Обзор: Гостиницы - 07.07.2008

эксперты Олег Пермяков директор Корпорации «СТРАТУМ» Елена Пустыгина руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Отель» Наталья Пыжикова директор гостиницы «Малахит» Мария Ташко представитель отел

Качественный номерной фонд челябинских гостиниц постепенно увеличивается: строятся новые отели, модернизируются старые. Но спрос на их услуги с прошлого года практически не вырос. Чтобы сохранить норму прибыли, отельеры развивают дополнительный сервис для горожан, запасаются международными сертификатами и вкладываются в ремонт.

эксперты
Олег Пермяков
директор Корпорации «СТРАТУМ»
Елена Пустыгина
руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Отель»
Наталья Пыжикова
директор гостиницы «Малахит»
Мария Ташко
представитель отеля «HELIOPARK Смолино»
Юлия Ургина
руководитель отдела продаж и маркетинга отеля Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside
Евгений Чуксин
директор ОАО «Гостиничное хозяйство»

Почему постояльцы не хотят останавливаться в челябинских отелях надолго?
Зачем отельерам молодожены?
Кто создает основной спрос на гостиничные услуги?
Как челябинская мэрия может повлиять на динамику развития рынка гостеприимства?
Объем челябинского рынка гостиничных услуг в 2007 г. составил 1,2-1,5 млрд руб. (данные Корпорации «СТРАТУМ»). По сравнению с 2006 г. его рост не превысил уровня инфляции. По словам аналитиков «СТРАТУМа», основная причина невысокой динамики в том, что спрос на услуги госте­приимства в Челябинске остался практически прежним — на уровне 420 тыс. человеко-суток в год. По темпам развития челябин­ский гостиничный рынок сильно отстает от екатеринбургского. За последние пять лет в городе было открыто не более десяти новых и реконструированных гостиниц. Номерной фонд в среднем прирастал на 2% в год. В Екатеринбурге только за два последних года появилось как минимум восемь новых отелей, прирост номерного фонда составляет около 10% ежегодно.
Рост спроса на гостиничные услуги остановился

Суммарный номерной фонд Челябинска составляет примерно 1,6 тыс. номеров. Из них около 47-50% приходится на гостиницы нижнего ценового сегмента (до 1,5-2 тыс. руб. за стандарт­ный номер в сутки), примерно 40% — на отели средней ценовой категории (от 2 до 3 тыс. руб. за стандартный номер в сутки). И оставшиеся 10-13% — на игроков сегмента выше среднего (от 3,5 тыс. руб. за стандартный номер). Львиную долю в каждой из перечисленных ценовых ниш контролируют челябинские предприниматели. Всего на рынке, по данным «СТРАТУМа», представлено 16 качест­венных гостиниц. Из них к россий­ским и международным сетям относятся только две — «HELIOPARK Смолино» и Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside. Лидерами в нижнем ценовом сегменте игроки называют гостиницы «Южный Урал», «Планета», «Омская», в среднем ценовом сегменте — «Отель Виктория», «ПаркСити», «Аврора». В ценовой категории «выше среднего» лидируют гостиничный комплекс «Березка», Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside, «Парк-отель Виктория».

В 2007 г. основными потребителями гостиничных услуг в Челябинске (84%) были иногородние предприниматели, наемные менеджеры и специалисты (данные «СТРАТУМа») — постояльцы, которые посещают наш город с деловыми визитами. Туристов, которые приезжают в столицу Южного Урала отдохнуть, в общем объеме значительно меньше — 5%. Прочие 11% постояльцев — это горожане, которым по каким-либо причинам требуется номер на одну ночь, и участники проводимых в отелях конференций. «Спрос на гостиничные услуги формируют центры притяжения большого количества приезжих. В Екатеринбурге это консульства, полпред­ство, аэропорт «Кольцово», из которого можно попасть в 105 городов с одной пересадкой. В Челябинске нет ни первого, ни второго, ни третьего. Единственная цель посещения столицы Южного Урала — непосредственные контакты с челябинскими компаниями, областной и городской администрацией», — говорит директор Корпорации «СТРАТУМ» ОЛЕГ ПЕРМЯКОВ.

Спрос со стороны деловых постояльцев увеличивается слабо. Средний срок пребывания командированного сотрудника в отеле, как и в 2006-2007 гг., — 2-4 дня. По словам Олега Пермякова, гостиницы как площадка постоянного проживания гостями города практически не рассматриваются. Если срок визита дольше 1-2 дней, для расселения приезжих топ-менеджеров челябинские компании, как правило, снимают квартиры в центре города с хорошей обстановкой по цене порядка 70 тыс. руб. в месяц. Для менеджеров среднего звена и специалистов подбирают более дешевые варианты. Случаи, когда компании заселяют приглашенных специалистов в гостиничные номера на несколько месяцев, единичны. И, как отмечает представитель отеля «HELIOPARK Смолино» МАРИЯ ТАШКО, постоянные корпоративные клиенты в Челябинске уже поделены между давно работающими местными и сетевыми отелями.

Низкая динамика спроса на гостиничные услуги снижает интерес профессиональных игроков к открытию новых отелей в Челябинске. По словам Олега Пермякова, несколько крупных международных гостиничных операторов публично заявили о планах строительства в Челябинске отелей уровня 3-4 звезд, но фактически стройку или хотя бы проработку земельного участка так никто пока и не начал. «Это своеобразная лакмусовая бумажка, которая показывает уровень привлекательности рынка для инвестора», — комментирует г-н Пермяков.

Малая привлекательность гостиничного рынка вызвана его относительно низкой рентабельностью и длительными сроками окупаемости по сравнению с рынками торговой, офисной и жилой недвижимости, объясняют эксперты. Топ-менеджер одного из челябинских отелей на условиях анонимности приводит пример. В прошлом году один из застройщиков возвел 78-квартирный жилой дом на пересечении Комсомольского пр. и ул. Чайковского. За свой счет компания произвела необходимую отделку помещений, обставила квартиры минимальным набором мебели и бытовой техники. И сегодня сдает их в аренду на срок не менее года по цене от 15 до 28 тыс. руб. в месяц юридическим лицам. Расчетная окупаемость проекта — порядка восьми лет. Если бы компания продала квартиры в розницу по среднерыночной цене 40-42 тыс. руб. за кв. м, то смогла бы на вырученные деньги построить еще один дом. Таким образом, отмечает эксперт, за восемь лет компания могла бы реализовать четыре строительных цикла, зарабатывая на каждом из них не менее 50% рентабельности.

В открытие новых отелей челябинские предприниматели решаются инвестировать лишь по стечению обстоятельств. По словам Олега Пермякова, у тех, кто открывает в Челябинске гостиницы, как правило, есть пустующий земельный участок и достаточный для входа на гостиничный рынок капитал — $10 млн. «Для какого-то бизнеса это слишком мало, для какого-то — слишком много. Представляете, сколько можно киосков на $10 млн построить? А на торговый центр уже не хватит. Да и вариантов использования земельного участка не так много. Например, участок, на котором сейчас находится «ПаркСити», непригоден для строительства 60 тыс. кв. м торговых площадей или возведения жилья. Было бы нелогично строить на нем производство или логистический центр Когда владелец начинает перебирать варианты, часто приходит к выводу, что гостиница в таком случае — лучшее вложение денег», — говорит г-н Пермяков.

Отельеры ищут новые возможности заработать

Вялая динамика спроса мешает отель­ерам энергично поднимать расценки. «В Челябинске цены на номера растут следом за электричеством, бензином и инфляцией. У нас в городе самые низкие прайсы среди крупных городов Урала», — говорит директор ОАО «Гостиничное хозяйство» («Южный Урал», «Малахит», «Омская») ЕВГЕНИЙ ЧУКСИН. «Челябинская область считается инвестиционно привлекательным регионом. Количество рейсов по направлению Моск­ва—Челябинск увеличивается. Но сильно поднимать цены челябин­ские отельеры не могут из-за высокой конкуренции. За 5,9 тыс. руб. в сутки не готовы жить в отеле ни иностранные, ни московские гости. В основном в город приезжают потребители среднего ценового сегмента», — делится наблюдениями руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «Отель» («Отель Виктория», «Парк-отель Виктория») ЕЛЕНА ПУСТЫГИНА.

Для того чтобы увеличить прибыль, игроки применяют несколько основных стратегий. В отелях, которые были по­строены до середины 90-х гг., проводится реконструкция. Например, в ближайшие два года должен закончиться ремонт самой крупной челябинской гостиницы «Малахит» (408 номеров). По словам ее директора НАТАЛЬИ ПЫЖИКОВОЙ, отель планируется обновить кардинально: начиная с интерьера номеров и заканчивая фасадом. «После реконструкции мы задумаемся о сертификации. Получив определенное количество звезд, мы сможем привлекать новых гостей. Для большин­ства из них наличие звезд говорит о том, чего можно ждать от отеля», — комментирует Наталья Пыжикова.

В числе других примеров рекон­струкции — старейшая гостиница Челябинска «Южный Урал» (построена в 1937 г.). По словам Евгения Чуксина, ее капитальный ремонт начнется уже в самое ближайшее время и продлится 2-3 года. «После реконструкции «Южный Урал» сможет работать в более высоком ценовом сегменте», — планирует Евгений Чуксин.

Руководство отелей, построенных в новую экономическую эпоху, тоже регулярно занимается модернизацией своих объектов. Акцент в этом случае, как правило, ставится на усилении конкурентных преимуществ и уточнении позиционирования. Например, «Отель Виктория» готовится укрепить свои позиции в бизнес-сегменте, создав пристрой с конференц-залом. В «Парк-отеле Виктория» намечены модернизация, увеличение номерного фонда и перепозиционирование на VIP-постояльцев. «Создание профессионально оборудованного конференц-зала позволит нам соответствовать понятию «бизнес-отель» на все 100%. У нас появится новый сегмент клиентов — организаторы и участники конференций. Это, возможно, позволит нам обоснованно поднять цены», — радуется г-жа Пустыгина.

Для того чтобы усилить одно из основных конкурентных преимуществ гостиницы «HELIOPARK Смолино» (расположение на берегу озера), в 2005-2006 гг. здесь были созданы элементы загородного отеля. В гостиничном комплексе появились сауна-центр, русская баня, оборудованный пляж, водные развлечения, летний ресторан, каток и ледяной городок (зимой). В октябре 2007 г. в отеле открылся новый конгресс-центр «Х.О.». С июля гостям начнут предлагать бесплатное пользование Интернетом по технологии Wi-Fi. «HELIOPARK Смолино» — это в первую очередь бизнес-отель. Добавляя услуги загородного отдыха, мы получаем возможность работать сразу в двух сегментах рынка — компенсировать традиционный для выходных дней отток бизнес-постояльцев», — говорит Мария Ташко.

Руководители гостиниц ценовой категории «выше среднего» приоритетным направлением считают развитие сервиса и дополнительных услуг. Например, в Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside по­строили собственную систему обучения персонала по международным стандартам. Уже сегодня гостиница оказывает для горожан услуги велнесс-клуба, проведения свадеб и банкетов, ресторана и бара, работает в сегменте конференц-обслуживания. В ближайших планах — появление агентства по продаже авиа- и железнодорожных билетов, туристических поездок по Челябинской области и зарубежью. «Для горожан гостиница станет неким центром сервиса, в котором можно провести мероприятие от и до: здесь организуют банкет, встретят и разместят гостей, предложат программы отдыха и расслабления после дороги, утром мобилизуют к фирменному завтраку, сделают прическу в салоне, позаботятся об автомобиле на охраняемой стоянке. Для Челябинска такой подход в новинку», — комментирует руководитель отдела продаж и маркетинга отеля Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside ЮЛИЯ УРГИНА.

По прогнозам экспертов, «подтянуть» челябинский рынок до международных стандартов сможет только открытие ряда отелей всемирных гостиничных сетей. Юлия Ургина ожидает их появление в течение 2-3 лет. Другие эксперты делают более осторожные прогнозы. По их мнению, в ближайшие 3-5 лет количест­во игроков на рынке и уровень спроса останутся прежними. Изменения смогут произойти, если только мэрия Челябинска примет муниципальную программу развития гостиничного хозяйства, подобную тем, которые сегодня существуют в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В этих крупных городах в рамках исполнения такой программы муниципалитет вводит для компаний-строителей отелей налоговые льготы, помогает в получении землеотводов и кредитов.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.