«Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян

«Институт семьи разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект», — Самвел Аветисян
Иллюстрация: https://www.youtube.com

«В реальности самой распространенной является семья, в которой дети от разных браков. Второй тип — матери-одиночки. Я думаю, уже при нашей жизни традиционная семья перестанет существовать».

Самвел Аветисян, маркетолог, работавший с брендами «Тинькофф» и «Дарья»:

— В бизнесе такое качество как креативность — дар божий, она все больше рынком востребована. Но маркетинг, в общем-то, занятие бесполезное. И это хорошо, потому что полезность — враг рынка. Полезность рогов марала приводит к тому, что маралы исчезают. Мачтовые сосны вырубаются. А каким-нибудь бесполезным деревом все любуются.

Если маркетинг обозначить одним словом, то это бесконечный процесс перекодировки. Хотите, чтобы товар продавался дороже остальных — сделайте его объектом бесполезности. Фонтан работы Марселя Дюшана столетней давности выглядит как обычный писсуар, но стоит несколько миллионов долларов. Дюшан убрал в писсуаре полезность и сделал его предметом искусства.

В прошлом году я консультировал Александра Долгина из Urban Group. Все, что я ему предлагал, он отверг. Он спорил со мной, что брендинг и маркетинг в недвижимости не работают, так как в этой сфере очень много важных деталей и особенностей.

Тогда я его спросил, как он объяснит рост стоимости дома в Калифорнии, который купила Ким Кардашьян за 5 млн долларов, пожила пять лет, все обгадила и выставила на продажу уже за 20 млн. Где то материальное преимущество, которое подняло цену?

Законы маркетинга универсальны и работают в любых рынках. Это не про продукты, это про сознание. Когда вы видите изображение бренда в виде логотипа, то это не бренд, если в сознании потребителя нет никакой ценности.

Сначала наши предприниматели победили дефицит, затем в Россию пришли бренды. Новое поколение я называю Generation B. Почему B? Сзади не поймешь, мужчина или женщина. Вот фундаментальные факторы, которые их объединяют в поколенческую группу. Для поколения B очень важен стиль, они против статусного, демонстративного потребления, им важно в процессе получать эмоции. Потом дизайн — они все на нем помешаны. А еще в процессе потребления они должны чувствовать, что НЕ ИМ становится лучше, а ОНИ становятся лучше.

Сейчас потребитель ушлый, он знает законы рекламы. Он закрывается, когда понимает, что им манипулируют. Именно поэтому маркетинг должен исчезнуть, чтобы стать эффективным. Единственным каналом продвижения является сам потребитель, который не догадывается, что он стал ретранслятором ваших идей.

Тренд — это необратимый процесс, который в корне меняет рынок. Было статусное потребление, сегодня главенствует культура ответственного потребления.

Вы должны убедить клиента, что он в процессе что-то познает новое. Поэтому сегодня речь идет о таком тренде, как эмоциональное потребление.

В 2016 году россияне 24 млн раз пересекли границу. Питерский средний класс каждые выходные покупал «Валио» в финских магазинах. Существует миф, что там продукты экологичнее. Что такое экосексуал? Это те же потребители Макдональдса, но, чтобы утешить себя, они деревце сажают. Придумайте акцию, связанную с тем, что вы спасаете дельфина или амурского тигра, и ваш продукт будет лучше продаваться. Называйте свою недвижимость финской, и в Питере квартиру купят у вас быстрее.

«Все идеи собраны в Ветхом завете, нужно просто его переупаковать», — Самвел Аветисян

Я наблюдал одну картину: в «Глобус Гурмэ» дама в шубе не могла определиться, какую морковку купить: там были и мытая, и тертая, и такая-сякая. Она выбрала с ботвой и комьями грязи. Потом я узнал у менеджера зала, что морковка — из Голландии, а грязь — из Подмосковья.

Как пятикратный отец могу с грустью заметить, что семья, как институт, разрушается. Это уже не ячейка, это бизнес-проект, некое ИП. Глава семьи – это уже смешно. Какой глава? Шея сопротивляется. Поэтому в коммуникации не надо показывать эту старую, набившую оскомину семью. Но до сих пор показывают. У нее руки обвалены в муке, она ждет мужа и будет кормить его пельменями.

В реальности самой распространенной является семья, в которой дети от разных браков. Второй тип — матери-одиночки, затем гражданский брак. Я думаю, уже при нашей жизни традиционная семья перестанет существовать.

Все меняется, в том числе и пол. Отчим Ким Кардашьян — теперь мачеха. Учтите и этот тренд. Не планируйте ничего больше, чем на год. Не надо быть стабильной компанией, надо быть гибкой. Никаких авторитетов, институт селебрити не работает. В чем феномен Бузовой? Она говорит, что она такая, как вы все, из соседнего подъезда. 

Босс — это анахронизм. В «Додо Пицца» Федора Овчинникова нет вертикальных отношений, только горизонтальные. Есть лидер или вождь, а босса — долой. Раньше как было? Делу время, потехе час. Сейчас актуальна фраза: «отдыхать работая, работать, отдыхая». Границы между отдыхом и работой с помощью вождей должны стереться.

Сейчас будет спорное утверждение, но готов отстаивать. Знания отмирают, важны навыки. Пока вы что-то изучаете, оно умирает. Особенно, в образовании. Знания каждые три года обнуляются, поэтому важно не знать, а узнавать. Профессии продавца, риелтора отомрут, все там окажемся.

После революции сотовых телефонов и интернета будет третья, гораздо более разрушительная революция, я называю ее продуктовой. Сегодня мы еще ищем продукты, а завтра продукт нас найдет. И скажет из холодильника: «Иван Иванович, я закончился».

Мы раньше «стограммили», а сегодняшняя молодежь инстаграмит. Это самый эффективный и надежный канал. При нашей жизни отомрет телевидение, а будет один сплошной «ВДудь». Он уже гораздо популярнее любого телеканала.

Физическая сила не нужна. Пол исчезает, учтите. Во Франции отменили обращение «мадмуазель», в Швеции нет отца и матери, есть «родитель 1» и «родитель 2». Моя дочь училась в лицее во Франции, где в знак солидарности с девушками парней заставили в один день прийти в юбках.

Последние 30 тыс. лет частная собственность была настолько абсолютизирована, что не подвергалась никакому сомнению. Новое поколение не хочет ничем владеть. Собственность — это геморрой. Ее могут похитить, залить сверху, ее нужно ремонтировать, страховать, тратиться на парковку. Я три года как без машины и счастлив. Мы стоим на пороге того, что продать будет невозможно ничего — только отдать в пользование, в аренду. Наследство, родовое гнездо... Молодые живут здесь и сейчас, не планируют жизнь на годы вперед, как их отцы и деды.

Материал подготовлен на основе лекции Самвела Аветисяна «Новые тренды потребления. Идеи, которые изменят нас» в рамках Национального конгресса по недвижимости Российской гильдии риэлторов. 

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.