«Один Челябинск — как дырка от бублика»: почему в городе нет рынка luxury и premium

Рынок premium и luxury товаров так и не сформировался в Челябинске: федеральные сети не замечают рабочий город, местные игроки фиксируют снижение чека. Пустые ниши есть, но никто не рискует их занять.

Оценить состояние рынка luxury в Челябинске непросто хотя бы по той причине, что само по себе понятие этого рынка размыто и имеет определенные разночтения. Если пользоваться определением одного из главных теоретиков «роскоши» в Челябинске, управляющего бутиком IQONS в Челябинске Дмитрия Ружина, то luxury отличается от близкого к нему premium не ценой, а степенью персонификации: 

«Luxury — это высота из высоты. Кто-то летает эконом-классом, другие — бизнес-классом. А кто-то на своем самолете».

Применительно к маркам, это даже не Dior, это такой этаж в бутике Dior, где с тебя снимают мерки и делают индивидуальный пошив.

Строго говоря, рынок luxury, намечавшийся в Челябинске в нулевые, так и не сформировался и по всем признакам в городе отсутствует.

«Рынок подразумевает наличие некоего хотя бы незначительного денежного объема, явных потребителей, продавцов и прозрачной ценовой системы. В Челябинске из этого списка есть потребители — немного, не больше 10 тыс. чел. и, пожалуй, все», — объясняет Олег Пермяков, директор корпорации «Стратум».

К этому сегменту, по словам опрошенных экспертов, можно отнести только «ювелирку» и бутик часов в «Гостином дворе». Все остальное — премиум, но и его немного — не больше десяти магазинов одежды и двух автодилеров.

Дорогое хобби

Тем не менее, рынок, условно говоря, «дорогих товаров» начал появляться в Челябинске, как и во всей России, с падением железного занавеса — с начала 90-х гг. Первые магазины здесь — «Чарли», «Эгоист», «Эксклюзив» — открывали люди, которые сами часто ездили за вещами за границу и решили на этом подзаработать. Но что тогда, что сейчас эту деятельность сложно назвать полноценным бизнесом.

«Бизнес делается на шнурках. Luxury — это удовольствие для того человека, который этим занимается. Это как хобби», — объясняет  Юлия Гавронская, гендиректор Brand Steil.

Эксперты рассказывают, что большинство магазинов открывают уже состоявшиеся предприниматели и бутики воспринимаются как побочная деятельность. Причин для этого несколько: достаточно высокий порог входа и длительная окупаемость, вследствие специфики товара.

Управляющий часового направления в ТК «Гостиный двор» Вадим Шумилов считает, что на этом рынке можно нормально заработать:

«Мы инвестировали в новые коллекции часов порядка 30 млн руб., планируем окупить за два-четыре года. Максимум за пять». По его словам, «вещевой» бизнес при правильной организации окупается даже быстрее.

Рынок набирает обороты в «сытые» нулевые. В начале десятилетия к уже раскрученному в Челябинске «Гостиному двору» добавляется пришедший из Екатеринбурга «Покровский пассаж» — комплекс бутиков, схожий по ассортименту товаров. Чуть позже открываются и другие магазины, ставшие олицетворением роскоши в Челябинске — сеть бутиков «XXI век», Collection, Beauty, Max Mara. Еще чуть позже — Fiera и Escada. К 2008 г., вопреки сложившемуся стереотипу, идея открыть свой бутик становится очень заманчивой.

«Мы мониторили рынок. Помню, было множество историй об этом бизнесе, например, как выручку на автомобилях увозили в Екатеринбург. Бюджетов не знали, писали и писали, пока не хватит», — рассказывает Дмитрий Ружин.

Сам же бутик IQONS в числе других (Uno и New Season) возник сразу после кризиса, когда для бизнеса настали совсем другие времена.

Новые правила

Сразу после кризиса 2008 г. изменилась покупательская психология: «Теперь человек лучше купит дорогую кухню, чем дорогое платье», — объясняет Татьяна Заславская, владелица ресторана Redactor. Рынок премиум сегмента просел, но не весь, рассказывают эксперты: спрос на дорогие автомобили оказался устойчивым к финансовым потрясениям. Спустя несколько лет ситуация на рынке начала выправляться — вплоть до 2013 г.

«Средний чек в нашем бутике снизился на 30% за последние два года — рассказывает г-н Ружин. Вещей стали покупать столько же, но теперь выбирают более дешевые».

Примерно такой же показатель зафиксировали в бутике кухонь Miele/Alno. «Гостиному двору» повезло чуть больше — средний чек в бутике часов снизился на 15-20%. По словам Вадима Шумилова, спад обозначился в прошлом году и по прогнозам — должен закончиться в следующем:

«Общая тенденция — обратная — часы в любом случаю дорожают. Сейчас весь кризис в головах — люди не хотят тратить больше, чем они нарисовали в голове. Люксовые марки падают, зато средний сегмент хорошо растет».

В центре дизайна Park Avenue поменяли акценты: итальянской и немецкой мебели стало меньше. Ее заменили на американские бренды (в том числе сделанные в Китае по американским эскизам и технологиям).

«Мы можем везти товар напрямую из США, но это будет на 20% дороже. В любом случае, мы всегда честно говорим об этом клиенту», — рассказывает руководитель департамента мебели Park Avenue Станислав Чертовиков.

Рынок premium, живший все последние годы ожиданием, то прихода федеральных игроков, то оживления спроса со стороны местных клиентов потихоньку начинает свыкаться с челябинской реальностью. Федеральные сети не замечают промышленный город, клиентская база практически та же, что была пять лет назад. По примеру многих отраслей, здесь царит усталость, но продиктована она не только падением операционной прибыли из-за кризиса, но и общим накопившимся разочарованием: Челябинск по большому так и не «врубился» в этот сегмент. Бутики, традиционно считавшиеся прихотью или хобби их владельца, так и не смогли стать полноценным бизнесом в городском масштабе: оказалось, что слишком мало челябинцев могут разделить или поддержать увлечения бизнесменов.

В 2013 г. Татьяна Заславская закрыла культовый в Челябинске ресторан Bad Gastein. «Люди не готовы платить большую плату за высокий уровень, даже если это какой-то французский шик», — объясняет она. Теперь г-жа Заславская управляет рестораном Redactor, где попыталась воссоздать атмосферу изысканного ресторана, но теперь вместо «французского шика» официанты чаще подают салат «Цезарь». Потому что это больше востребовано.

В тяжелые минуты о закрытии бизнеса задумываются и создатели IQONS: «Мы уже близки к тому, чтобы все бросить. Потому что наших клиентов дешевле обслуживать в Париже. Даже налоговое бремя там меньше: в Европе надо платить 56%, а здесь, мы подсчитали, выходит порядка 110%».

Одно из главных разочарований байеров — любимые бренды, которые не удалось привить городу.

«Весь мир уже ходил в Lanvin, кроме Челябинска. Сколько мы с этим брендом носились. Каждый год мы ходили по магазинам — возьмите, возьмите», — вспоминает г-н Ружин. — «Во всех соседних регионах он был представлен. Один Челябинск был как дырка от бублика».

В итоге IQONS за пять лет поменял концепцию — с бутика модной и дорогой одежды для прогрессивных молодых людей, каким он был в момент открытия, до магазина премиальных вещей для среднего возраста.

«Нам пришлось отказаться от некоторых итальянских брендов, например, Pianura Studio. Это очень смелый бренд, который может сочетать различные элементы в дизайне, например яркую полоску и горох. Он оказался не востребованным, а более романтичный Twin Set здесь пошел без проблем», — рассказывает Елена Терех, владелица Mia boutique.

Будущее — в роскоши

Рынок, несмотря на упаднические настроения, продолжает развиваться. Игроков не так много, но у каждого свои клиенты. «Потребитель, которому нужен Yves Saint Laurent, идет в «XXI век». И он никогда не наденет Celine, который продается в другом бутике, потому что это диаметрально противоположные истории», — комментирует г-н Ружин.

При этом в городе практически не представлены французские модные дома — не в пример итальянским. Эксперты рассказывают, что дело в дистрибуции.

«В городе одни итальянцы, потому что они сами ищут возможности для выхода на рынок и постоянно обращаются с предложениями», — объясняет г-жа Терех.

Елена Терех уточняет, что легко получить товар по дистрибуции — со 100% предоплаты всей коллекции. С франшизой дело обстоит сложнее: брендодержатель должен видеть успешную историю бутика.

«Сейчас, после того, как мы предоставили данные по продажам, Twin Set поставил нас в планах на продажу франшизы — на 2016 г.».

Удивительным образом в Челябинске почти нет никакой одежды для мужчин premium класса. Это ниша свободна, но пока никто не торопится ее занять.

«Это сложный сегмент. Покупателей дорогой мужской одежды Челябинске не так много, а содержать бутик стоит очень дорого», — утверждает Вадим Шумилов. «Сейчас все осторожничают — ожидают, будет ли спрос дальше или нет», — дополняет Елена Терех.

Тем не менее, по словам экспертов, рынок и дальше будет наполняться новыми марками. Вадим Шумилов рассказал, что «Гостиный двор» приведет в город новый бренд одежды уже в следующем году. Какой конкретно он не назвал, но сообщил, что это будет унисекс. В том же году Елена Терех откроет новый магазин в ТРК «Горки». Там будет продаваться бюджетная линейка марки Twin Set.

«Если надеяться на то, что рост доходов произойдет и будет продолжаться следующие 5-10 лет, то может быть тогда появится настоящий рынок товаров premium: реальный спрос и реальная конкуренция», — оптимистично резюмирует Олег Пермяков.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.