Рекрутеры делают ставку на аутсорсинг
Количество обращений заказчиков в челябинские рекрутинговые агентства начало сокращаться уже в октябре 2008 г. В предыдущие годы общий рост местного рынка составлял порядка 25-30% в год, и совок
Ирина Гридина
исполнительный директор компании «P.eX. channel»
Анастасия Коваленко
исполнительный директор рекрутингового агентства «Финансы и Кадры»
Мария Колобова
директор челябинского филиала компании «АНКОР»
Екатерина Иванова
директор рекрутингового агентства «ТИРС»
Ирина Ямилова
руководитель отдела рекрутинга компании «АПРАЙТ»
Почему кадровые агентства отказываются от узконишевой специализации?
Количество обращений заказчиков в челябинские рекрутинговые агентства начало сокращаться уже в октябре 2008 г. В предыдущие годы общий рост местного рынка составлял порядка 25-30% в год, и совокупный оборот челябинских рекрутинговых агентств в 2008 г. должен был, по оценкам экспертов, достигнуть 60-65 млн руб., но этого не произошло. «По нашим данным, недовыполнение заявленных планов составило в разных компаниях 15-20%», — заявляет ИРИНА ЯМИЛОВА, руководитель направления рекрутинга по Уралу компании «АПРАЙТ». По наблюдениям исполнительного директора рекрутингового агентства «Финансы и Кадры» АНАСТАСИИ КОВАЛЕНКО, сокращение заказов началось лишь в ноябре, и в целом, прогнозных цифр удалось достичь, поскольку у крупных игроков были заключены долгосрочные контракты, на выполнение которых кризис повлиял мало.
«Кандидатский» рынок труда буквально за несколько месяцев превратился в «клиентский»: если раньше соискатели могли выбирать из нескольких предложений, теперь условия диктует работодатель. «Спрос на квалифицированных специалистов сохранится вне зависимости от ситуации в той или иной отрасли. Но теперь работодатель будет предъявлять более жесткие требования к опыту и знаниям потенциальных кандидатов», — считает директор челябинского филиала компании «АНКОР» МАРИЯ КОЛОБОВА.
«Любой кризис несет с собой и положительные тенденции: в последние три года рынок зарплат в некоторых отраслях был сильно перегрет», — считает г-жа Коваленко. Так, по ее словам, для рядового бухгалтера адекватная зарплата в Челябинске — 10-15 тыс. руб., однако еще летом кандидаты отказывались рассматривать вакансии с оплатой меньше, чем 15-25 тыс. руб в месяц. Сейчас уровень заработной платы постепенно приходит в соответствие с производительностью труда.
Еще одним положительным аспектом участники рынка называют повысившуюся мобильность кандидатов: при поиске работы люди все чаще соглашаются на смену места жительства. «Закрывая заявки в секторе HoReCa, мы сейчас нередко приглашаем опытных рестораторов из Екатеринбурга: они соглашаются работать с челябинским уровнем зарплат, чего раньше не происходило», отмечает исполнительный директор компании «P.eX. channel» ИРИНА ГРИДИНА. По словам Анастасии Коваленко, наблюдается и изменение портрета клиента рекрутинговых агентств: все чаще на смену крупным компаниям приходят малый и средний бизнес с единичными проектами.
Падение доходов от рекрутинга составило в челябинских компаниях от 40 до 80%. Это намного меньше, чем в среднем по РФ, где объемы рекрутинга сократились в 10 раз. Более того, по данным компании «Апрайт», в Челябинске, в отличие от Екатеринбурга, в январе 2009 г. еще остаются признаки кадрового дефицита. Количество объявлений о вакансиях превышает количество резюме в таких отраслях, как недвижимость (84% и 16% соответственно), медицина и фармация (68% и 32%), а также страхование (52% и 48%). Компании вынуждены компенсировать падение доходов, вводя дополнительные услуги.
Так, кадровый холдинг «АНКОР» вновь вывел на рынок такие услуги, как аутплейсмент (помощь в продвижении освобождающихся трудовых ресурсов на свободный рынок труда), программы тренингов для HR-специалистов (технологии и инструменты, которые используются при поиске, подборе и обслуживании трудовых ресурсов); «Рекрутер в аренду» (специалисты компании направляются на работу в компанию, для решения проектных или постоянных задач по поиску и подбору персонала). Кроме этого, компания предлагает ряд отдельных услуг, являвшихся до этого элементами комплекса по поиску и подбору персонала.
«Семинары и тренинги предназначены разной аудитории: если первые подразумевают знакомство с основами рекрутмента, то вторые — детальный разбор технологий, приобретение и отработку практических навыков», — поясняет Мария Колобова. По ее словам, первая группа на тренинг уже сформирована. Продолжает развивать образовательное направление и «Апрайт». Однако другие, опрошенные ДК участники рынка не считают для себя возможной работу в этой сфере. «Рекрутмент и бизнес-обучение — чересчур разные рынки», — считает г-жа Коваленко. «Сейчас большинство предприятий существуют в режиме жесткой экономии и вряд ли будут готовы тратить средства на обучение сотрудников», — добавляет Ирина Гридина.
Набирает популярность, по словам г-жи Колобовой, услуга MPC (от англ. Most Placeabale Candidate - наиболее востребованный кандидат): работодателю предоставляется «слепое» резюме (без указания фамилии и последнего места работы) кандидата, который прошел интервью в рекрутинговом агентстве и чей опыт может быть интересен для клиента. Услуга пользуется популярностью из-за минимальных временных затрат и низкой в сравнении с традиционным рекрутингом стоимости. Экономию во времени дает и экспресс-отбор кандидатов, соответствующих профилю активных позиций в компании, по базе данных рекрутингового агентства и открытым источникам: это избавляет клиента от сортировки резюме и первичных телефонных переговоров.
Достаточно популярным для рекрутинговых агентств становится предоставление услуг на основе аутсорсинга. Так, в компании «P.eX. channel», помимо традиционных рекрутинга, оценки персонала и обзора заработных плат, активно продвигают кадровое делопроизводство: если в течение 2008 г. на эту услугу поступило всего две заявки, то в декабре-январе — шесть. «Государство во время кризиса внимательно наблюдает за работодателями: трудовая инспекция в последние месяцы особенно рьяно следит за нарушениями. В этих условиях убеждать клиентов в необходимости этой услуги стало намного проще», — говорит Ирина Гридина. В «Анкоре», в свою очередь, вывели на рынок услугу «Рекрутер в аренду»: компания предоставляет клиенту своего сотрудника на определенный период (от 2 до 4 недель) с целью осуществления функции подбора персонала на типовые позиции. «Если у компании есть необходимость в закрытии конкретных вакансий, но нет собственного рекрутера или достаточного бюджета для оплаты услуги классического рекрутмента, аутсорсинг для них привлекателен», — считает Мария Колобова.
В числе преимуществ услуги — экономия на заработной плате и налогах, содержании рабочего места, отсутствие хлопот при оформлении и увольнении, а также заведомый профессионализм консультанта. «Заработная плата специалиста по кадровому делопроизводству — не ниже 10 тыс. руб., кроме того, работодатель платит за него налоги, оплачивает отпуск, больничные листы, рабочее место, интернет и связь. Если же он пользуется услугой кадрового аутсорсинга, то после начальных трат платит лишь за абонентское обслуживание — 3-5 тыс. руб. в месяц», — говорит г-жа Гридина. Начальные траты — это аудит предприятия (5-10 тыс. руб.) и разработка нормативных актов (2-5 тыс. руб. за каждый акт). Доля кадрового делопроизводства в доходах компании растет: если раньше традиционный рекрутинг приносил «P.eX. channel» 90-95% дохода, то сейчас — 60%, причем в компании полагают, что тенденция к перераспределению сохранится и после кризиса.
В компании «Апрайт» отмечают повышение спроса на аналитические исследования: диагностику эффективности персонала, маркетинговый анализ конкурентного окружения, выявление новых рынков сбыта, обзор заработных плат. «Кадровый рынок сейчас меняется очень быстро, и работодатели хотят корректировать размер компенсаций сотрудников в соответствии с текущими реалиями», — объясняет Ирина Ямилова.
Поскольку многие работодатели сейчас активно сокращают число работников, все большим спросом начинает пользоваться аутстаффинг (выведение персонала за штат компании). Так, в челябинском «Анкоре» в ноябре 2008 г. — январе 2009 г. было зарегистрировано 20 заявок на эту услугу. В рекрутинговом агентстве «ТИРС», по словам его директора ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВОЙ, аутстаффинг ввели в ноябре, и ежемесячная выручка компании от этого вида деятельности составляет 1,2 млн. руб. Напомним, при аутстаффинге рекрутинговое агентство становится формальным работодателем для сотрудников компании-заказчика. На него перекладываются обязанности по выплате зарплаты, налогов и выстраиванию трудовых отношений в соответствии с российским законодательством. В мировой практике аутстаффинг - проверенный инструмент оптимизации рабочего процесса. Вывод персонала
за штат применяется для снижения издержек и рисков, а также снижения административной и финансовой нагрузки при сохранении непосредственного руководства сотрудниками, - пояснила г-жа Иванова.
В случае, если работодатели все-таки решаются на массовые увольнения, рекрутинговые агентства предлагают такую услугу, как аутплейсмент — содействие в трудоустройстве высвобождаемых работников компании, а также комплекс профессиональных консультаций, позволяющих сокращаемым сотрудникам сориентироваться на рынке. «Таким образом компания может минимизировать репутационные издержки от закрытия, и, пережив кризис, открыться заново», — поясняет Анастасия Коваленко. Однако, по ее словам, местные компании этой услугой практически не пользуются, оставляя ее крупным федеральным и зарубежным компаниям. «Как правило, клиентам сложно доказать пользу аутплейсмента: помогает лишь сравнение с возможными потерями от традиционного увольнения. Напомню, при досрочном расторжении трудового договора, связанного с сокращением штата или закрытием компании, законодательство предусматривает денежные компенсации. Кроме того, сокращенный работник может подать на компанию в суд, и к уже потраченным средствам прибавятся расходы на судебные издержки и моральную компенсацию», — поясняет г-жа Коваленко.
По признанию г-жи Коваленко (компания «Финансы и кадры» занимается подбором финансово-экономического персонала), в условиях финансового кризиса узкоспециализированным агентствам приходится сложнее. «На какое-то время рекрутинговые агентства станут всеядными. Позже, когда будут найдены наиболее перспективные отрасли, стремление к специализации продолжится», — считает Ирина Ямилова.