Меню

«Прямо сейчас инфляцию сменяет еще более опасный «зверь»: что будет с экономикой осенью?

«На сегодня нет ни одного признака того, что реальные доходы жителей области начнут расти — такого не было у нас и в прежние, гораздо более спокойные и сытые времена».

Заголовки западных изданий в духе «Россия выигрывает экономическую войну» (так пишет, например, The Guardian), транслируемые отечественными медиа, дарят россиянам надежду на скорое улучшение ситуации в экономике. Однако, законы, по которым живет экономика в реальности, неумолимо свидетельствуют об обратном. О том, как могут развернуться процессы в самое ближайшее время, пишет в своем блоге политолог и публицист Александр Подопригора:
 
— Реальные денежные доходы населения Челябинской области обрушились в первом квартале 2022 года по сравнению с предшествующим периодом почти на 22% (78,3% к 4 кв. 2021-го — данные Челябинскстата). При этом  потребительские расходы остались на том же уровне и даже подросли (100,3%) — а ведь четвертый квартал это всегда большие предновогодние расходы.
Это значит, что население активно «проедало» свои накопления и ажиотажно скупало товары, стремясь хоть как-то защититься от инфляции. На сегодня нет ни одного признака того, что реальные доходы жителей области начнут расти — такого не было у нас и в прежние, гораздо более спокойные и сытые времена.
Напротив, прямо сейчас инфляцию сменяет еще более опасный «зверь» — стагфляция (которой предшествует дефляция). Это ситуация, когда начинается стагнация и некоторое снижение цен – но не по причине роста производства и конкуренции, а в результате снижения доходов людей и их страха перед будущим. Затем дефляция (снижение цен) сменяется новым витком инфляции (так как правительство пытается увеличить разными способами денежную массу на рынке) — уже в сочетании со спадом производства: это и есть стагфляция.
 
Потребители перестают покупать в прежних размерах, начинают все больше экономить, откладывая деньги на «черный день» (причем не в банках). В результате резко снижается спрос и «тормозят» цены, затем падает производство, затем снова зарплаты и занятость, спрос, производство – и так вниз по спирали, из которой очень трудно вырваться (когда Виктор Рашников говорит о нулевой рентабельности ММК и грядущих сокращениях, он имеет в виду примерно это).
 
Уже по итогам июня дефляция в России может составить 0,3% и продлится все лето. Что будет потом, не скажет вам сейчас ни один уважающий себя эксперт.