«Реальное производство в долгах, как в шелках, или уходит за рубеж» — Валерий Гартунг

«Власти фактически собирают налог со всей промышленности, а потом эти деньги отдают сырьевикам. В России самым доходным бизнесом является выкачивание природных недр и перепродажа ресурсов за рубеж».

О том, что мешает отечественной промышленности преодолеть кризис и как стоит пересмотреть налоговое законодательство, CHEL.DK.RU рассказал председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия», совладелец Челябинского кузнечно-прессового завода Валерий Гартунг.

1. Программы государственной поддержки реального сектора, аграриев сами по себе неплохие, но объем выделяемого финансирования в масштабах экономики страны сопоставим со статистической погрешностью. При ВВП в 92 трлн руб. предоставляемое субсидирование даже на 100 млрд руб. — это всего лишь полпроцента. Да, отдельным предприятиям удается воспользоваться мерами господдержки, но общей картины это не меняет.

2. На российском рынке ощущается засилье иностранных производителей. Рынок просто забит китайской продукцией. И неудивительно, учитывая, как Китай субсидирует экспорт произведенной в стране продукции, за счет чего китайские предприятия готовы производить поставки даже с отсрочкой платежа в полгода!

И в то время когда наши предприятия сталкиваются с острой нехваткой оборотных средств, китайцы беспрепятственно заходят на российский рынок и выдавливают отечественных производителей. Плюс у российских предприятий высокие издержки — на сырье, на энергоносители, вызванные тем, что рынок находится под контролем узкого круга компаний.

3. На рынке металлопроката — явно выраженная олигополия. И если крупные предприятия, располагающие финансовыми резервами для осуществления больших заказов, еще могут выторговывать у металлургов условия поставок, то малый и средний бизнес покупают металл существенно дороже, чем на мировых биржевых площадках, где цены и правила игры определяет жесткая конкуренция. К сожалению, российские металлурги, когда встает выбор: производить действительно качественный металл или гнать заготовку за рубеж — предпочитают идти по наиболее легкому и наименее затратному пути.

4. Государство не то что могло бы, а просто обязано изменить систему налогообложения: снизить налоговую нагрузку на обрабатывающие производства за счет увеличения сборов с сырьевых отраслей. Как это происходит в Китае: производителям сырья при экспорте НДС не возвращается, только при производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. А если предприятие производит простую продукцию — например, отдельные узлы и механизмы машин, то НДС возвращается не полностью.

В России все наоборот. Власти поднимают ставку НДС до 20%, при этом экспортерам вычет возвращается в полном объеме. А основную долю экспорта, как известно, занимает сырье, так что власти фактически собирают налог со всей промышленности, а потом эти деньги отдают сырьевикам, тем самым устраивая перекрестное субсидирование за счет обрабатывающих отраслей. Поэтому в России самым доходным бизнесом является выкачивание природных недр и перепродажа ресурсов за рубеж.

5. Банковский бизнес, который, на мой взгляд, правильнее называть ростовщичеством. Потому что на рынке финансовых услуг тоже царит олигополия – несколько крупных госбанков фактически контролируют все финансовые потоки и устанавливают неоправданно высокие кредитные ставки. реальные ставки заимствования для крупных предприятий на сегодняшний день достигают 10% годовых, а для мелких они еще выше — это может быть и 13%, и 15%. При сегодняшнем уровне инфляции в 4% получается, что реальная стоимость денег — шесть-десять процентов. Это очень дорого. На Западе реальная ставка кредитования — не более 1-2%.

Сырьевики и финансисты чувствуют себя превосходно при любом раскладе, в то время как реальное производство сегодня либо борется за выживание, потому что в долгах, как в шелках, либо меняют юрисдикцию, уходит за рубеж.

6. Чем ниже будет зависимость экономики страны от курса доллара, тем менее болезненными будут санкции, которые в отношении России принимаются США. Не секрет, что санкции — не столько инструмент политического влияния на власти страны, сколько меры, призванные выдавить Россию с мировых рынков — прежде всего, с энергетического и с рынка вооружения. Сейчас порядка 70% международных расчетов российских компаний осуществляется в американской валюте, и, если снизить эту долю хотя бы до 30% в пользу евро, юаня и других валют, это стало бы  позитивным фактором, обеспечивающим в том числе и устойчивость финансовой системы страны. В частности, по расчетам за энергоносители необходимо переходить на европейскую валюту — это позволит сразу же в разы снизить зависимость от американской валюты, причем буквально одномоментно, в течение одного-двух лет. Ведь когда США своей валютой манипулирует, оказывает давление на торговых партнеров, это вызывает недовольство не только в России, но и во всем мире. По сути, они тем самым рубят сук, на котором сидят.

Публикация подготовлена на основе интервью, опубликованного в октябре 2018 г.

Подготовила Ульяна Бисерова

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.