Обзор: Фитнес-центры - 28.01.2008

Дмитрий Закарлюкин совладелец клуба капоэйра «Джога Ру» Надежда Мартыновская директор танцевального клуба Chocolad Лариса Ларионова заместитель генерального директора по административным вопросам т

Спрос на услуги фитнес-центров растет, однако игроки вынуждены отдавать всю прибыль за аренду помещений. Повышая рентабельность, участники рынка предлагают посетителям дополнительные услуги и персональные тренировки. В перспективе рынок будет расти за счет появления небольших клубов в спальных районах города, в которых спрос на фитнес высок, а арендная плата не так значительна, как в центре.эксперты

Дмитрий Закарлюкин
совладелец клуба капоэйра «Джога Ру»
Надежда Мартыновская
директор танцевального клуба Chocolad
Лариса Ларионова
заместитель генерального директора по административным вопросам танцевальной студии Habibi club
Евгения Лоренц
директор фитнес-клуба Im style
Наталья Руденских
фитнес-директор спортивно-оздоровительного комплекса «Планета Ариант»
Владимир Чадков
директор спортивно-оздоровительного центра Fit-zone
Вадим Эрлих
директор учебно-спортивного комплекса ЮУрГУ 

Почему рынок фитнеса растет, а клубы закрываются?
Как привлечь в фитнес-клуб посетителей с окраин?
Зачем танцевальным клубам солярий?

Рынок фитнес-центров в Челябинске находится на начальной стадии формирования: челябинцы ходят в клубы, руководствуясь минутным настроением. НАДЕЖДА МАРТЫНОВСКАЯ, директор фитнес-клуба Chocolad, рассказывает: «2 января я звонила в клуб, спрашивала, сколько у нас гостей. Мне ответили: всего пять человек, среди них ни одного челябинца. Пришли только иностранцы, потому что для них это образ жизни». Эксперты сокрушаются, что деньги в Челябинске есть, но тратить их на собственное здоровье жители пока не торопятся. По данным НПЦ «Энергия» (центр проводил исследование челябинского рынка фитнес-услуг осенью 2007 г.), услугами фитнес-центров пользуется 2-2,5% от общего числа населения города. При этом потенциал рынка огромен: согласно опросам, каждый третий челябинец занимается спортом или делает упражнения не менее одного раза в месяц.

Всю прибыль фитнес-центры тратят на аренду

Годовой объем челябинского рынка фитнес-услуг, по данным НПЦ «Энергия», составляет 180 млн руб. Жесткой конкуренции между участниками не наблюдается по причине роста рынка на 24% в год. Такие темпы обеспечивает поток клиентов-новичков, впервые пришедших в фитнес-клуб. Эксперты отмечают, что много клубов работает практически со стопроцентной загрузкой – залы с трудом вмещают всех желающих.

Несмотря на стабильно растущий спрос, в прошлом году закрылись три достаточно крупных челябинских фитнес-центра: «Rеформа», Magic Sun и WorldGym. Эксперты сходятся в том, что причины закрытия во всех случаях носят чисто экономический характер. Постоянная нехватка помещений приводит к перегреву арендных ставок, что серьезно снижает рентабельность не только мелких, но даже средних игроков. НАТАЛЬЯ РУДЕНСКИХ, фитнес-директор фитнес-центра «Планета Ариант»: «Закрытие клубов показало, что удержаться на плаву сложно даже при хороших оборотах и наличии постоянных клиентов. Арендная плата съедает большую часть прибыли, поэтому более живуч тот проект, помещение которого находится в собственности». Дефицит качественной недвижимости привел к тому, что окупаемость фитнес-центра сейчас на 2-3 года больше, чем пять лет назад. ВАДИМ ЭРЛИХ, директор учебно-спортивного комплекса ЮУрГУ, рассказывает: «Мне было предложено произвести расчет инвестиций и окупаемости комплекса площадью 5-7 тыс. кв. м, включающего в себя 25-метровый бассейн. Вложения составили более миллиона долларов, срок окупаемости – около 10 лет. Част­ные строительные компании пока не готовы на такие долгосрочные проекты». По этой же причине, кстати, владельцы челябинских фитнес-клубов не решаются создавать сети, предпочитая вместо этого расширять комплекс услуг на имеющихся площадях.

Сейчас в Челябинске функционирует около 50 фитнес-центров, из них на слуху примерно десять. Подавляющее большинство работает в среднем ценовом сегменте, в котором цена одной тренировки варьируется от 200 до 250 руб. Как правило, помимо занятий, в эту сумму входит пользование раздевалками и душем, иногда – посещение сауны. Именно в среднем сегменте наблюдается наибольший прирост клиентов – около 30% ежегодно, что приводит к усилению конкуренции. Помимо фитнес-центров, на ту же аудиторию рассчитывают спортивно-оздоровительные центры, основное отличие которых – более широкий набор услуг: помимо фитнеса, они предлагают занятия отдельными видами спорта.

В нижнем ценовом сегменте функционируют тренажерные залы при ДЮСШ, спортивных залах общеобразовательных школ. Таких в городе более 40. Неделя тренировок в таком клубе обойдется посетителю в среднем в 200 руб., но рассчитывать на дополнительные услуги не приходится.

Премиум-сегмент с уходом фитнес-центра WorldGym представлен исключительно оздоровительным комплексом «Березка». Редкие игроки решаются на работу в сегменте выше среднего: опыт работы показал, что демократичная цена для челябинцев пока важнее эксклюзивной услуги. Так, например, в школе капоэйра «Джога Ру», открывшейся полгода назад, стоимость месячного абонемента сначала была больше 3 тыс. руб. Сейчас занятия стоят около 2 тыс., что примерно соответствует верхней границе среднеценового сегмента.

Доходная часть фитнес-центра до недавнего времени состояла почти исключительно из оплаты тренировок. Сейчас все больший вес в доходах операторов начинают приобретать дополнительные услуги. ЕВГЕНИЯ ЛОРЕНЦ, директор фитнес-клуба Im style, рассказывает, что с осени в их клубе работает фитнес-бар, который пользуется огромной популярностью: «Мы вложили немалые деньги в создание фитнес-бара, но уже вернули их. Сейчас я могу сказать, что это очень неплохая статья доходов: рентабельность бара – порядка 30-40%».

Однако основную долю прибыли игрокам приносят именно спортивные занятия. ЛАРИСА ЛАРИОНОВА, заместитель генерального директора по административным вопросам танцевальной студии Habibi club: «Дополнительные услуги мы вводим каждый год. В прошлом году добавили солярий, в этом году появился кабинет ногтевого сервиса. Новые услуги направлены не столько на получение прибыли, сколько на создание комплекса, чтобы женщина чувствовала себя в нашем клубе максимально комфортно».

Львиная доля расходной части фитнес-клуба приходится на оплату аренды помещения. Надежда Мартыновская: «Единовременные затраты – это покупка оборудования, снаряжения. Обновлять оборудование, если оно качественное, потом приходится не так часто. А коммунальные платежи, которые постоянно увеличиваются, и заработная плата тренерам – это огромные статьи расходов». По результатам опроса, проведенного НПЦ «Энергия» среди посетителей фитнес-клубов, наи­более важный критерий качества для гостей – это профессионализм тренера, а уж потом внимание персонала клуба, удобство помещения и комплексность услуг. Значимость этого пункта расходов подчеркивает ДМИТРИЙ ЗАКАРЛЮКИН, совладелец клуба капоэйра «Джога Ру»: «Хорошая заработная плата – очень важный пункт, потому что оба тренера, с которыми мы заключили контракт, из Бразилии. Да, это затратно, но в то же время профессионалы высочайшего класса – наш основной козырь».

Как правило, молодые клубы не могут позволить себе держать тренера в штате, поскольку такому специалисту сложно обеспечить полную занятость. Ветераны челябинского фитнеса, напротив, стремятся с большинством тренеров работать на постоянной основе. ВЛАДИМИР ЧАДКОВ, директор фитнес-центра Fit-zone, подчеркивает, что стабильность инструкторского состава – это залог успешности клуба. Если в фитнес-клубе работает хороший инструктор, то даже такой принципиальный фактор, как месторасположение, становится для посетителей менее значимым.

Традиционно все фитнес-центры ориентируются на жителей близлежащих домов, в том числе и по ценам. Специфика челябинского рынка фитнеса в том, что от 10 до 30% клиентов клубов приезжают из разных, порой даже отдаленных районов города. Лариса Ларионова: «По статистике американских социологов, люди ходят в фитнес-центр, если он находится в шести минутах ходьбы от работы либо от дома. Однако примерно 10% клиентов приезжают к нам из отдаленных районов. Был случай, когда ради занятий с сильным тренером раз в неделю к нам гости добирались из деревни на электричке».

Растет спрос на персональные тренировки

Одна из особенностей рынка фитнеса – сезонность. Страшнее летнего простоя для руководителей клубов только утренние часы. Основное средство сохранить заполненность клуба – гибкая система скидок. Так, например, Владимир Чадков снизил цены на утренние занятия для пенсионеров и на тренировки до четырех часов дня для студентов: «Пусть люди заплатят меньше, но придут. В других клубах в это время пусто, а у нас занимается группа в полном составе, всем очень нравится».

Сравнительно недавно на челябинском рынке фитнеса возник новый тренд: растет спрос на персональные занятия. Как правило, индивидуальные тренировки назначаются на свободные от групповых занятий часы, по договоренности между инструктором и клиентом. Евгения Лоренц вспоминает, что еще два года назад в их клубе всего два тренера оказывали услуги персональной тренировки. Теперь же из 30 человек нет ни одного инструктора, который бы не вел индивидуальные занятия. Взрыв популярности эксперты объясняют возросшим уровнем жизни горожан.

Оплата персонального занятия пока у разных клубов разнится. В некоторых заведениях цену на свои услуги назначает сам тренер, в других применяются фиксированные тарифы. Там, где в качестве системы оплаты используется клубная карта, услуги персонального тренера в нее не входят и оплачиваются дополнительно. В итоге независимо от избранной в клубе оплаты стоимость одной индивидуальной тренировки обойдется гостю в 500-700 руб. Надежда Мартыновская: «Услуги персонального тренера в 2-3 раза дороже занятий в группе, но люди готовы платить, потому что они понимают: такая форма гораздо эффективнее».

Наряду с персональными занятиями развивается сегмент корпоративных тренировок. Вадим Эрлих рассказывает, что корпоративное плавание в вечерние часы стало настолько популярным в последнее время, что для одиночных пловцов практически не остается свободных дорожек. Дмитрий Закарлюкин отмечает, что популярность корпоративных программ выросла, когда в их школе занятия спортом стали предлагать как своеобразный тренинг командообразования для сотрудников: «Капоэйра – это парная борьба, поэтому мы не можем двигаться в русле популярных сейчас персональных тренировок. Мы движемся в сторону корпоратива – провели занятия в качестве тренинга командообразования с работниками банка. Капоэйра заставляет их взаимодействовать».

В остальном рынок фитнеса развивается стихийно. Отсутствует и ощутимая административная поддержка. Евгения Лоренц: «Растем мы, растут наши конкуренты, но каждый клуб развивается в отдельно взятом направлении. Никаких шагов к тому, чтобы сформировать положительный образ фитнеса, никто не делает».

Федеральных игроков в ближайшем будущем никто не ждет

Прогноз развития рынка на этот год обнадеживающий: спрос на услуги фитнес-инструкторов увеличится. По ожиданиям экспертов, появится еще несколько небольших по площади местных клубов, что заставит действующих игроков опре­делиться с выбором своей ниши. Наталья Руденских: «При тех темпах развития, которые есть сейчас, имеющиеся клубы смогут удержаться, только если у них будет какая-то особенность, это закономерный процесс». Наряду с этим, продолжится расширение комплекса услуг и обновление оборудования.

В среднесрочной перспективе (2-3 года) ожидается появление на местном рынке фитнес-сетей федерального масштаба. Наиболее вероятный для них путь – заключение франчайзингового договора с сильными местными игроками. Однако большинству местных владельцев фитнес-клубов подобный договор не по карману. Евгения Лоренц: «Возьмем, например, World class. Строить и открывать здесь клуб своими силами они не будут, поэтому предлагают франчайзинг. В апреле взнос составлял 450-500 тыс. руб. в месяц. Для челябинских игроков это очень дорого».

Отчасти приход москвичей сдерживает неподготовленность местного рынка, считает Владимир Чадков: «У нас пока другой менталитет. Те, кто действительно хотят заниматься, считают деньги. А москвичи создают проекты для элиты, которой этот абонемент нужен скорее для того, чтобы потом говорить о нем, а не заниматься».

В любом случае и местные, и федеральные игроки будут открывать новые клубы в спальных районах, например, на Северо-Западе, говорят эксперты. Аренд­ная плата там ниже, чем в центре города, а поток клиентов огромный. Вадим Эрлих: «В центре города я давно уже не вижу места для грандиозного спортивного клуба. Если и будут сейчас строить новые фитнес-центры, то скорее на Северо-Западе. Это спальный район, в котором пока нет подобных проектов, и большой спортивный клуб там просто необходим». «Уровень жизни растет, у людей есть деньги. Сейчас они их тратят на покупку машин, квартир, обу­стройство жилья, но потом начнут тратить их на здоровье», – подытожила Надежда Мартыновская.

детали
Почти треть посетителей фитнес-клубов – топ-менеджеры
Социальный статус посетителей фитнес-центров, %
Служащие, ИТР [34]
Бизнесмены, руководители [31]
Студенты [26]
Домохозяйки [9]
Источник: НПЦ «Энергия».

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.