Рост под тяжестью закона

В последнее время рынок аудиторских услуг переживает не лучшие времена: обязательный аудит для малого бизнеса отменен, рынок энергоаудита и отчетности по МФСО еще недостаточно цивилизованны. Но игр

В последнее время рынок аудиторских услуг переживает не лучшие времена: обязательный аудит для малого бизнеса отменен, рынок энергоаудита и отчетности по МФСО еще недостаточно цивилизованны. Но игроки не теряют надежду и делают ставки на диверсификацию услуг.
Развитие ситуации на рынке аудиторских услуг в 2011 г. определяется теми изменениями, которые произошли в этой сфере финансовых услуг. Во-первых, речь идет об отмене обязательного аудита для субъектов малого бизнеса, имеющих статус обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, от обязательного аудита освобождены предприятия с выручкой менее 400 млн руб. и суммой активов бухгалтерского баланса менее 160 млн.
Второе важное нововведение связано непосредственно с деятельностью самих аудиторских компаний: теперь аудиторы должны в обязательном порядке вступать в аккредитованные при Министерстве финансов РФ саморегулируемые организации аудиторов (СРО).
Как считает СВЕТЛАНА КИСЕЛЕВА, директор группы компаний «ВнешЭкономАудит», рынок меняется, происходит ужесточение требований к аудиторам, к профессии в целом, результатам работ, что в итоге приводит к «отсеиванию» низко-квалифицированных специалистов и возрождению престижа профессии аудитора, повышению уровня доверия рынка к услугам аудиторских фирм. Сужение рынка поставщиков аудиторских услуг очевидно для всех экспертов.
К аудиторам обращаются за комплексом услуг
Несмотря на то что спрос на основные предложения аудиторов остался на прежнем уровне, изменилась структура заказов, уверяют эксперты. Увеличивается доля налогового, инициативного аудита, растут потребности в оценке бизнеса, сопровождении более сложных сделок, например, по слиянию и поглощению компаний. «Возрастает количество обращений к услуге «владельческий аудит» — комплексной услуге, направленной на выявление сохранности активов, эффективности их использования и т.д., — рассказывает Светлана Киселева. — В неспокойное время собственнику очень важно быть в курсе всего происходящего в компании».
Кроме того, все более востребованными становятся услуги консалтинга, в том числе автоматизации, перевода учета в , а также расширяется комплекс услуг по сопровождению внешнеэкономических сделок, вплоть до полного цикла, включающего таможенное оформление, сертификацию и т.д.
Рынок готов к повышению спроса на новые услуги аудиторов
В классический набор дополнительных услуг аудиторов входят бизнес-образование (системные курсы для специалистов различных служб предприятий: бухгалтерской, кадровой, экономической и пр.), бухгалтерский, юридический, налоговый и финансовый консалтинг, подбор персонала, оценочная деятельность. Однако игроки в погоне за уникальным преимуществом стараются развивать и новые направления.
Эксперты высказывают и сдержанные надежды на рост рынка энергоаудита: соответствующий закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности обязует все бюджетные организации до 2012 г. провести энергетическое обследование. Но пока этот рынок, по мнению экспертов, находится в стадии формирования. Сейчас основными потребителями услуги являются муниципальные и государственные компании, в основном за счет административных рычагов давления, а не в целях увеличения эффективности производства. Коммерческие предприятия не спешат пользоваться услугой энергоаудита, предпочитая заплатить штраф. И потому энегроаудиту еще предстоит доказать свою полезность для работы предприятия и подтвердить компетентность, полагают эксперты.
Еще одна зона роста — услуги по трансформации отчетности и по обучению ведению МСФО, которые активно предлагает своим клиентам ряд игроков. Вступление России в ВТО, процессы экономической интеграции, привлечение иностранных инвесторов и партнеров вынуждает все большее количество российских компаний переходить на международные стандарты ведения финансовой отчетности. Однако, по мнению ТАТЬЯНЫ СЕВАСТЬЯНОВОЙ, генерального директора компании «Аудит-Классик», пока не будет законодательно принята база для применения МСФО в РФ, резкого повышения спроса на эти услуги ожидать не приходится. «Даже если в ближайшем будущем правительство «легализует» МСФО, эти требования будут распространяться лишь на крупные холдинги для целей составления консолидированной финансовой отчетности, — заявляет г-жа Севастьянова. — А такие предприятия, надо сказать, уже давно и так составляют отчетность по МСФО (только для других целей) и вряд ли создадут дополнительный спрос на услугу по данному направлению». В то же время с точки зрения стратегической перспективы предложения услуг по МСФО, безусловно, должны входить в портфель аудиторско-консалтинговых компаний.
Исполнительный директор АКГ «Авуар» КОНСТАНТИН ИГОНИН придерживается схожей точки зрения. По его словам, основная масса потребителей этой услуги обратилась к ней еще до кризиса и, таким образом, закрыла свои потребности в этой сфере.
У таких компаний было время подготовить и обучить свой персонал правилам ведения международной финансовой отчетности, создать свои департаменты и уже самим вести дела в этой сфере, не прибегая к услугам аудиторских и консалтинговых фирм.
Что касается крупных компаний, которым необходимы услуги аудиторских фирм для финансового рейтинга и т. д., то они обращаются в компании, которые являются лидерами российского аудита.
За последние полтора года в Челябинской области, конечно же, появляются компании, которые стремятся попасть в пул крупных финансовых игроков с международным именем, то есть рост на подобные услуги постепенно растет.
Аудиторы надеются и на появление новых услуг на рынке. Так, Константин Игонин прогнозирует появление таковых в связи со вступлением в силу в 2012 г. норм Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании. «Дело в том, что если компания будет попадать под обязательный контроль, ей потребуется помощь в декларировании, обосновании применения цен и т. д., — рассуждает г-н Игонин. — Следовательно, она будет вынуждена обратиться в аудиторскую фирму для получения высококвалифицированной консультации». В итоге среди игроков рынка выиграют те, кто будет к этому спросу готов, резюмирует эксперт.
Новый закон сократил число клиентов минимум на треть
Изменение параметров компаний, попадающих под обязательный аудит (выручка предприятия теперь должна быть не менее 400 млн руб., а сумма активов бухгалтерского баланса не менее 160 млн руб.), нанесло рынку аудиторских услуг ощутимый удар, как и предполагали эксперты.
   Если ранее некоторые игроки рынка высказывали мнения, что бизнес не станет отказываться от проведения процедуры аудиторской проверки, поскольку необходимость в адекватной оценке состояния бизнеса важнее, нежели траты на эту процедуру, то сейчас оптимизма у них поубавилось. Не обошлось и без демпинга. Татьяна Севастьянова, комментируя изменения в законе, подчеркнула, что необходимость перемен была очевидной: «В большинстве предприятий малого, а часто и среднего бизнеса руководящий пост занимает единственный собственник, который и без аудитора полностью владеет всей информацией о происходящем в компании. Для него обязательный аудит — это, по сути, пустая трата денег». Однако эксперт отмечает ужесточение конкуренции за оставшиеся в сфере обязательного аудита предприятия. «Конкуренция проявляется как в предложении услуг по явно заниженным ценам, так и в ухудшении качества результатов работ, — сетует г-жа Севастьянова. — В итоге пострадали те предприятия, которые при выборе аудитора в качестве приоритета ориентировались на низкую цену».
ТАТЬЯНА ОЛЬХОВАТСКАЯ, директор компании «ФИН-АУДИТ», отмечает потерю трети клиентов по обязательному аудиту. Однако, по мнению Константина Игонина, диагноз пока ставить рано: «Часть клиентов, по моим ощущениям, действительно ушла, но необходимо дождаться лета 2012 г., когда завершится аудиторский сезон». Тогда, по его мнению, и нужно будет вносить коррективы в ценовую политику и усиливать лояльность клиентов.
Крупные игроки пока в относительной безопасности
Новые тенденции на рынке аудиторских услуг требуют гибкости в ведении бизнеса, в стратегическом и тактическом планировании как от крупных компаний, так и от более мелких.
При этом положение крупных игроков существенно не изменилось: частичное сужение рынка и уход части клиентов не нанес серьезного финансового урона таким компаниям. Кроме того, на них практически не отразились и новые требования, предъявляемые к поставщикам аудиторских услуг, в числе которых переаттестация, обязательное членство в СРО, отчисление обязательных взносов и т. д.
Но даже «акулам» аудита, прочно занимающим свою нишу на рынке, приходится совсем не легко. Специалисты отмечают растущую конкуренцию, которая становится все более жесткой. При устоявшемся и поделенном рынке услуг расширять клиентскую базу можно, как отмечают эксперты, только если «залезть на чужое поле» и увести клиентов у других крупных компаний. И ситуация складывается такая, что без этого сейчас практически невозможно обойтись.
У мелких фирм проблемы гораздо более серьезные. И связано это как раз с теми финансовыми и другими сложностями, которые теперь сопровождают работу аудиторской фирмы. Обучение и сдача экзаменов каждым аудитором фирмы и фирмой в целом, так же как и членство в СРО, требуют значительных финансовых вложений, которые не всегда доступны небольшим фирмам и компаниям. Теперь, когда закон об отмене обязательного аудита вывел из поля потенциальных клиентов малый и средний бизнес, небольшие аудиторские компании потеряли основную массу заказов. Для борьбы за крупных клиентов у них не хватит ресурсов: количества квалифицированных сотрудников, технологий проведения аудита в зависимости от задач клиента, даже имиджевой составляющей — для многих потенциальных клиентов отзывы об аудиторской компании, количество и уровень реализованных ею проектов являются основным фактором, влияющим на принятие решения о сотрудничестве.
По мнению экспертов, у них есть несколько вариантов развития. Первый, самый простой — уйти с рынка. Второй — отказаться от аудиторских услуг и продолжать оказывать консалтинговые услуги. Третий — объединяться с другими мелкими фирмами и продолжать работать. Четвертый — остаться аудиторской фирмой и прикладывать все возможные усилия, чтобы оставаться конкурентоспособными, выполняя все требования, которые предъявляются к аудиторско-консалтинговым компаниям.
Самыми выгодными для мелких игроков являются второй и третий варианты. По мнению ЛЮБОВИ ХУДЯКОВОЙ, директора консалтинговой группы «Партнер», мелким фирмам сейчас очень тяжело выжить поодиночке, а объединившись, они получают реальные шансы удержать свои позиции на рынке.
Будущее за высоким качеством услуг и неформальным подходом к клиентам
Игроки рынка уверены: делать ставку на какой-либо один продукт или направление неперспективно. Необходимо комплексное развитие за счет как сохранения всех традиционных услуг, так и внедрения на рынок новых предложений, пользующихся наибольшим спросом, как, например, трансфертное ценообразование.
Как считает Константин Игонин, «если к продукту есть интерес, то его нельзя не продавать». Но нельзя делать все ставки только на то, что популярно в данный момент, — необходимо повышать качество услуг и объяснять потенциальным и реальным клиентам, для чего им нужна та или иная услуга и какую выгоду она им принесет.
Эксперты считают, что сейчас любое изменение в политической или экономической сфере может повлечь за собой появление какой-либо новой услуги или сферы деятельности. Однако необходимо разумно совмещать введение и разработку новых проектов с развитием и улучшением качества уже оказываемых услуг.
Несмотря на серьезные перемены, которые затронули рынок в последние 2 года, аудиторы настроены весьма оптимистично и считают, что все новшества пойдут только на пользу дела: вырастет качество предоставляемых услуг, поднимется престиж профессии, появятся новые направления работы и т. д.
Руководители крупнейших аудиторских компаний Челябинска уверены в том, что спрос на бухгалтерский, налоговый, инвестиционный, владельческий, инициативный аудит никуда не денется, а будет только расти. Точно так же, как появляется спрос на новые услуги и предложения — энергоаудит, МСФО и т. д. Самое главное, уверяют эксперты, — это комплексное развитие, ориентация на клиента и качественное выполнение поставленных задач.
Второе полугодие 2011 г. является определяющим для рынка аудиторских услуг как в России, так и в Челябинской области с точки зрения расчета и спроса и предложения. Однако для того чтобы делать окончательные выводы и прогнозы, необходимо дождаться окончания аудиторского сезона. Именно тогда станет понятно, какая часть реальных клиентов из числа предприятий среднего и малого бизнеса перейдет в разряд потенциальных из-за того, что процедура подтверждения отчетности перестала быть для них обязательной. Кроме того, можно будет делать прогнозы о том, какие именно услуги и в каком объеме будут наиболее востребованы, что даст компаниям возможность скорректировать векторы направления своего развити
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.