Сергей Виленский: «Страховщики будут повышать цену полисов в убыточных сегментах»

Многие страховщики отмечают, что рынок пока не ощутил всей тяжести финансового кризиса. Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок страхования в новых экономических условиях? — Очевидно, что в сл

В 2009 г. страховой рынок в регионах не будет расти, а сегмент добровольного медицинского страхования и вовсе сократится на треть, считает Сергей Виленский, директор по корпоративным продажам и региональному развитию ЗАСО «ЭРГО Русь». Выживут лишь те страховые компании, которые смогут перестроить каналы продаж и сбалансировать убыточность автострахования.

Многие страховщики отмечают, что рынок пока не ощутил всей тяжести финансового кризиса. Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок страхования в новых экономических условиях?

— Очевидно, что в следующем году 30-40%-ного роста рынка, какой наблюдался в прошлом году, не будет. Я думаю, объемы либо сохранятся на уровне этого года, либо несколько упадут. Также очевидно, что доля банковского страхования (страхования залога по кредиту, а также жизни заемщика), которая еще недавно во многих компаниях достигала 50% страховых сборов и более, существенно уменьшится.

С другой стороны, потребность в добровольном страховании будет расти: как со стороны физических, так и юридических лиц. Если до кризиса компании были озабочены завоеванием новых ниш и увеличением объемов продаж, то сейчас в первую очередь думают о том, как не потерять то, что уже заработано. Раньше предприятие могло компенсировать ущерб, причиненный имуществу, за счет кредита или растущих продаж. Сейчас кредит в банке получить сложно, объем продаж падает, поэтому страховое событие может привести к существенным потерям. Хоть и нечасто, но такие события происходят: недавний пожар на челябинской фабрике «Краснодеревщик» тому подтверждение

Как же будет расти потребность физических лиц в страховании, если их доходы упадут?

— Очень просто. У людей есть дачи, квартиры. Допустим, на даче произошел пожар, или квартиру затопили соседи. До кризиса человек мог спокойно взять ипотечный кредит с минимальным первоначальным взносом и на фоне стабильно растущей зарплаты отстроить новую дачу. Или взять потребительский кредит под разумный процент на ремонт. Сейчас это сделать весьма сложно. Поэтому, с нашей точки зрения, актуальность страхования недвижимого имущества будет расти. Свои каналы продаж мы будем разворачивать именно в этот сегмент. В первую очередь, будем использовать агентскую сеть и брокеров, работающих с физлицами. Кроме того, будем подключать крупных корпоративных клиентов, разрабатывая специальные программы для их сотрудников. Это метод, который любят использовать банки. Теперь страховщики тоже начинают его осваивать.

Некоторые участники рынка считают, что в сегментах ДМС и накопительного страхования жизни будет серьезная просадка...

— Многие предприятия в рамках сокращения затрат могут отказаться от ДМС полностью. Другие будут отказываться от ряда опций или оплачивать лишь часть страховки. При этом не каждый сотрудник согласится доплачивать, а те, кто согласятся, будут показывать гораздо более высокую убыточность, потому что если человек сам платит за страховку, то ходит лечиться намного активнее. Поэтому тарифы будут корректироваться. На мой взгляд, сегмент ДМС в следующем году будет существенно сокращен — примерно на 30% по отношению к текущему году.

Накопительное страхование жизни будет развиваться, но кризис отразится на этом сегменте больше, чем на рынке классического страхования. Во-первых, потому что это долгосрочные инвестиции. Во-вторых, конечно же, не лучшим образом скажется история с американским AIG.

В 2007-2008 гг. автострахование было важным, хотя и убыточным сегментом рынка. Не станут ли в условиях кризиса убытки непосильными?

— В 2009 г. работа в этой области будет одной из наиважнейших задач. Премии и выплаты в автостраховании зависят от курса валют, так как машины и запчасти закупаются по рублевому эквиваленту. И в случае существенной девальвации рубля убыточность по автокаско сильно подскочит. Поэтому страховым компаниям сейчас нужно размещать страховые резервы с учетом валютного риска, в частности, диверсифицировать банковские депозиты.

Раньше высокую убыточность страховые компании могли покрывать высоким инвестиционным доходом. Сейчас они не смогут себе этого позволить. Кроме того, всегда есть продукты, на которых страховая компания зарабатывает, и есть продукты, по которым, в лучшем случае, выходит в ноль или же несет убытки. Получается, что продажи одних страховых продуктов субсидируют другие. Известно, например, что чем дешевле автомобиль, тем он убыточнее. А опытные водители фактически дотируют более молодых и неопытных.

Как страховщики могут сдержать рост выплат? Будут ли вводиться более жесткие условия, заградительные тарифы, чтобы отсечь категорию неопытных водителей?

— Думаю, страховщики будут повышать стоимость полисов в высокоубыточных сегментах. Что касается нас, мы за первый год работы в Челябинске продали около тысячи полисов автокаско. При этом более тысячи страховых случаев урегулировали. Безусловно, мы будем анализировать статистику челябинского филиала. И буквально с января планируем изменить наши условия по автострахованию.

В первую очередь, ужесточим условия по сегменту недорогих машин. К примеру, сейчас у нас действуют 5%-ные выплаты дважды в год без справок из компетентных органов. Скорее всего, для этого сегмента мы данную опцию исключим. Кроме того, мы существенно повысим поправочный коэффициент для молодых и неопытных водителей. Он вряд ли будет заградительным, но он будет адекватным той доле убытков, которые приносит эта категория. С другой стороны, для какой-то категории водителей или машин мы, возможно, улучшим условия. Таким образом, мы будем уходить от кросс-субсидирования.

Проблема убыточности может привести к отказу страховщиков от ОСАГО?

— Пока я не слышал, чтобы кто-то отказывался от лицензии. Отказавшись от лицензии по ОСАГО, компания потеряет клиентов и по другим сегментам, потому что многие люди стремятся к комплексному обслуживанию у одного страховщика.

Ситуация, действительно, непростая. Территориальный коэффициент в Челябинске (1,3) на 35% ниже, чем в Москве (2). Для сравнения, разница в наших тарифах по каско для Москвы и Челябинска составляет лишь 5-10%, потому что в Челябинске ситуация на дорогах не намного лучше, чем в столице. Тариф по ОСАГО установили много лет назад, но даже инфляция за этот период никак не учитывалась. Безусловно, если поправочный коэффициент по городам не будет пересмотрен, ситуация ухудшится.

Думаю, страховые компании будут просто иным образом выстраивать работу со своими каналами продаж. Не секрет, что уже сейчас в некоторых страховых компаниях за не очень желательную категорию клиентов агенту либо выплачивается минимальное комиссионное вознаграждение, либо не выплачивается вовсе.

В результате кризиса число участников страхового рынка сократится?

— К лету следующего года будет видно. Уверен, что определенное количество страховщиков может не пережить кризис. Наиболее уязвимы компании, которые вели рискованную ценовую политику: неправильно рассчитывали убыточность или принимали за убыточность коэффициент выплат (который может быть в разы меньше!). Для них ситуация может обернуться весьма негативно. Пострадают также компании, которые делали рискованные инвестиции.

Что касается «ЭРГО Русь», наша устойчивость остается такой же высокой, как и до кризиса. Это не только потому, что у нас есть сильная материнская компания, но и потому, что рассчитываем убыточность по западным стандартам. Плюс у нас всегда была гиперконсервативная политика по размещению резервов. Может быть, нам это мешало очень активно развиваться в докризисное время, зато очень положительно повлияло на устойчивость в кризисное время.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.