Промышленный размах лизинга

Строительный рынок Челябинска в прошлом году достиг ценового дна. Покупатель вернулся, ожила ипотека. У крупных застройщиков появились деньги не только на окончание уже начатых проектов, но и на пе

Челябинский лизинг, просевший в кризис более чем в два раза, попал в жесткую зависимость от динамики восстановления смежных отраслей. Без существенного спроса со стороны производственных и строительных компаний выйти из стагнации рынок не мог. И возвращения этих клиентов очень ждали. Похоже, дождались.

Строительный рынок Челябинска в прошлом году достиг ценового дна. Покупатель вернулся, ожила ипотека. У крупных застройщиков появились деньги не только на окончание уже начатых проектов, но и на перспективные стройки. Об этом свидетельствовала хотя бы статистика земельных торгов. В 2010 г. на 30 муниципальных аукционах продали 18 участков под строительство многоквартирных домов и еще 208— под индивидуальную застройку.
Экспортные и внутрироссийские цены на металл и продукцию машиностроительных производств тоже растут. Снова ощутив приток денежных средств, промышленники отказались от программ сокращения штатов и вернулись к грандиозным планам модернизации.
Лизинговые компании такой сценарий и прогнозировали. Уже в середине прошлого года игроки рынка заговорили о приближающемся серьезном приросте спроса на промоборудование, строительную и дорожную технику. Но, по факту, не все прогнозы сбылись.

Строители не вернулись
О том, что лизинг в Челябинске почти вышел на приятные показатели докризисных лет, говорят почти все участники рынка. Они отмечают стабилизацию спроса, резкий спад возвратов взятых в лизинг товаров и принципиальное сокращение дебиторской задолженности.
Так, по подсчетам ВИКТОРА КАШИНА, директора челябинского филиала компании «Ураллизинг», за прошлый год рынок вырос на 35-40%. А количество новых сделок по сравнению с 2009 г. увеличилось на 70-80%, считает ЕКАТЕРИНА ПЛИНОКОС, директор «Эксперт-Лизинг». «Оживление мы почувствовали еще в феврале прошлого года. И с того момента рынок планомерно отыгрывал кризисные потери»,— добавил МАКСИМ ГУСЕР, коммерческий директор компании «Уралпромлизинг».
Однако ожидаемого всплеска спроса со стороны застройщиков никто из опрошенных «ДК» экспертов пока не дождался. «К нам, например, в прошлом году обратились всего две строительные компании. Причем, это не застройщики, а подрядные организации, которые занимаются прокладкой инженерных коммуникаций»— рассказал, в частности, МАРАТ ШАФИКОВ, директор челябинского филиала компании «Балтийский лизинг».
Ждали, конечно, большего. Но строители, хоть и вышли из стагнации, все же еще не решаются обзаводиться новыми кредитными обязательствами. По сути, кризис 2008-2009гг. в строительной отрасли усугубили огромные долги застройщиков перед банками и лизинговыми компаниями, рассуждает г-н Шафиков: «И теперь они ведут себя крайне осторожно. В частности, предпочитают пока технику не покупать, а брать в аренду на относительно небольшие сроки». Кроме того, минимально необходимый набор оборудования у большинства строителей уже есть, и расширять парк техники они не торопятся.
Не сыграла ставка и на «дорожную революцию», которую развернул губернатор Михаил Юревич. По первоначальным прогнозам, серьезное увеличение дорожно-строительных работ в Челябинске и в области должно было разогнать продажи спецтехники этого профиля. Однако руководители подрядных организаций, выигравшие тендеры на ремонт дорог, к лизингу массово прибегать не стали. Как полагают руководители лизинговых компаний, и у этой группы потенциальных клиентов оказалось достаточно собственных мощностей. «Кроме того, за время кризиса на рынок выбросили много дорожной и строительной спецтехники, изъятой у несостоятельных лизингополучателей, что тоже повлияло на относительно низкую динамику спроса в 2010 г.»— добавляет г-н Кашин.
Зато увеличение числа сделок по промышленному оборудованию отмечают практически все. Владельцы заводов быстрее других вернулись к лизинговым программам, потому что начали модернизировать свои производства еще до кризиса. В 2009 г. заказы от промышленников просто исчезли. Но обновление парка заводского оборудования— это процесс, который нельзя прекратить. И как только предприятия почувствовали стабилизацию, они незамедлительно продолжили закупки станков и техники, в том числе— по лизинговым схемам.
К тому же почти все опрошенные «ДК» участники рынка по-прежнему прогнозируют скорое возвращение клиентов-застройщиков. Однако Андрей Белоглазов, генеральный директор компании «Транслизинг», общего оптимизма не разделяет. «Как показывает практика, рынок лизинга растет в регионах, где реализуются крупные инфраструктурные проекты с государственным участием: во Владивостоке, в Свердловской области, в Краснодарском крае, в ЯНАО и т.п. Челябинская область в этот перечень, к сожалению, не попадает. Стагнации на рынке, конечно, не будет. Но и прироста больше 15% в этом году я не жду»,— заявил он.
Рынок подтолкнуло государство
Кризис заставил лизинговые компании пересмотреть свои подходы к работе с клиентами. Они массово поднимали размер аванса с 10-15% до 20-40% и ужесточали требования к финансовым показателям компаний-клиентов.
Эти меры касались всех сегментов, за исключением легкового автотранспорта, условия по которому наоборот смягчались. «Мы, например, в 2009 г. ввели специальную программу по легковым автомобилям и легким коммерческим грузовикам. Раньше у нас ничего подобного не было. Но кризис показал, что такие сделки менее рискованны для лизингодателей. Цена автомобиля по сравнению с тем же промоборудованием существенно ниже. И клиенты, даже столкнувшись с финансовыми сложностями, предпочитают продолжать выплаты, а не возвращать машины нам»— приводит пример Марат Шафиков.
Сейчас условия заключения сделок в лизинговых компаниях приходят в равновесие. Суммы авансов и ставки снижаются и для всех других категорий техники. Но предпочтение по-прежнему отдают лизингополучателям, имеющим хорошо проработанные инвестиционные планы, заключенные договоры с заказчиками и репутацию дисциплинированных заемщиков.
Кроме того, на сокращение лизинговых ставок повлияли государственные структуры. В 2009 г. Российский банк развития (РосБР) запустил госпрограмму поддержки малого и среднего бизнеса. Суть программы в том, что банк выдает лизинговым организациям дешевые кредиты на финансирование договоров поставки оборудования небольшим компаниям. Так, по направлениям «Развитие» и «Автолизинг» РосБР готов выделять займы под 8,25% годовых. В рамках продукта «Лизинг— начинающим предпринимателям»— под 7,25%. Предметами лизинга могут быть новое оборудование, спецтехника и транспорт.
Условия банк выставляет жесткие. Сделки ограничены суммами от 0,5 до 45 млн руб. Срок лизинга— до 5 лет (соответствует сроку кредитования РосБР), обеспечение— только залог предметов лизинга. Сроки поставки оборудования— не дольше 90 дней.
Свою программу поддержки небольших компаний запустило Минэкономразвития Челябинской области. Региональные власти, в частности, готовы выделять малому бизнесу субсидии: возмещать до 50% затрат на погашение процентов по лизингу. Правда, общая сумма такой субсидии не может превышать 500 тыс. руб.
Лизинговых компаний станет больше
В 2009 г. в Челябинске закрылось несколько лизинговых организаций. Перестал работать филиал екатеринбургской компании «Лизинг-­­Он-Лайн».  Закрылся филиал федерального «АльянсРегионЛизинга». Ушла с рынка челябинская компания «Галс». В конечном итоге, в городе осталось всего порядка десяти действительно работающих игроков, отмечает Максим Гусер.
Но с прошлого года участники рынка отмечают обратную тенденцию. На рынок выходят лизинговые дочки крупных федеральных и региональных банков.
Так, в прошлом году Челябинвестбанк учредил компанию «ИНВЕСТ-лизинг». Менеджмент банка тогда объяснял свое решение общей стабилизацией в экономике и растущим спросом на лизинговые схемы со стороны своих клиентов.
По схожим причинам свою собственную компанию на рынок челябинского лизинга вывел Внешэкономбанк. «ВЭБ-лизинг» открыл здесь свое региональное подразделение в сентябре прошлого года.
Правда, пока серьезного ужесточения конкуренции эксперты не отмечают, хотя и прогнозируют дальнейшее увеличение числа лизинговых компаний в регионе. Расклад сил на рынке станет очевиден по итогам текущего года, полагают они.
ТОП-10 лизинговых компаний УрФО
Лидеры рынка лизинга Уральского федерального округа по объемам нового бизнеса за 9 месяцев 2010 г.

Источник: Российская ассоциация лизинговых компаний
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.