В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную

Предприниматель Александр Калугин открыл производство иван-чая в родной Магнитке. Как выглядят чайные плантации в России, что смущает китайцев и сколько пришлось вложить в столь экзотичный бизнес?

Александр Калугин много лет занимался бизнесом: пробовал себя в сфере общепита, ЖКХ и строительстве. До 2013 г., отмечает он, знал о чае на уровне простого обывателя, совершенно не задумываясь, как его выращивают. Все изменила поездка к другу. 

«У товарища своя турбаза, мы сидели там в ресторане, и за разговором он предложил попробовать вкусный чай. Официант принёс иван-чай. Друг рассказал, что покупает его в каком-то монастыре, гостям нравится. Я расспросил: сколько он закупает, по какой цене. Всё себе записал в блокнот и, когда мы прощались, я сказал: «Больше не покупай. В конце лета я привезу тебе партию чая», — вспоминает Александр Калугин.

Предпринимателю пришлось перелопатить горы литературы, чтобы разобраться во всех тонкостях. В то время как раз стала набирать популярность тема здорового образа жизни и правильного питания. Александр понял, что надо пробиваться на растущий рынок.

В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную 1

Так выглядят плантации иван-чая

«Поначалу производил как ремесленник. Не было фасовочного оборудования — оно очень дорогое. Помню, чтобы поехать на выставку, купил в магазине чай в пирамидках, высыпал заварку, засыпал свой чай и обратно скреплял каждую пирамидку. Самостоятельно склеивал коробочки и крепил ярлычки, — рассказал он. — До определенного момента всё производство занимало всего 40-50 «квадратов». Со временем открыл кафе в Златоусте, где продавал и свой иван-чай».

Первое время предприниматель вкладывал около 300-400 тыс. руб. каждый сезон, но, чтобы вывести бизнес на более серьёзный уровень, нужны были большие вложения.

«Без денег сложно войти на производство. Я все карты на это поставил: всё, чтобы было распродал, закрыл. Много сил было посвящено деловым встречам. В результате нашел ребят, которые вложили порядка 40 млн руб. в производство. Пришлось в обмен предложить долю в компании, — рассказал Александр Калугин. — На эти деньги я расширил производственные площади и, наконец, приобрел фасовочные линии. Буквально за год мы выросли, стали известны на рынке России».

Чайные плантации, как в шутку называет их Александр Калугин, находятся в Башкирии. Заброшенные земли сельхозназначения общей площадью около 800 га были взяты в долгосрочную аренду. Иван-чай растёт там как сорняк и пока засеивать его специально смысла нет. Одно поле даёт хорошие всходы на протяжении 10 лет.

В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную 2

Земли с диким иван-чаем были взяты в аренду

«У нас иван-чай тоже растёт, но Челябинская область — звучит не очень экологично. Когда я говорю, что работаю здесь, сразу напрягаются и спрашивают, где собираете, и облегчённо вздыхают, когда отвечаю, что в Башкирии, — отмечает предприниматель. — Там, где мы собираем, только медведи ходят, даже дорог нет: нанимаем технику, чтобы пробить путь через заросли».

Горячая пора сбора иван-чая наступает в июне. Если осень тёплая, то он успевает взойти по второму кругу, но, поздние растения, как правило, уже не собирают. Для сбора чайного листа нанимают жителей ближайших деревень и обучают их. Оказывается, это не просто оторвать листик и положить его в корзину. Коротко: суть в том, что нужно разом собрать листы сверху вниз, оставив ствол. Важно, чтобы не было посторонних примесей. В конце каждого дня собранный чай отправляется на производство в Магнитку.

За сезон удаётся собрать порядка 200-250 тонн сырого листа. Коэффициент усушки составляет 1:4,5, то есть на килограмм чая надо 4,5 кг листьев.

«Мы продаём иван-чай под своей торговой маркой «Уральский Иван-Чай» через локальные торговые сети. Также сотрудничаем с известными брендами, поставляя им полуфабрикаты, сырьё. Нас, конечно, уже не упоминают на упаковках, — пояснил Александр Калугин. —  Я могу сказать, что из 5-7 наименований иван-чая, которые продаются в крупных торговых сетях, в двух лежит наш чай. Бренды мы не называем — это коммерческая тайна. Сейчас на рынок выходит много крупных игроков, они ищут надёжных поставщиков и заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов. Не секрет, что некоторые известные торговые марки сами не собирают чай и даже не фасуют».

В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную 3

Александр Калугин признаётся, что любит экспериментировать. Недавно пробовал варить пихтовое масло и даже купил пихтоварку, но по себестоимости вышло дорого. Ещё один эксперимент — фасовка чаги (березовых грибов).

«Покупаем чагу у населения, перерабатываем, сушим, фасуем, отправляем. Мы прошли также все проверки, внедрили систему контроля качества. Чага продаётся через посредников, которые говорят: расфасуйте по столько-то килограммов», — рассказал предприниматель.

Предприниматели пытается выйти и на зарубежный рынок, в том числе, в Китай. Поучаствовать в выставке помог фонд поддержки предпринимательства «Территория бизнеса». Однако, как оказалось, зайти туда с чаем оказалось всё равно, что приехать в Тулу со своим самоваром.

«Презентовали чай в лучшем духе русских традиций, с балалайками и девушками в кокошниках. Понравились только русские девушки, — улыбается он. — В Китае своя история чайных традиций и церемоний, понимание вкуса чая и многое другое. Они к чаю относятся не как мы: положили две ложки сахара, взяли пряники и выпили. У них огромная околочайная индустрия, вплоть до чехлов для чашечек, кружки фарфоровые, которые стоят десятки тысяч. Зайти и сказать: «Вот русский иван-чай, пейте его, пожалуйста», не получится. Мы уже были на нескольких выставках. Они, морща нос, спрашивают: «У вас же снег всегда. Где у вас чай растёт?» Чай из самоваров они тоже не понимают».

Дело в том, что у иван-чая мягкий сладкий вкус, а китайцы привыкли к горьким, земляным оттенкам, отмечает предприниматель. Поэтому его решили позиционировать не как чай в классическом понимании, а в качестве полезного напитка. Сейчас «Долина Урала» несколько раз в год поставляет подарочные наборы иван-чая в одну из китайских провинций, в которой удалось найти хорошего контрагента.

«Пока спрос устраивает. Даже то, что запланировано, с трудом можем обеспечить. Выход на зарубежный рынок — это вопрос кооперации, нужно объединяться с другими производителями, одному это тяжело и в финансовом, и в производственном плане», — рассказал Александр Калугин

Предприниматель пробовал выйти и на европейский рынок, в Англию. Европейцам иван-чай пришелся по вкусу, однако, там ещё более жесткие условия сертификации, чем в Китае, и очень конкурентный рынок.

Читайте также: «Вы делаете горошек в круглых банках, а китайцам нужен сушеный в пакетиках»

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.