Рекрутеры делают ставку на аутсорсинг

Количество обращений заказчиков в челябинские рекрутинговые агентства начало сокращаться уже в октябре 2008 г. В предыдущие годы общий рост местного рынка составлял порядка 25-30% в год, и совок

Из-за осенних финансовых потрясений объемы рынка рекрутинга значительно сократились. Падение доходов от основного вида деятельности вынуждает рекрутинговые агентства развивать дополнительные услуги: аутплейсмент, аутстаффинг, аутсорсинг и даже образовательные программы.эксперты
Ирина Гридина
исполнительный директор компании «P.eX. channel»
Анастасия Коваленко
исполнительный директор рекрутингового агентства «Финансы и Кадры»
Мария Колобова
директор челябинского филиала компании «АНКОР»
Екатерина Иванова
директор рекрутингового агентства «ТИРС»
Ирина Ямилова
руководитель отдела рекрутинга компании «АПРАЙТ»

Насколько сократились доходы кадровых агентств от прямого рекрутинга? Зачем рекрутеры предлагают работодателям «слепые» резюме?
Почему кадровые агентства отказываются от узконишевой специализации?

Количество обращений заказчиков в челябинские рекрутинговые агентства начало сокращаться уже в октябре 2008 г. В предыдущие годы общий рост местного рынка составлял порядка 25-30% в год, и совокупный оборот челябинских рекрутинговых агентств в 2008 г. должен был, по оценкам экспертов, достигнуть 60-65 млн руб., но этого не произошло. «По нашим данным, недовыполнение заявленных планов составило в разных компаниях 15-20%», — заявляет ИРИНА ЯМИЛОВА, руководитель направления рекрутинга по Уралу компании «АПРАЙТ». По наблюдениям исполнительного директора рекрутингового агентства «Финансы и Кадры» АНАСТАСИИ КОВАЛЕНКО, сокращение заказов началось лишь в ноябре, и в целом, прогнозных цифр удалось достичь, поскольку у крупных игроков были заключены долгосрочные контракты, на выполнение которых кризис повлиял мало.

Кандидаты стали дешевле

«Кандидатский» рынок труда буквально за несколько месяцев превратился в «клиентский»: если раньше соискатели могли выбирать из нескольких предложений, теперь условия диктует работодатель. «Спрос на квалифицированных специалистов сохранится вне зависимости от ситуации в той или иной отрасли. Но теперь работодатель будет предъявлять более жесткие требования к опыту и знаниям потенциальных кандидатов», — считает директор челябинского филиала компании «АНКОР» МАРИЯ КОЛОБОВА.

«Любой кризис несет с собой и положительные тенденции: в последние три года рынок зарплат в некоторых отраслях был сильно перегрет», — считает г-жа Коваленко. Так, по ее словам, для рядового бухгалтера адекватная зарплата в Челябинске — 10-15  тыс. руб., однако еще летом кандидаты отказывались рассматривать вакансии с оплатой меньше, чем 15-25 тыс. руб в месяц. Сейчас уровень заработной платы постепенно приходит в соответствие с производительностью труда.

Еще одним положительным аспектом участники рынка называют повысившуюся мобильность кандидатов: при поиске работы люди все чаще соглашаются на смену места жительства. «Закрывая заявки в секторе HoReCa, мы сейчас нередко приглашаем опытных рестораторов из Екатеринбурга: они соглашаются работать с челябинским уровнем зарплат, чего раньше не происходило», отмечает исполнительный директор компании «P.eX. channel» ИРИНА ГРИДИНА. По словам Анастасии Коваленко, наблюдается и изменение портрета клиента рекрутинговых агентств: все чаще на смену крупным компаниям приходят малый и средний бизнес с единичными проектами.

Растет спрос на дополнительные услуги

Падение доходов от рекрутинга составило в челябинских компаниях от 40 до 80%. Это намного меньше, чем в среднем по РФ, где объемы рекрутинга сократились в 10 раз. Более того, по данным компании «Апрайт», в Челябинске, в отличие от Екатеринбурга, в январе 2009 г. еще остаются признаки кадрового дефицита. Количество объявлений о вакансиях превышает количество резюме в таких отраслях, как недвижимость (84% и 16% соответственно), медицина и фармация (68% и 32%), а также страхование (52% и 48%). Компании вынуждены компенсировать падение доходов, вводя дополнительные услуги.

Так, кадровый холдинг «АНКОР» вновь вывел на рынок такие услуги, как аутплейсмент (помощь в продвижении освобождающихся трудовых ресурсов на свободный рынок труда), программы тренингов для HR-специалистов (технологии и инструменты, которые используются при поиске, подборе и обслуживании трудовых ресурсов); «Рекрутер в аренду» (специалисты компании направляются на работу в компанию, для решения проектных или постоянных задач по поиску и подбору персонала). Кроме этого, компания предлагает ряд отдельных услуг, являвшихся до этого элементами комплекса по поиску и подбору персонала.

«Семинары и тренинги предназначены разной аудитории: если первые подразумевают знакомство с основами рекрутмента, то вторые — детальный разбор технологий, приобретение и отработку практических навыков», — поясняет Мария Колобова. По ее словам, первая группа на тренинг уже сформирована. Продолжает развивать образовательное направление и «Апрайт». Однако другие, опрошенные ДК участники рынка не считают для себя возможной работу в этой сфере. «Рекрутмент и бизнес-обучение — чересчур разные рынки», — считает г-жа Коваленко. «Сейчас большинство предприятий существуют в режиме жесткой экономии и вряд ли будут готовы тратить средства на обучение сотрудников», — добавляет Ирина Гридина.

Набирает популярность, по словам г-жи Колобовой, услуга MPC (от англ. Most Placeabale Candidate - наиболее востребованный кандидат): работодателю предоставляется «слепое» резюме (без указания фамилии и последнего места работы) кандидата, который прошел интервью в рекрутинговом агентстве и чей опыт может быть интересен для клиента. Услуга пользуется популярностью из-за минимальных временных затрат и низкой в сравнении с традиционным рекрутингом стоимости. Экономию во времени дает и экспресс-отбор кандидатов, соответствующих профилю активных позиций в компании, по базе данных рекрутингового агентства и открытым источникам: это избавляет клиента от сортировки резюме и первичных телефонных переговоров.

Достаточно популярным для рекрутинговых агентств становится предоставление услуг на основе аутсорсинга. Так, в компании «P.eX. channel», помимо традиционных рекрутинга, оценки персонала и обзора заработных плат, активно продвигают кадровое делопроизводство: если в течение 2008 г. на эту услугу поступило всего две заявки, то в декабре-январе — шесть. «Государство во время кризиса внимательно наблюдает за работодателями: трудовая инспекция в последние месяцы особенно рьяно следит за нарушениями. В этих условиях убеждать клиентов в необходимости этой услуги стало намного проще», — говорит Ирина Гридина. В «Анкоре», в свою очередь, вывели на рынок услугу «Рекрутер в аренду»: компания предоставляет клиенту своего сотрудника на определенный период (от 2 до 4 недель) с целью осуществления функции подбора персонала на типовые позиции. «Если у компании есть необходимость в закрытии конкретных вакансий, но нет собственного рекрутера или достаточного бюджета для оплаты услуги классического рекрутмента, аутсорсинг для них привлекателен», — считает Мария Колобова.

В числе преимуществ услуги — экономия на заработной плате и налогах, содержании рабочего места, отсутствие хлопот при оформлении и увольнении, а также заведомый профессионализм консультанта. «Заработная плата специалиста по кадровому делопроизводству — не ниже 10 тыс. руб., кроме того, работодатель платит за него налоги, оплачивает отпуск, больничные листы, рабочее место, интернет и связь. Если же он пользуется услугой кадрового аутсорсинга, то после начальных трат платит лишь за абонентское обслуживание — 3-5 тыс. руб. в месяц», — говорит г-жа Гридина. Начальные траты — это аудит предприятия (5-10 тыс. руб.) и разработка нормативных актов (2-5  тыс. руб. за каждый акт). Доля кадрового делопроизводства в доходах компании растет: если раньше традиционный рекрутинг приносил «P.eX. channel» 90-95% дохода, то сейчас — 60%, причем в компании полагают, что тенденция к перераспределению сохранится и после кризиса.

В компании «Апрайт» отмечают повышение спроса на аналитические исследования: диагностику эффективности персонала, маркетинговый анализ конкурентного окружения, выявление новых рынков сбыта, обзор заработных плат. «Кадровый рынок сейчас меняется очень быстро, и работодатели хотят корректировать размер компенсаций сотрудников в соответствии с текущими реалиями», — объясняет Ирина Ямилова.

Работники навынос

Поскольку многие работодатели сейчас активно сокращают число работников, все большим спросом начинает пользоваться аутстаффинг (выведение персонала за штат компании). Так, в челябинском «Анкоре» в ноябре 2008 г. — январе 2009 г. было зарегистрировано 20 заявок на эту услугу. В рекрутинговом агентстве «ТИРС», по словам его директора ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВОЙ, аутстаффинг ввели в ноябре, и ежемесячная выручка компании от этого вида деятельности составляет 1,2 млн. руб. Напомним, при аутстаффинге рекрутинговое агентство становится формальным работодателем для сотрудников компании-заказчика. На него перекладываются обязанности по выплате зарплаты, налогов и выстраиванию трудовых отношений в соответствии с российским законодательством. В мировой практике аутстаффинг - проверенный инструмент оптимизации рабочего процесса. Вывод персонала

за штат применяется для снижения издержек и рисков, а также снижения административной и финансовой нагрузки при сохранении непосредственного руководства сотрудниками, - пояснила г-жа Иванова.

В случае, если работодатели все-таки решаются на массовые увольнения, рекрутинговые агентства предлагают такую услугу, как аутплейсмент — содействие в трудоустройстве высвобождаемых работников компании, а также комплекс профессиональных консультаций, позволяющих сокращаемым сотрудникам сориентироваться на рынке. «Таким образом компания может минимизировать репутационные издержки от закрытия, и, пережив кризис, открыться заново», — поясняет Анастасия Коваленко. Однако, по ее словам, местные компании этой услугой практически не пользуются, оставляя ее крупным федеральным и зарубежным компаниям. «Как правило, клиентам сложно доказать пользу аутплейсмента: помогает лишь сравнение с возможными потерями от традиционного увольнения. Напомню, при досрочном расторжении трудового договора, связанного с сокращением штата или закрытием компании, законодательство предусматривает денежные компенсации. Кроме того, сокращенный работник может подать на компанию в суд, и к уже потраченным средствам прибавятся расходы на судебные издержки и моральную компенсацию», — поясняет г-жа Коваленко.

По признанию г-жи Коваленко (компания «Финансы и кадры» занимается подбором финансово-экономического персонала), в условиях финансового кризиса узкоспециализированным агентствам приходится сложнее. «На какое-то время рекрутинговые агентства станут всеядными. Позже, когда будут найдены наиболее перспективные отрасли, стремление к специализации продолжится», — считает Ирина Ямилова.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.