В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную

Предприниматель Александр Калугин открыл производство иван-чая в родной Магнитке. Как выглядят чайные плантации в России, что смущает китайцев и сколько пришлось вложить в столь экзотичный бизнес?

Александр Калугин много лет занимался бизнесом: пробовал себя в сфере общепита, ЖКХ и строительстве. До 2013 г., отмечает он, знал о чае на уровне простого обывателя, совершенно не задумываясь, как его выращивают. Все изменила поездка к другу. 

«У товарища своя турбаза, мы сидели там в ресторане, и за разговором он предложил попробовать вкусный чай. Официант принёс иван-чай. Друг рассказал, что покупает его в каком-то монастыре, гостям нравится. Я расспросил: сколько он закупает, по какой цене. Всё себе записал в блокнот и, когда мы прощались, я сказал: «Больше не покупай. В конце лета я привезу тебе партию чая», — вспоминает Александр Калугин.

Предпринимателю пришлось перелопатить горы литературы, чтобы разобраться во всех тонкостях. В то время как раз стала набирать популярность тема здорового образа жизни и правильного питания. Александр понял, что надо пробиваться на растущий рынок.

В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную 1

Так выглядят плантации иван-чая

«Поначалу производил как ремесленник. Не было фасовочного оборудования — оно очень дорогое. Помню, чтобы поехать на выставку, купил в магазине чай в пирамидках, высыпал заварку, засыпал свой чай и обратно скреплял каждую пирамидку. Самостоятельно склеивал коробочки и крепил ярлычки, — рассказал он. — До определенного момента всё производство занимало всего 40-50 «квадратов». Со временем открыл кафе в Златоусте, где продавал и свой иван-чай».

Первое время предприниматель вкладывал около 300-400 тыс. руб. каждый сезон, но, чтобы вывести бизнес на более серьёзный уровень, нужны были большие вложения.

«Без денег сложно войти на производство. Я все карты на это поставил: всё, чтобы было распродал, закрыл. Много сил было посвящено деловым встречам. В результате нашел ребят, которые вложили порядка 40 млн руб. в производство. Пришлось в обмен предложить долю в компании, — рассказал Александр Калугин. — На эти деньги я расширил производственные площади и, наконец, приобрел фасовочные линии. Буквально за год мы выросли, стали известны на рынке России».

Чайные плантации, как в шутку называет их Александр Калугин, находятся в Башкирии. Заброшенные земли сельхозназначения общей площадью около 800 га были взяты в долгосрочную аренду. Иван-чай растёт там как сорняк и пока засеивать его специально смысла нет. Одно поле даёт хорошие всходы на протяжении 10 лет.

В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную 2

Земли с диким иван-чаем были взяты в аренду

«У нас иван-чай тоже растёт, но Челябинская область — звучит не очень экологично. Когда я говорю, что работаю здесь, сразу напрягаются и спрашивают, где собираете, и облегчённо вздыхают, когда отвечаю, что в Башкирии, — отмечает предприниматель. — Там, где мы собираем, только медведи ходят, даже дорог нет: нанимаем технику, чтобы пробить путь через заросли».

Горячая пора сбора иван-чая наступает в июне. Если осень тёплая, то он успевает взойти по второму кругу, но, поздние растения, как правило, уже не собирают. Для сбора чайного листа нанимают жителей ближайших деревень и обучают их. Оказывается, это не просто оторвать листик и положить его в корзину. Коротко: суть в том, что нужно разом собрать листы сверху вниз, оставив ствол. Важно, чтобы не было посторонних примесей. В конце каждого дня собранный чай отправляется на производство в Магнитку.

За сезон удаётся собрать порядка 200-250 тонн сырого листа. Коэффициент усушки составляет 1:4,5, то есть на килограмм чая надо 4,5 кг листьев.

«Мы продаём иван-чай под своей торговой маркой «Уральский Иван-Чай» через локальные торговые сети. Также сотрудничаем с известными брендами, поставляя им полуфабрикаты, сырьё. Нас, конечно, уже не упоминают на упаковках, — пояснил Александр Калугин. —  Я могу сказать, что из 5-7 наименований иван-чая, которые продаются в крупных торговых сетях, в двух лежит наш чай. Бренды мы не называем — это коммерческая тайна. Сейчас на рынок выходит много крупных игроков, они ищут надёжных поставщиков и заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов. Не секрет, что некоторые известные торговые марки сами не собирают чай и даже не фасуют».

В Китай со своим самоваром: как южноуралец открыл производство чая и покоряет Поднебесную 3

Александр Калугин признаётся, что любит экспериментировать. Недавно пробовал варить пихтовое масло и даже купил пихтоварку, но по себестоимости вышло дорого. Ещё один эксперимент — фасовка чаги (березовых грибов).

«Покупаем чагу у населения, перерабатываем, сушим, фасуем, отправляем. Мы прошли также все проверки, внедрили систему контроля качества. Чага продаётся через посредников, которые говорят: расфасуйте по столько-то килограммов», — рассказал предприниматель.

Предприниматели пытается выйти и на зарубежный рынок, в том числе, в Китай. Поучаствовать в выставке помог фонд поддержки предпринимательства «Территория бизнеса». Однако, как оказалось, зайти туда с чаем оказалось всё равно, что приехать в Тулу со своим самоваром.

«Презентовали чай в лучшем духе русских традиций, с балалайками и девушками в кокошниках. Понравились только русские девушки, — улыбается он. — В Китае своя история чайных традиций и церемоний, понимание вкуса чая и многое другое. Они к чаю относятся не как мы: положили две ложки сахара, взяли пряники и выпили. У них огромная околочайная индустрия, вплоть до чехлов для чашечек, кружки фарфоровые, которые стоят десятки тысяч. Зайти и сказать: «Вот русский иван-чай, пейте его, пожалуйста», не получится. Мы уже были на нескольких выставках. Они, морща нос, спрашивают: «У вас же снег всегда. Где у вас чай растёт?» Чай из самоваров они тоже не понимают».

Дело в том, что у иван-чая мягкий сладкий вкус, а китайцы привыкли к горьким, земляным оттенкам, отмечает предприниматель. Поэтому его решили позиционировать не как чай в классическом понимании, а в качестве полезного напитка. Сейчас «Долина Урала» несколько раз в год поставляет подарочные наборы иван-чая в одну из китайских провинций, в которой удалось найти хорошего контрагента.

«Пока спрос устраивает. Даже то, что запланировано, с трудом можем обеспечить. Выход на зарубежный рынок — это вопрос кооперации, нужно объединяться с другими производителями, одному это тяжело и в финансовом, и в производственном плане», — рассказал Александр Калугин

Предприниматель пробовал выйти и на европейский рынок, в Англию. Европейцам иван-чай пришелся по вкусу, однако, там ещё более жесткие условия сертификации, чем в Китае, и очень конкурентный рынок.

Читайте также: «Вы делаете горошек в круглых банках, а китайцам нужен сушеный в пакетиках»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.