Меню

«Торговля выбросами — не панацея»: эксперт — о квотировании загрязнения в Челябинске

В Челябинской области начали действовать квоты на промышленные выбросы. Эксперт по индустрии уверен — в условиях устаревшей энергетики и нехватки инвестиций федеральные директивы ситуацию не переломят

Согласно рейтингу фундаментальной эффективности бизнеса в российских регионах, составленному агентством «Эра», Челябинская область за год существенно ухудшила позиции по экологичности и энергоэффективности своих предприятий: с 20-го места она опустилась до 34-го. В регионе снижается энергоресурсная эффективность, невысок уровень нейтрализации вредного воздействия системами очистки, предприятия региона раскрывают менее половины данных по экологии и энергетике. А Свердловская область занимает в рейтинге еще более низкое, 75-е место.

Эксперт в области энергетики и промышленности, кандидат экономических наук Леонид Хазанов рассказал CHEL.DK.RU о причинах сложившейся ситуации. По его мнению, низкая фундаментальная эффективность производства вызвана скромным уровнем инвестиций и неоднородностью их распределения в разных индустриальных отраслях:

— Нельзя сказать, что предприятия Челябинской и Свердловской областей совсем не занимались экологическими и энергетическими проектами, безусловно, они реализовывались. Однако, касались они, главным образом, металлургии, тогда как остальные отрасли региональной промышленности являются в этом плане отстающими.

Особенно это касается машиностроения, испытывающего нехватку заказов, которые позволили бы ему обновить технологические мощности и повысить их экологическую и энергетическую эффективность.

Проблема заключается и в том, что энергетика Свердловской и Челябинской областей базируется на сжигании угля, в том числе это касается и промышленных предприятий: отдельные из них, как например, «Уралвагонзавод», имеют собственные угольные электростанции. Далеко не всех из них модернизированы, поэтому они отличаются повышенным уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу и куда более низкой степенью сжигания угля, по сравнению с современными аналогами в других регионах и за рубежом.

Плюс ко всему, далеко не везде в уральской промышленности внедряются энергосберегающие технологии, даже скажем, уже ставшие привычными светодиодные и люминесцентные лампы не везде распространены. Тоже самое можно сказать и про экологическую составляющую деятельности крупных промышленных предприятий Свердловской и Челябинской областей.

Объем, выбросов, отходов и стоков если и снижается, то не столько от внедрения малоотходных технологий, сколько вследствие уменьшения объемов производства (и наоборот).

Квотирование загрязнения в крупных промышленных центрах, о котором говорят на федеральном уровне, то есть, по сути, «торговля выбросами» панацеей не станет. Предприятия с объемами эмиссии загрязняющих веществ выше допустимых уровней будут вынуждены тратить дополнительные средства на эти квоты, в результате чего себестоимость их продукции вырастет, и уменьшится прибыльность. Кроме того, механизм подобных сделок пока не апробирован, делая затруднительным его применение даже в отдельно взятом регионе, — прокомментировал Леонид Хазанов.

Напомним, Челябинская область еще в 2019 году стала пилотным регионом по введению квот на промышленные выбросы в атмосферу в рамках нацпроекта «Чистый воздух». Согласно утвержденным целевым показателям, к 2024 году совокупный объем выбросов по Челябинску должен снизиться на 31,5 %, в Магнитогорске – на 22,9 %. К программе присоединились в общей сложности 12 крупных промышленных центров по всей России. В федеральном правительстве сейчас рассматривают вопрос о штрафных санкциях для предприятий за несоблюдение квот.