Смена интонаций Михаила Юревича

В конце 2008-го — 2009-м гг. глава Челябинска Михаил Юревич развил активную политическую деятельность. Мэру удалось заметно укрепить свою управленческую репутацию в глазах федеральной власти и прив

В конце 2008-го — 2009-м гг. глава Челябинска Михаил Юревич развил активную политическую деятельность. Мэру удалось заметно укрепить свою управленческую репутацию в глазах федеральной власти и привлечь на свою сторону ряд ключевых союзников из числа региональной бизнес-элиты.

 

1 апреля 2009 г. МИХАИЛ ЮРЕВИЧ блестяще выиграл выборы главы городской администрации. По инициативе федерального центра в тот день выборы проходили в двух десятках крупных российских городов. И только в Челябинске победа кандидата от «Единой России» была такой уверенной — 57,5% голосов, при том, что ближайший соперник (ВЯЧЕСЛАВ ТАРАСОВ) набрал вдвое меньше — 27,3%. Кроме того, 25 из 37 мандатов челябинской городской думы получили члены «ЕР» или кандидаты, баллотировавшиеся при поддержке партии.

Такой успех по партийно-политической линии открыл перед Михаилом Юревичем многие «высокие» двери, считают политологи. Кстати, после весенних выборов стиль управления городом у челябинского градоначальника заметно изменился — он стал все увереннее вмешиваться в направления, которые до того считались традиционными зонами ответственности региональной власти. Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что ряд активных политических действий челябинский мэр предпринял еще осенью-зимой 2008 г., и уверенная победа на муниципальных выборах — лишь очередной шаг на пути к статусу политика регионального (или даже федерального) масштаба.

Добрый мир
лучше худой ссоры

Крупные промышленные предприятия Челябинска (такие как ЧТЗ, ЧКПЗ, «Станкомаш» и др.) до недавнего времени считались зоной ответственности региональных властей. В их судьбе с 90-х гг. активно участвовало областное правительство. В конце 2008 г. Михаил Юревич начал выстраивать прямые связи с руководством крупных предприятий.

Осенью 2008 г. отношения между Михаилом Юревичем и депутатом Госдумы ВАЛЕРИЕМ ГАРТУНГОМ, числившихся ярыми политическими противниками еще с 2005 г., значительно улучшились. Настолько, что в январе глава города изъявил готовность (по согласованию с городской думой) отдать в залог несколько муниципальных объектов недвижимости общей стоимостью более 115 млн руб., чтобы Сбербанк мог предоставить кредит в 50 млн руб. Челябинскому кузнечно-прессовому заводу (принадлежит членам семьи Гартунгов). «Денег в бюджете нет, но есть ликвидное имущество. Если нужны будут поручители, мы ими станем. Наша главная цель — сохранить все заводы и фабрики», — заявил Михаил Юревич. «Все полученные деньги пойдут на ликвидацию задолженности по зарплате», — заверил общественность Валерий Гартунг и выразил глубокую благодарность городским властям за понимание и оперативность.

В ноябре 2008 г. городской администрации удалось договориться с ОЛЕГОМ КОЛЕСНИКОВЫМ о продаже принадлежащего его структурам недостроенного торгового комплекса на пл. Революции за устроившую обе стороны сумму в 220 млн руб. (подробности сделки см. в этом номере на стр. 10). Дальнейшие политические события показали, что союзники из крупного челябинского бизнеса Михаилу Юревичу пригодятся еще не раз.

Интересы горожан против отраслевых амбиций

С теми промышленниками, кто на контакт шел не столь охотно, Михаил Юревич выстраивал отношения по несколько другой формуле. 29 июня 2009 г. мэр на очередном аппаратном совещании в присутствии прессы сообщил о критической ситуации сразу на двух челябинских заводах: «Станкомаше» и ЧТЗ. Юревич упомянул о гигантских долгах предприятий (например, «Станкомаш» должен кредиторам 2 млрд руб.) и заявил, что рассматривает возможность обращения в арбитражный суд о банкротстве завода: «Очевидно, что перемены назрели. Предприятию нужен стратегический инвестор, который будет вкладывать деньги в покупку нового оборудования и развивать производство».

Информационная атака мэра вызвала недовольство областных властей. Буквально на следующий день министр промышленности и природных ресурсов области ЕВГЕНИЙ ТЕФТЕЛЕВ выразил уверенность в том, что антикризисный план, принятый и реализуемый на ЧТЗ при поддержке правительства Южного Урала, положительно скажется на работе предприятия. Одновременно ситуацию прокомментировал гендиректор ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» ВАЛЕРИЙ ПЛАТОНОВ, отметивший, что ситуация на заводе сложная, но управляемая.

В июле мэр несколько раз повторил, что ЧТЗ требуется смена владельца: «Прямо скажу — собственники неэффективные, и в заложниках у них трудовой коллектив и г. Челябинск. У меня создается ощущение, что за последние десять лет нынешние владельцы не прикрутили ни одной новой гайки».

К августу Юревич все-таки сумел добиться частичного контроля оперативной обстановки на тракторном и выразил намерение контролировать все крупные городские предприятия, в первую очередь, текущую ситуацию с фондами заработной палаты. 2 августа городская антикризисная комиссия побывала на ЧТЗ, где ее сопровождали представители заводского менеджмента.

Добившись нормализации контактов с руководством завода, Михаил Юревич тут же сменил интонацию. 1 сентября на вопрос журналиста о ситуации на ЧТЗ мэр ответил: «Будем надеяться, что мировая конъюнктура, а может, Господь Бог помогут тракторному заводу. В том числе городская администрация, хотя у нас возможности и ограничены».

Партийная линия

В январе Михаил Юревич начал чаще попадаться на глаза федеральному центру. Так, мэр отправил в Госдуму ряд антикризисных предложений, призванных облегчить жизнь бизнесу. Одно из них — признавать расходом начисленные проценты по любым долгам при условии, что размер процентов не превышает 24% — было практически моментально поддержано Минэкономразвития.

На январском собрании руководства партии «Единая Россия», проходившем в администрации Президента, Михаил Юревич выступил с внушительным докладом на антикризисную тематику. По сообщениям пресс-службы мэрии, Михаила Юревича на это мероприятие пригласил лично секретарь президиума генсовета партии ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН. Челябинский мэр предложил разрешить большим городам устанавливать свои квоты на привлечение иностранной рабочей силы, освободить от налогообложения доходы граждан, привлеченных на социальные работы, а также позволить муниципалитетам распределять землю под строительство дешевого жилья не через аукционы, а по конкурсу. Интересы среднего и малого бизнеса (одно из главных федеральных политических «заклинаний» того времени) Михаил Юревич в своем докладе искусно связал с темой поддержки ключевых предприятий региона. Например, по его словам, всего два крупных челябинских банка — Челиндбанк и Челябинвестбанк — обслуживают более половины региональных организаций малого и среднего бизнеса, и значит, помощь этим банкам непременно скажется на экономическом состоянии их клиентов.

За город без пробок

Челябинский мэр — заядлый автомобилист. За минувший год он сменил уже третью машину и сейчас передвигается по городу по служебным делам на личном темно-красном Lexus LX 570. Видимо поэтому, несмотря на финансовый кризис и резкое сокращение доходов городского бюджета, Михаил Юревич продолжает заниматься совершенствованием городской транспортной инфраструктуры. Некоторые наблюдатели говорят, что ремонт и строительство дорог и развязок — любимое направление работы для главы города.

Сильнее всего интерес Михаила Юревича к избавлению города даже от намеков на пробки проявился в проекте трехуровневой транспортной развязки «ул. Бр. Кашириных — ул. Российская — ул. Труда». Мэру удалось сохранить финансирование строительства, несмотря ни на какие секвестирования бюджета. Однако завершение строительства несколько раз откладывалось и по-прежнему находится в подвешенном состоянии.

Согласно проекту, для развязки требуется земля, которую сейчас занимает старое здание по ул. Труда (в нем размещена лаборатория военного госпиталя). Мэрия предложила Минобороны РФ три варианта: строительство нового корпуса непосредственно на территории госпиталя, новые площади в одном из лечебных учреждений либо выкуп здания. Военные сначала долго отказывались идти на компромисс, а чуть позже оценили комплекс зданий военного госпиталя в баснословные 300 млн руб. Мэр в сердцах назвал госпиталь «сараем» и платить такую сумму за одноэтажное здание дореволюционной постройки, находящееся в откровенно неважном состоянии, отказался.

Для решения зависшего вопроса Юревичу удалось привлечь на свою сторону сразу ряд видных фигур местной политической и бизнес-элиты. Под письмом в Минобороны подписались челябинские депутаты Госдумы Олег Колесников, ДМИТРИЙ ВЯТКИН и ВАЛЕРИЙ ПАНОВ. Позже в конфликте на стороне мэрии выступили депутат Госдумы Валерий Гартунг и главный федеральный инспектор Южного Урала АНДРЕЙ АНДРИЯНОВ. Совместными усилиями им удалось привлечь к ситуации внимание полпреда в УрФО НИКОЛАЯ ВИННИЧЕНКО, который также написал обращение к министру обороны АНАТОЛИЮ СЕРДЮКОВУ. В результате удалось добиться принципиального согласия Минобороны на переезд госпиталя.

На этом злоключения упомянутой транспортной развязки не кончились. В начале сентября Центр по охране культурного и исторического наследия Челябинской области объявил, что земля, на которой ведется строительство, обладает исторической ценностью. В таких случаях по закону необходимо провести научные изыскания. ООО «Рифей» (единственная челябинская компания, имеющая лицензию на проведение таких работ) предъявило администрации счет на 40 млн руб. Мэра, изрядно уже уставшего от жадности Минобороны, аппетиты историков привели буквально в ярость. «Не надо устраивать из Челябинска Древний Рим!» — заявил Михаил Юревич и дал поручение вице-мэру ВЛАДИМИРУ АЛЕЙНИКОВУ подготовить обращение в прокуратуру, чтобы проверить обоснованность расчетов «Рифея».

Гуманитарная беспомощность

Будучи неплохим политиком и менеджером с опытом руководства крупным холдингом, Михаил Юревич в то же время не всегда находит общий язык с представителями искусства.

В мае-июне 2008 г. между мэрией и группой челябинских художников разгорелся конфликт. Городской комитет по управлению имуществом решил изменить порядок заключения договоров на аренду творческих мастерских (принадлежат городу). Ранее все договоры заключались на бессрочной и безвозмездной основе через Союз художников. Теперь каждому художнику было предложено заключить прямой договор аренды. Не слишком хорошо разбирающиеся в экономических тонкостях, художники решили, что остались без защиты профессионального союза и теперь им придется платить неподъемную аренду. Мастеров кисти поддержал областной министр культуры ВЛАДИМИР МАКАРОВ. После обнародования деталей конфликта Михаил Юревич был вынужден объявить, что индивидуальные договоры будут заключаться на бессрочной и безвозмездной основе.

В начале августа начальник городского управления культуры АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВ подписал приказ, согласно которому художественному руководителю МУК «Театр+Кино» (более известному челябинцам как театр «Манекен») ЮРИЮ БОБКОВУ было предписано сократить штат на 95%. Причина — острая нехватка денег в городской казне. Такая «экономия на искусстве» вызвала буквально шквал критики со стороны сразу нескольких влиятельных театральных, общественных и властных структур. Так, председатель Совета Федерации СЕРГЕЙ МИРОНОВ заявил в камеру одного из федеральных телеканалов, что ему «стыдно за челябинские власти» и пригрозил обратиться к президенту Медведеву.

Однако такое беспрецедентное давление, в сущности, ни к чему не привело. «Такие большие творческие коллективы, как «Манекен», должны жить либо за счет самоокупаемости, либо на средства областного или федерального бюджета», — отрезал мэр.

Подземная политика

Весной 2009 г. Михаил Юревич позволил себе публичную критику проекта строительства челябинского метро, любимого детища губернатора Челябинской области ПЕТРа СУМИНа. Вспомнив, что на завершение строительства первой линии челябинского метро из четырех станций необходимо около 60 млрд руб. и что в год на эти работы выделяется около 1 млрд, мэр обратился к математике: «Несложная арифметика говорит, что первый пусковой участок откроем через 6 лет, не раньше. Даже если эти $2 млрд неожиданно появятся, на работы уйдет минимум шесть лет». Михаил Юревич дал понять, что Челябинск и вовсе мог бы обойтись без метро, если бы такие суммы выделялись на дорожное строительство в городе: «Мы бы тогда построили столько развязок, эстакад, что метро не нужно было бы».

Однако, вопреки ожиданиям, резкое заявление хотя и немного охладило отношения мэра с руководителем региона, но не стало началом нового витка конфликта, тлевшего между городским и областным руководством значительную часть последнего десятилетия. Вместо этого губернатор сделал ловкий ход: контрольный пакет акций «Челябметростроя», принадлежащий региональному правительству, был передан в доверительное управление мэрии Челябинска. Тем самым Петр Сумин сделал Юревича ответственным за критикуемое им строительство. По мнению наблюдателей, в тот момент это было лучшее решение. Губернатор передал городской транспортный проект в ведение городской же администрации (что логично), избавился от критики со стороны крупной политической фигуры, да еще и позволил Юревичу проявить свои амбиции, вытащив буксующий проект из ямы.

Взяв управление в свои руки, Михаил Юревич инициировал прокурорские проверки в «Челябметротрансстрое» и «Челябметрострое» и сменил генерального директора «Челябметростроя»: на место КОНСТАНТИНА АБРАМЧУКА пришел москвич ТЕНГИЗ ШУРГАЯ.

Критиковать челябинское метро Юревич не прекратил, но формулировки его заметно смягчились: «Не я принимал решение о начале строительства метро. Да и денег города в этом проекте совсем не много, в основном, финансирование ведется за счет областных и федеральных средств. Может быть, уже действительно проще достроить?..»

Денис Башмаков

Использована информация АН «Доступ», РИА URA.RU и службы новостей «Делового квартала».

 

Михаил ЮРЕВИЧ

Родился 13 февраля 1969 г. в Челябинске.

Окончил Челябинский Государственный технический университет (сейчас — ЮУрГУ) по специаль­ности «инженер-строитель».

В 1993 г. был выбран председателем совета директоров Первого хлебокомбината.
Создал ассоциацию предприятий «Агропромышленное объединение «Макфа».
В 1999 г. и в 2003 г. избирался депутатом Государственной Думы РФ по Калининскому избирательному округу.
20 марта 2005 г. избран на должность главы г. Челябинска. 1 апреля 2009 г. переизбран на второй срок.
С 2006 г. президент Ассоциации муниципальных образований «Города Урала». Участник Клуба мэров России.
Входит в Региональный политсовет партии ­«Единая Россия». В 2007 г.  стал единственным главой крупного муниципалитета РФ, включенным в Генеральный Совет Всероссийской политической партии «Единая Россия». 

Хобби: хоккей, футбол, велоспорт.

 

Цена решений главы города

115 млн руб.

 

стоимость недвижимости, заложенной в качестве поручительства мэрии по кредиту для ЧКПЗ.

Около 600 млн руб.

составляла задолженность ЧТЗ и «Станкомаша» в городской бюджет летом 2009 г.

В 300 млн руб.

оценило Минобороны здание военного госпиталя на ул. Труда.

40 млн руб.

 потребовала изыскательская компания за археологические работы на месте будущей транспортной развязки.

60 млрд руб.

требуется на завершение строительства первой линии челябинского метро.

 

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.