это мы не запрашивали. Кроме того, область получит в следующем году 59 млн руб. федеральной субсидии.

Сколько предприятий получили в этом году гранты на компенсацию ставки по кредитам?

— 30 предприятий воспользовались этой мерой поддержки. Мы получили от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках постановления Правительства № 686 (Постановление от 18 апреля 2022 г. о докапитализации региональных фондов развития промышленности в рамках региональных программ развития промышленности. — Прим. ред.) около 153 млн руб. Благодаря этим грантам предприятия смогли выдохнуть и направить деньги на инвестпроекты, пополнить оборотные средства.

Еще одна мера поддержки, которая была очень востребована в этом году, — компенсация расходов на НИОКРы. Здесь предприятия выстроились в очередь. Изначально мы просили правительство области выделить на это 45 млн руб., но, когда увидели, насколько популярна мера, попросили еще. Губернатор Алексей Текслер выделил дополнительно 45 млн руб.

Есть еще субсидии, которые компенсируют затраты на покупку оборудования. По тому, насколько популярна эта мера, можно понять, вкладываются ли сейчас предприятия в обновление производств. Заметно затишье?

 К сожалению, мы видим в макростатистике, что уменьшаются инвестиционные затраты. Это плохо. Ведь это наше будущее. Не все вкладываются в него, значит, будущее «съедается». Я понимаю, что для крупных предприятий наши 2-3 млн руб. в рамках субсидии, может быть, особой роли и не сыграют, но небольшим и средним компаниям важны эти деньги. Поэтому мы стараемся предприятиям дать возможность обновлять производство, чтобы инвестиционный цикл не рухнул.

Павел Рыжий: «Мы видим, что уменьшились инвестиции в будущее»
 1

Сейчас идет обсуждение о продлении и расширении нацпроекта «Производительность труда». Наш регион всегда был в лидерах по реализации данного проекта. Этот год не стал исключением?

— Мы держим планку. Наша команда Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) в этом году стала чемпионом страны второй раз подряд. Это те люди, которые заходят на предприятие и основательно «промывают» мозги, в хорошем смысле. Результат работы специалистов РЦК потом видят и сотрудники, и руководство компании. Вообще, у нас в регионе складывается многогранная система помощи участникам нацпроекта, когда в ход идут финансы, льготные займы, налоговые льготы, поддержка в виде знаний и компетенций. Есть предприятия, которые в этой экосистеме получают максимум поддержки, и мы видим эффект.

Например, научно-технический центр «Приводная техника»: производство выросло в разы и не за счет продаж чего-то простого, а за счет того, что создают более сложные продукты. («Приводная техника» — производственно- инжиниринговая компания, специализирующаяся на производстве широкого спектра электротехнической продукции. — Прим. ред.)

Сейчас продукцию этой компании устанавливают на российских ледоколах. Раньше стояло немецкое оборудование, теперь — наше.

После ухода иностранных компаний с российского рынка участники нацпроекта первыми активно включились в наращивание выпуска российской продукции. Бережливое производство на своих площадках сейчас внедряют 105 предприятий региона. В этом году к нацпроекту присоединилось 25 новых участников. Это организации из разных сфер: машиностроения, металлургии, пищевой промышленности, строительной отрасли. Экономический эффект (после 6 месяцев работы специалистов РЦК на предприятиях) составил более 50 млн руб. Особенно отличились Челябинский завод электрооборудования (27 млн руб.) и фирма «Техзащита» (13 млн руб.).

Какие еще проекты в рамках импортонезависимости реализуют предприятия региона?

— Проект федерального масштаба сейчас реализуют на автозаводе «УРАЛ». Там запускают производство мостов грузоподъемностью от 10 до 16 тонн и осей грузоподъемностью от 7,5 до 9 тонн для автомобилей и строительно-дорожной техники. Четыре образца уже создано, всего будет одиннадцать моделей мостов. По программе федерального Фонда развития промышленности выделено почти 7 млрд руб. льготных займов. Это яркий пример импортозамещения, потому что сейчас завод покупает мосты в Китае. Помогать реализовывать этот проект будут другие предприятия региона. Планируется привлечь ЧКПЗ, ММК, ЧМК, Челябинский завод дорожных машин.

Ряд предприятий анонсировал в следующем году запуск крупных проектов. Озвучите ключевые из них?


— Очень надеемся, что на площадке Челябинского трубопрокатного завода запустят серийное производство современных троллейбусов. Это будет совместное производство с холдингом «Синара — Транспортные Машины». Еще один проект, которому наше Министерство и глава региона стараются оказать максимальную поддержку, — производство составов для метротрама на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, это новая для них продукция.

Перспективный инвестор пришел на ЧТЗ, и это радует. Очень надеемся, что концерн «Тракторные заводы» из Чебоксар сможет реанимировать предприятие.

Совместное производство получило название ПК «Челябинский тракторный завод». От нового партнера мы слышим адекватную стратегию развития и планы по возрождению гражданской линейки ЧТЗ: тракторов, бульдозеров. Сейчас производственную площадку возвращают к жизни, на следующий год хотят выйти на показатель 300 единиц продукции в год. Этот концерн спас завод в Чебоксарах, сейчас пришел к нам.

Не скажете про производство подшипников для железнодорожных вагонов на ЧКПЗ?

— Пока нет понимания по этому вопросу. Масштаб потребности в подшипниках огромен. И с каждым месяцем запрос на них растет, так как сейчас парк инновационных вагонов простаивает. Производственных мощностей предприятий страны, которые готовы их производить, скорее всего, не хватит. К тому же, если на федеральном уровне будет принято решение о ввозе подшипников по параллельному импорту, то встанет вопрос в целесообразности такого производства.

В ноябре делегация Челябинской области посетила Белоруссию. О практических результатах поездки уже можно говорить?

— Сейчас совместно со специалистами Минского тракторного завода на ПК «ЧТЗ» разрабатывают малый сельскохозяйственный трактор. Эта модель не представлена в линейке продукции ЧТЗ.

С нашей стороны были также запросы в Министерство промышленности Республики Беларусь по станкостроению и электронной компонентной базе: кто и что может в этой сфере делать. Ранее наша область не сотрудничала с коллегами в этом направлении, а они активно развивались.

Во время визита представители наших промышленных предприятий также выясняли у белорусских производителей, могут ли они нарастить объемы производства. В Челябинскую область едет много комплектующих из Белоруссии, и есть потребность в увеличении поставок. Это нужно в том числе предприятиям ОПК.

В этом году количество предприятий, входящих в реестр ОПК, увеличилось с 23 до 190. Это связано с тем, что сейчас место в реестре ОПК — гарантия заказов?

— В этот перечень включили не только конечных производителей, но и все предприятия, которые задействованы в выполнении государственного заказа. Само предприятие может и не создавать военную продукцию, а делать одну деталь. Но она важна для выполнения госзаказа. У нас не стало 190 военных предприятий, просто пересчитали тех, кто делает все комплектующие для военно-промышленного комплекса.

Вы отмечали, что падение базовых отраслей стало заметно в августе. Что показала статистика осенью и каким будет индекс промышленного производства по итогу года?

— В сентябре-октябре мы увидели небольшой, но все-таки рост по металлургии. Предприятия закончили падение и стабилизировались. По прогнозам, индекс промышленного производства составит 98,7%, по сравнению с прошлым годом.

По ключевым машиностроительным отраслям рост от 103–114% был зафиксирован в разные периоды этого года. Растет производство электрооборудования, машин, транспортных средств. Наш локомотив — металлургия — не падает, а показывает замедленные темпы роста.

Вообще, я бы не ориентировался на эти индексы, они вторичны. Наша задача — адресно помогать предприятиям и, в случае необходимости, спасать за счет форм господдержки. Вот это важно. Сейчас огромные перспективы роста у предприятий. Надо пользоваться тем, что с рынка ушли иностранные производители.

Челябинская область запустит в 2023 году собственную, расширенную программу промышленной ипотеки. Что будет отличать ее от федеральной программы?

— Возможно, что уже не будет. Главное условие федеральной программы — выделение средств на покупку готовых зданий. Тут возникает вопрос: где их взять. У нас в Челябинске, например, нет рынка готовых промышленных объектов. Зато предприятия заинтересованы в реконструкции своих зданий. Поэтому на уровне региона мы решили разработать свою программу ипотеки. Она начнет работать с 1 января 2023 года, деньги можно будет тратить на реконструкцию, строительство и покупку зданий. Мы решили, что региональный Фонд развития промышленности будет сразу давать предприятиям займы на 5-7 лет. Не исключено, что федеральная программа будет тоже скорректирована и расширена и станет похожа на нашу, нужно дождаться итогового варианта.

Читайте также на CHEL.DK.RU «Покупают этажами»: Рустам Амашаев об инвестиционном потенциале недвижимости в ОАЭ

 

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.