«То, что отчеты отнимают время, — банальная отмазка менеджеров перед руководством»

«Я вывожу компании на сотрудников, которым надо зарабатывать 200 тысяч рублей. И они из кожи вон вылезут и заработают свои 200 тысяч. От мотивации появляется энергия».

Евгений Саблин, директор  кадрового агентства «Кадры Роста»:

— Хорошие продажники нужны всегда и всем. Менеджер по продажам — это сложная позиция, за нее очень высокая конкуренция на рынке работодателей. Надо понимать, что хороший менеджер — это тот человек, который несет деньги в компанию. Правда, таких специалистов никто не готовит — в России нет таких вузов и нет такой специальности, а есть лишь курсы, тренинги, коучи.

Таким образом, можно либо самостоятельно обучиться на продажника, либо получить знания за счет работодателя, который оплачивает визиты сторонних тренеров. Первых энтузиастов, к сожалению, единицы, второй вариант мы видим в 95% случаев.

Видимо так сложилось, что благодаря ситуации в советские времена и 90-е годы сложился стереотип о том, что менеджер по продажам — обычный торгаш, это не престижная профессия. Это барыга, коммерсант и спекулянт — вся эта деятельность была уголовно наказуема. На самом деле менеджер — высокооплачиваемая и вместе с тем сложная профессия. Еще бы — вас непременно какое-то количество человек посылает, на «холодных» продажах — чаще, на «теплых» — реже. Все равно это общение с людьми, это стресс. И спокойно переносить его в университетах не учат.

Мы разработали для себя определенные понятия, каким должен быть эффективный менеджер. Это уровень энергии, мотивации, настойчивости, достижения и опыт, а также эмпатия. Эти пять показателей мы оцениваем и понимаем, насколько продажник будет востребован и успешен.  

Но даже если по всем показателям будущий сотрудник — идеал, с запросами работодателя это может не совпадать. Чаще всего нам приходится корректировать представление руководителя о том, какая должна быть мотивация у менеджера. Потому что хотят дешево и классно.

«Бизнес Челябинска с трудом вкладывается в консалтинг. Екатеринбург — более продвинутый»

Но когда рассказываешь истории о том, какие условия есть в других компаниях, какие зарплаты, мы просто сходу меняем эту мотивацию. Это как на рынке — большие за пять, маленькие за три. Хочешь за три? Значит будут такие же менеджеры по продажам — супер-классных ты не получишь, будут, в лучшем случае, перспективные. Если хочешь классных, создавай условия.

Работодатель, как правило, совершает все стандартные ошибки, начиная от копирайтинга вакансий и заканчивая процессом обучения и адаптации сотрудника. Последнему внимание уделят единицы — и то лишь в первый месяц. Сопровождать менеджера в идеале нужно в первые два-три месяца после его прихода. Ему нужно рассказать о продукте, научить продажам, дать наставника. Зачастую кандидат  выходит, он предоставлен сам себе, и ему говорят: вон там поле, за горизонтом где-то клиент, иди, приведи его.

Что касается соискателей — да нет у них проблем. Когда человеку надо — он зарабатывает. Я вывожу компании на сотрудников, которым надо зарабатывать 200 тысяч рублей. И они из кожи вон вылезут и заработают свои 200 тысяч. От мотивации появляется энергия, они начинают шевелиться, бегать, звонить, от этого появляется настойчивость — они не слезут с  потенциального клиента.  А если человек зарабатывает 15-20 тысяч рублей, ничего не пытается изменить, значит ему не очень-то и нужны деньги. Хорошему менеджеру не сложно будет понять, почему у него не получается, он в этом разберется — инструменты есть. Надо ли  больше звонить или встречаться? Как звонить? 

Бывает и так, что сотрудник намерен зарабатывать 50 тысяч рублей, но работодатель не предоставляет таких возможностей, к примеру, производство загружено. Он не будет в таком случае оставаться на этом месте, он найдет другую работу.

50-60% заработной платы — это, как правило, премиальная часть, проценты. И во всех компаниях есть план продаж. Грамотный руководитель план декомпозирует на мелкие составляющие.  Вот стоит план — миллион рублей. Чтобы его сделать со средним чеком 100 тыс. руб. нужно совершить 10 сделок, для этого нам нужно выставить, например, 20 коммерческих предложений, а для этого — собрать 40 заявок. А начинается цепочка с того, что менеджер совершает 400 звонков. Вопрос к руководителю: реально ли сделать это 400 звонков и за определенный период времени? Увлекаться частой сменой плана не стоит, хотя Сбербанк, к примеру, выставляет новый каждый месяц или три, в зависимости от текущих планов и задач.

Изменение планов — это рабочая ситуация, но менеджеры к ним привыкают, и нужно понимать, что постоянные колебания тоже ни к чему хорошему не приводят. Вообще руководитель должен управлять не только планами, но и настроением своих подчиненных. Энергия — это те же самые деньги. Если боевой дух высокий, человека будет колбасить. Он будет довольный, веселый звонить, это привлечет клиентов. А если он демотивирован, то понятно, что результат окажется значительно хуже. Насколько  правильно поступает руководитель, если он поднимает план?

«Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян

Прежде ему нужно проанализировать и понять, за счет чего человек будет этот план выполнять. Если руководитель не может расписать, разложить по полочкам, с какой конверсией, с каким набором действий, он должен совершить прорыв и стать эффективнее на столько-то процентов, то… это плохо.

А если он видит, что сотрудник продает например на миллион, но безболезненно совершая на 20% больше действий, от получит 1,2 миллиона, и при этом у него есть это время, то поднятие плана обосновано. А если он весь «в мыле» делает этот миллион, то смысл повышать?

Может быть и третья ситуация: сотрудник занят не продажами, а непрофильными действиями — например, работой с рекламацией. Отслеживать такие вещи — тоже задача руководителя. Менеджер должен продавать, а не заниматься посторонними делами.

При этом отчеты — это нормально. Это показатель активности менеджера. Если он не совершает звонков или визитов, то откуда у него будут продажи? Как этот процесс автоматизировать и упростить, чтобы он тратил на это 15 минут в день, — совершенно другой вопрос, и его надо адресовать руководителю. Но то, что на отчеты уходит много времени, скорее, отмазка менеджеров по продажам, чем руководителей.

Уверен, что в каждой компании должен быть начальник отдела продаж. Активно развиваются технологии Аджайл, когда каждый отвечает за свой результат. Горизонтальное управление имеет место быть, но в каких-то очень развитых обществах. Мое мнение — до этого надо дорасти. Поэтому пока я сторонник регулярного менеджмента, когда творчество и созидание нужно доверять высококоморальным, высокоэтичным профессионалам. Если сотрудники не такие, то не надо. Иначе будет какафония — человек не знает нот, базы, он просто будет шарашить по роялю, и получится ерунда. А если он умеет играть, то из этого какая-то музыка может получиться. 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.