Меню

«Во время санкционной войны властям региона стоит объявить мораторий на карательные меры»

«Океан административной ответственности за всякие нарушения реально тормозит предпринимательство. Самое простое — введение моратория на применение регуляторных ограничениях регионального уровня».

Александр Трахтенберг, руководитель департамента регуляторной политики Института по развитию и адаптации законодательства:

— Немногие знают, что означают эти три буквы — НПА. Нормативный правовой акт. Регулирование, нормотворчество, требования, условия, ограничения — для подавляющего большинства это птичий язык. «Бюрократы» и прочее, нелицеприятное. А ведь без всего этого ничего вокруг не работало бы. Почти все считают, что это не имеет к ним ровным счетом никакого отношения. И... глубоко ошибаются. Без регулирования, без нормативных правовых актов мы шагу не можем ступить. Даже просто перейти улицу.

НПА может с лёгкостью ускорить позитивные изменения, но с точно такой же лёгкостью, даже большей, может разрушить что угодно - любой бизнес, любую деятельность, свести на нет усилия многотысячных коллективов. Регулирование создают органы власти. Нормотворчество — это исключительная прерогатива чиновников. Это неверно, неправильно, но это факт. Создавая нормативный правовой акт, чиновники учитывают, принимают во внимание только и исключительно интересы власти или — очень часто — запросы руководящих чиновников. И вот тут, здрасьте, появляется она — коррупция.

Большинство актов вводят всевозможные ограничения, требования и дополнительные условия для бизнеса. Порой цена этому — чрезмерная стоимость соблюдения норм регулирования, а иногда и просто опосредованный запрет на предпринимательство. Тут опять появляется старая знакомая — коррупция.

Сейчас против Российской Федерации объявлена незаконная санкционная война, условия ведения бизнеса в России в связи с этим существенно  изменились, появились дополнительные риски, на которые предприниматели в значительной мере не могут влиять.

Изменения же финансовых условий, а это, в первую очередь, налоги и сборы, имеют ограничения: в первую очередь чиновники выбирают те меры поддержки, цена которых для бюджета равна нулю. Что на самом деле?

Разнообразные запреты торговли алкоголем, жёстко разрешительный характер всей торговли, особенно нестационарной, чрезмерные, на ровном месте, нормативы по воде для промышленных предприятий, океан административной ответственности на уровне региона за всякие нарушения ограничений и требований, введённые региональными актами и ОМС — это все реально тормозит предпринимательство. В обычных условиях со всем этим можно где-то даже согласиться, но не сейчас. Ни региональные органы власти, ни муниципальные органы власти с марта в этой части ничего не делают, а спокойно идут за федеральной повесткой.

Что напрашивается в первую очередь? Самое простое — введение моратория на применение регуляторных ограничениях регионального уровня. Это те ограничения, которые введены нормативными правовыми актами Челябинской области. Естественно, есть ещё муниципальные регуляторные ограничения, но о них потом. Полномочия ОМС по установлению ограничений приходят с регионального уровня. Поэтому первый шаг должны сделать именно региональные власти. По-честному, депутаты должны были давно озадачиться этой темой, но они только в малой степени субъектны, особенно депутаты представительных органов муниципальной власти.

Уместен вопрос: что сдерживает начало этого процесса? И с федерального уровня, и из полпредства есть сигналы — можно. В чем тогда загвоздка? В политической воле. И плюс — в умении оценивать риски. В том числе и политические. В политической чуйке.

Требуется простое. Первое — определить отрасли народного хозяйства, в которых наибольшее число работников предприятий малого и среднего бизнеса. Это усилит действие моратория. Представляется правильным определить следующие отрасли: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, транспорт, промышленность.

Второе — объекты воздействия — законы Челябинской области и постановления правительства Челябинской области. Возможно, добавятся ведомственные акты.

Третье — способы реализации моратория: запрет на введение новых или изменение действующих ограничений и требований; снятие всех ограничений регионального уровня; приостановка действия отдельных норм регионального закона об административных правонарушениях.

Четвертое — период действия моратория — до 31 декабря 2024 года.

Это выполнимо, если четко представлять себе цель — предотвращение негативного влияния незаконных экономических санкций со стороны некоторых стран Европы, США, Канады, Австралии, Японии, направленных на критическое сокращение размеров народного хозяйства Российской Федерации, снижение ВРП Челябинской области, сокращение количества рабочих мест с полной или частичной занятостью.

И последнее. Стоимость введения моратория равна нулю.

Колонка написана специально для CHEL.DK.RU

Ранее на эту тему: В Челябинской области за три месяца отменили большую часть проверок бизнеса