Рост под тяжестью закона

В последнее время рынок аудиторских услуг переживает не лучшие времена: обязательный аудит для малого бизнеса отменен, рынок энергоаудита и отчетности по МФСО еще недостаточно цивилизованны. Но игр

В последнее время рынок аудиторских услуг переживает не лучшие времена: обязательный аудит для малого бизнеса отменен, рынок энергоаудита и отчетности по МФСО еще недостаточно цивилизованны. Но игроки не теряют надежду и делают ставки на диверсификацию услуг.
Развитие ситуации на рынке аудиторских услуг в 2011 г. определяется теми изменениями, которые произошли в этой сфере финансовых услуг. Во-первых, речь идет об отмене обязательного аудита для субъектов малого бизнеса, имеющих статус обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, от обязательного аудита освобождены предприятия с выручкой менее 400 млн руб. и суммой активов бухгалтерского баланса менее 160 млн.
Второе важное нововведение связано непосредственно с деятельностью самих аудиторских компаний: теперь аудиторы должны в обязательном порядке вступать в аккредитованные при Министерстве финансов РФ саморегулируемые организации аудиторов (СРО).
Как считает СВЕТЛАНА КИСЕЛЕВА, директор группы компаний «ВнешЭкономАудит», рынок меняется, происходит ужесточение требований к аудиторам, к профессии в целом, результатам работ, что в итоге приводит к «отсеиванию» низко-квалифицированных специалистов и возрождению престижа профессии аудитора, повышению уровня доверия рынка к услугам аудиторских фирм. Сужение рынка поставщиков аудиторских услуг очевидно для всех экспертов.
К аудиторам обращаются за комплексом услуг
Несмотря на то что спрос на основные предложения аудиторов остался на прежнем уровне, изменилась структура заказов, уверяют эксперты. Увеличивается доля налогового, инициативного аудита, растут потребности в оценке бизнеса, сопровождении более сложных сделок, например, по слиянию и поглощению компаний. «Возрастает количество обращений к услуге «владельческий аудит» — комплексной услуге, направленной на выявление сохранности активов, эффективности их использования и т.д., — рассказывает Светлана Киселева. — В неспокойное время собственнику очень важно быть в курсе всего происходящего в компании».
Кроме того, все более востребованными становятся услуги консалтинга, в том числе автоматизации, перевода учета в , а также расширяется комплекс услуг по сопровождению внешнеэкономических сделок, вплоть до полного цикла, включающего таможенное оформление, сертификацию и т.д.
Рынок готов к повышению спроса на новые услуги аудиторов
В классический набор дополнительных услуг аудиторов входят бизнес-образование (системные курсы для специалистов различных служб предприятий: бухгалтерской, кадровой, экономической и пр.), бухгалтерский, юридический, налоговый и финансовый консалтинг, подбор персонала, оценочная деятельность. Однако игроки в погоне за уникальным преимуществом стараются развивать и новые направления.
Эксперты высказывают и сдержанные надежды на рост рынка энергоаудита: соответствующий закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности обязует все бюджетные организации до 2012 г. провести энергетическое обследование. Но пока этот рынок, по мнению экспертов, находится в стадии формирования. Сейчас основными потребителями услуги являются муниципальные и государственные компании, в основном за счет административных рычагов давления, а не в целях увеличения эффективности производства. Коммерческие предприятия не спешат пользоваться услугой энергоаудита, предпочитая заплатить штраф. И потому энегроаудиту еще предстоит доказать свою полезность для работы предприятия и подтвердить компетентность, полагают эксперты.
Еще одна зона роста — услуги по трансформации отчетности и по обучению ведению МСФО, которые активно предлагает своим клиентам ряд игроков. Вступление России в ВТО, процессы экономической интеграции, привлечение иностранных инвесторов и партнеров вынуждает все большее количество российских компаний переходить на международные стандарты ведения финансовой отчетности. Однако, по мнению ТАТЬЯНЫ СЕВАСТЬЯНОВОЙ, генерального директора компании «Аудит-Классик», пока не будет законодательно принята база для применения МСФО в РФ, резкого повышения спроса на эти услуги ожидать не приходится. «Даже если в ближайшем будущем правительство «легализует» МСФО, эти требования будут распространяться лишь на крупные холдинги для целей составления консолидированной финансовой отчетности, — заявляет г-жа Севастьянова. — А такие предприятия, надо сказать, уже давно и так составляют отчетность по МСФО (только для других целей) и вряд ли создадут дополнительный спрос на услугу по данному направлению». В то же время с точки зрения стратегической перспективы предложения услуг по МСФО, безусловно, должны входить в портфель аудиторско-консалтинговых компаний.
Исполнительный директор АКГ «Авуар» КОНСТАНТИН ИГОНИН придерживается схожей точки зрения. По его словам, основная масса потребителей этой услуги обратилась к ней еще до кризиса и, таким образом, закрыла свои потребности в этой сфере.
У таких компаний было время подготовить и обучить свой персонал правилам ведения международной финансовой отчетности, создать свои департаменты и уже самим вести дела в этой сфере, не прибегая к услугам аудиторских и консалтинговых фирм.
Что касается крупных компаний, которым необходимы услуги аудиторских фирм для финансового рейтинга и т. д., то они обращаются в компании, которые являются лидерами российского аудита.
За последние полтора года в Челябинской области, конечно же, появляются компании, которые стремятся попасть в пул крупных финансовых игроков с международным именем, то есть рост на подобные услуги постепенно растет.
Аудиторы надеются и на появление новых услуг на рынке. Так, Константин Игонин прогнозирует появление таковых в связи со вступлением в силу в 2012 г. норм Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании. «Дело в том, что если компания будет попадать под обязательный контроль, ей потребуется помощь в декларировании, обосновании применения цен и т. д., — рассуждает г-н Игонин. — Следовательно, она будет вынуждена обратиться в аудиторскую фирму для получения высококвалифицированной консультации». В итоге среди игроков рынка выиграют те, кто будет к этому спросу готов, резюмирует эксперт.
Новый закон сократил число клиентов минимум на треть
Изменение параметров компаний, попадающих под обязательный аудит (выручка предприятия теперь должна быть не менее 400 млн руб., а сумма активов бухгалтерского баланса не менее 160 млн руб.), нанесло рынку аудиторских услуг ощутимый удар, как и предполагали эксперты.
   Если ранее некоторые игроки рынка высказывали мнения, что бизнес не станет отказываться от проведения процедуры аудиторской проверки, поскольку необходимость в адекватной оценке состояния бизнеса важнее, нежели траты на эту процедуру, то сейчас оптимизма у них поубавилось. Не обошлось и без демпинга. Татьяна Севастьянова, комментируя изменения в законе, подчеркнула, что необходимость перемен была очевидной: «В большинстве предприятий малого, а часто и среднего бизнеса руководящий пост занимает единственный собственник, который и без аудитора полностью владеет всей информацией о происходящем в компании. Для него обязательный аудит — это, по сути, пустая трата денег». Однако эксперт отмечает ужесточение конкуренции за оставшиеся в сфере обязательного аудита предприятия. «Конкуренция проявляется как в предложении услуг по явно заниженным ценам, так и в ухудшении качества результатов работ, — сетует г-жа Севастьянова. — В итоге пострадали те предприятия, которые при выборе аудитора в качестве приоритета ориентировались на низкую цену».
ТАТЬЯНА ОЛЬХОВАТСКАЯ, директор компании «ФИН-АУДИТ», отмечает потерю трети клиентов по обязательному аудиту. Однако, по мнению Константина Игонина, диагноз пока ставить рано: «Часть клиентов, по моим ощущениям, действительно ушла, но необходимо дождаться лета 2012 г., когда завершится аудиторский сезон». Тогда, по его мнению, и нужно будет вносить коррективы в ценовую политику и усиливать лояльность клиентов.
Крупные игроки пока в относительной безопасности
Новые тенденции на рынке аудиторских услуг требуют гибкости в ведении бизнеса, в стратегическом и тактическом планировании как от крупных компаний, так и от более мелких.
При этом положение крупных игроков существенно не изменилось: частичное сужение рынка и уход части клиентов не нанес серьезного финансового урона таким компаниям. Кроме того, на них практически не отразились и новые требования, предъявляемые к поставщикам аудиторских услуг, в числе которых переаттестация, обязательное членство в СРО, отчисление обязательных взносов и т. д.
Но даже «акулам» аудита, прочно занимающим свою нишу на рынке, приходится совсем не легко. Специалисты отмечают растущую конкуренцию, которая становится все более жесткой. При устоявшемся и поделенном рынке услуг расширять клиентскую базу можно, как отмечают эксперты, только если «залезть на чужое поле» и увести клиентов у других крупных компаний. И ситуация складывается такая, что без этого сейчас практически невозможно обойтись.
У мелких фирм проблемы гораздо более серьезные. И связано это как раз с теми финансовыми и другими сложностями, которые теперь сопровождают работу аудиторской фирмы. Обучение и сдача экзаменов каждым аудитором фирмы и фирмой в целом, так же как и членство в СРО, требуют значительных финансовых вложений, которые не всегда доступны небольшим фирмам и компаниям. Теперь, когда закон об отмене обязательного аудита вывел из поля потенциальных клиентов малый и средний бизнес, небольшие аудиторские компании потеряли основную массу заказов. Для борьбы за крупных клиентов у них не хватит ресурсов: количества квалифицированных сотрудников, технологий проведения аудита в зависимости от задач клиента, даже имиджевой составляющей — для многих потенциальных клиентов отзывы об аудиторской компании, количество и уровень реализованных ею проектов являются основным фактором, влияющим на принятие решения о сотрудничестве.
По мнению экспертов, у них есть несколько вариантов развития. Первый, самый простой — уйти с рынка. Второй — отказаться от аудиторских услуг и продолжать оказывать консалтинговые услуги. Третий — объединяться с другими мелкими фирмами и продолжать работать. Четвертый — остаться аудиторской фирмой и прикладывать все возможные усилия, чтобы оставаться конкурентоспособными, выполняя все требования, которые предъявляются к аудиторско-консалтинговым компаниям.
Самыми выгодными для мелких игроков являются второй и третий варианты. По мнению ЛЮБОВИ ХУДЯКОВОЙ, директора консалтинговой группы «Партнер», мелким фирмам сейчас очень тяжело выжить поодиночке, а объединившись, они получают реальные шансы удержать свои позиции на рынке.
Будущее за высоким качеством услуг и неформальным подходом к клиентам
Игроки рынка уверены: делать ставку на какой-либо один продукт или направление неперспективно. Необходимо комплексное развитие за счет как сохранения всех традиционных услуг, так и внедрения на рынок новых предложений, пользующихся наибольшим спросом, как, например, трансфертное ценообразование.
Как считает Константин Игонин, «если к продукту есть интерес, то его нельзя не продавать». Но нельзя делать все ставки только на то, что популярно в данный момент, — необходимо повышать качество услуг и объяснять потенциальным и реальным клиентам, для чего им нужна та или иная услуга и какую выгоду она им принесет.
Эксперты считают, что сейчас любое изменение в политической или экономической сфере может повлечь за собой появление какой-либо новой услуги или сферы деятельности. Однако необходимо разумно совмещать введение и разработку новых проектов с развитием и улучшением качества уже оказываемых услуг.
Несмотря на серьезные перемены, которые затронули рынок в последние 2 года, аудиторы настроены весьма оптимистично и считают, что все новшества пойдут только на пользу дела: вырастет качество предоставляемых услуг, поднимется престиж профессии, появятся новые направления работы и т. д.
Руководители крупнейших аудиторских компаний Челябинска уверены в том, что спрос на бухгалтерский, налоговый, инвестиционный, владельческий, инициативный аудит никуда не денется, а будет только расти. Точно так же, как появляется спрос на новые услуги и предложения — энергоаудит, МСФО и т. д. Самое главное, уверяют эксперты, — это комплексное развитие, ориентация на клиента и качественное выполнение поставленных задач.
Второе полугодие 2011 г. является определяющим для рынка аудиторских услуг как в России, так и в Челябинской области с точки зрения расчета и спроса и предложения. Однако для того чтобы делать окончательные выводы и прогнозы, необходимо дождаться окончания аудиторского сезона. Именно тогда станет понятно, какая часть реальных клиентов из числа предприятий среднего и малого бизнеса перейдет в разряд потенциальных из-за того, что процедура подтверждения отчетности перестала быть для них обязательной. Кроме того, можно будет делать прогнозы о том, какие именно услуги и в каком объеме будут наиболее востребованы, что даст компаниям возможность скорректировать векторы направления своего развити
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.