Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
73,74
83,24

Обзор: Бизнес-образование

почему рынок бизнес-образования начал падать еще до кризиса какие программы спасут бизнес-школы от разорения как компании зарабатывают на уволенных из-за кризиса Финансовый кризис, разразившийся ны

На челябинском рынке бизнес-образования наблюдается ощутимый спад: причиной тому не только общая экономическая обстановка, но и дефицит квалифицированных преподавателей. В ближайшее время игроки ожидают ухода с рынка ряда мелких компаний, специализирующихся на краткосрочных программах. Скорее всего, их бизнес будет выкуплен более крупными компаниями, что сделает рынок более цивилизованным.эксперты
Татьяна Вальчук
директор «Уральской школы бизнеса»
Лариса Голубцова
тренер-консультант компании «АПРАЙТ», руководитель модульной программы «Проект роста»
Жанна Листик
директор компании «Листик и партнеры»
Ирина Просвирина
научный руководитель программы МВА ЮУрГУ, управляющий партнер консалтинговой группы «МИГ Инвест»
Ксения Тысевич
директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»

почему
рынок бизнес-образования начал падать еще до кризиса
какие
программы спасут бизнес-школы от разорения
как
компании зарабатывают на уволенных из-за кризиса

Финансовый кризис, разразившийся нынешней осенью, не обошел стороной рынок бизнес-образования. «Кризис сильно влияет на бизнес наших клиентов, — говорит ЖАННА ЛИСТИК, директор компании «Листик и партнеры», — и они минимизируют расходы, отказываясь от всего, без чего, на их взгляд, можно прожить. К сожалению, затраты на обучение персонала и повышение его квалификации в большинстве компаний не относятся к числу первостепенно важных». «На обучение и развитие персонала челябинские компании и раньше тратили немного — не более 3% от общей выручки организации, а теперь эта сумма будет еще меньше», — сокрушается КСЕНИЯ ТЫСЕВИЧ, директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит».

Игроки отмечают спад во всех сегментах рынка, однако оценивать масштаб влияния кризиса пока не берутся. Его пик еще впереди: по некоторым мнениям, он придется на февраль-апрель 2009 г. «У большинства компаний утверждены планы до конца года, и они пока работают по инерции, придерживаясь старых программ и расписания мероприятий. Но в следующем году рынок, несомненно, будет серьезно перестраиваться», — считает Жанна Листик. Эксперты прогнозируют изменение состава игроков: многие небольшие центры бизнес-обучения закроются, будучи не в силах приспособиться к новым условиям работы.

Спрос на образовательные программы падает

В спаде на местном рынке виновата не только макроэкономическая ситуация. Первые тревожные сигналы появились еще до кризиса: во многих компаниях в текущем году отмечалось снижение спроса на различные виды продуктов. По данным рейтинга «Эксперт — Урал», 2007 г. стал переломным для бизнес-образования Урала и Западной Сибири. Объем регионального рынка составил 1,5 млрд руб., что впервые превысило показатель Москвы — 1,1 млрд руб., но вместе с тем темпы прироста существенно упали. В денежном выражении по итогам 2007 г. рост был на уровне 25%, тогда как в 2006 г. — 40%. По мнению аналитиков, основной причиной спада стал дефицит на рынке качественного продукта и квалифицированных преподавателей.

Особенно снижение коснулось долгосрочных программ и среднесрочных корпоративных курсов в силу их высокой стоимости и больших временных затрат. Первый сегмент показал падение на 50%, второй не прибавил почти ничего. Отсутствие законодательно закрепленных стандартов качества бизнес-образования способствовало появлению на рынке подделок под раскрученные продукты, что негативно влияло на отрасль в целом. Многие потенциальные клиенты сделали выбор в пользу вузовского образования как альтернативы долгосрочным бизнес-программам, а среднесрочные курсы заменили разовыми семинарами и тренингами. Однако, по мнению игроков, бизнес-школам в перспективе все же придется задуматься о разработке сегмента среднесрочного образования, так как рынок краткосрочных программ близится к насыщению.

В 2008 г. эксперты ожидали выправления ситуации и смещения центра тяжести из сегмента краткосрочных программ в сторону более длительного обучения, но этого не произошло. ЛАРИСА ГОЛУБЦОВА, тренер-консультант компании «АПРАЙТ», руководитель модульной программы «Проект роста», отмечает: «Клиенты сегодня либо сокращают бюджеты на обучение, либо замораживают их минимум на полгода. Снижение объема заказов сказывается на всех программах, но в особенности на долго- и среднесрочных — как сборных, так и корпоративных. В настоящий момент они менее востребованы». Своими наблюдениями делится ИРИНА ПРОСВИРИНА, научный руководитель программы МВА ЮУрГУ, управляющий партнер консалтинговой группы «МИГ Инвест»: «Многие из московских и екатеринбургских бизнес-школ, предлагающих долгосрочные программы на местном рынке, этой осенью не смогли набрать слушателей. Фактически группу МВА удалось собрать только нам».

Лидером сегмента долгосрочного бизнес-образования в Челябинске остается международный факультет Южно-Уральского госуниверситета. «У этого игрока очень большой запас прочности, которого хватит еще не на один год даже в условиях самого жесткого кризиса — студенты вуза обеспечивают стабильный денежный поток», — говорит Ксения Тысевич. Сами представители международного факультета ЮУрГУ объясняют свои стабильные позиции сотрудничеством с иностранными коллегами. «Наш партнер — Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, и взаимодействие с ней гарантирует поддержание качества образования на европейском уровне», — говорит Ирина Просвирина.

Следуя тенденциям рынка, международный факультет ЮУрГУ активно развивает и среднесрочные продукты. Помимо него, в этом сегменте позиционируют себя лишь несколько организаций: «Уральская школа бизнеса», «Внеш­ЭкономАудит», «Южно-Уральская коллегия консультантов», ЧОО Общество «Знание» России. Новых игроков за последнее время здесь не появилось, и, по мнению экспертов, вряд ли этого можно ожидать в ближайшем будущем — скорее, кто-то покинет сегмент. Так, по некоторым сведениям, ослабила свое присутствие на рынке бизнес-образования компания «АПРАЙТ», однако ее руководство официально заявляет, что лишь отказалось от формата открытых семинаров.

Бизнес-школы перестраивают краткосрочные программы под нужды клиентов

Основной объем рынка обеспечивает сегмент краткосрочного бизнес-образования. В отличие от других секторов он развивается довольно стабильными темпами. В 2007 г. его рост составил 13% по открытым программам и 6% — по корпоративным. Сам сегмент занял 86% в общем объеме по количеству слушателей.

Сегодня в Челябинске краткосрочные программы предлагают порядка 50 компаний. Большинство из них — мелкие фирмы, специализирующиеся на 1-2 продуктах. Их появлению способствовал низкий порог вхождения на рынок — около 200 тыс. руб. (затраты на аренду офиса, покупку техники и содержание небольшого штата сотрудников). Однако в современных условиях большин­ство из них обречено на закрытие, считают эксперты. «Не исключено, что компании с рынка бизнес-образования, которые накопили запасы ликвидности, впоследствии купят конкурентов и тем самым усилят свои позиции. Этот процесс может начаться в течение полугода, — прогнозирует г-жа Тысевич. — И в условиях кризиса стабильнее себя чувствуют компании с диверсифицированным портфелем услуг. Например, хотя мы и заявляем о специализации в области финансов, бухучета и налогообложения, это достаточно широкое направление. По нему у нас есть сбалансированный пакет услуг, в том числе и бизнес-обучение».

Таким образом, «на коне» оказываются компании, для которых обучение персонала является лишь одним из направлений деятельности, преимущественно консалтинговые и аудиторские фирмы. По словам части экспертов, для большинства других организаций работать в этой отрасли станет невыгодно. «Стоимость образовательных услуг в будущем уменьшится. И предлагать их будут лишь те игроки, которые могут себе позволить не зарабатывать на обучающих мероприятиях. Образовательные программы будут способствовать поддержанию лояльности клиентов. Так, наша компания продолжает проводить обучающие бизнес-семинары для финансистов, юристов и работников банков, хотя мы отмечаем снижение к ним интереса со стороны постоянных клиентов», — говорит Жанна Листик.

Вместе с тем краткосрочные программы — это инструмент, который можно грамотно использовать в условиях кризиса, считают игроки. «Клиенты сегодня нуждаются в продуктах, связанных с повышением эффективности работы предприятия, производительности труда, оптимизацией расходов. Если обучающий центр гибко среагирует на такое изменение спроса, у него есть все шансы пережить кризис и выйти из него с новым опытом», — отмечает Лариса Голубцова. Особое значение приобретает именно время, затраченное на обучение. «Сотрудники компаний и руководители, приходящие к нам, требуют не только знаний, но и навыков для своей повседневной деятельности. Посетив тренинг, они начинают уже завтра, «с колес», использовать технологии, которым обучились», — говорит ТАТЬЯНА ВАЛЬЧУК, директор «Уральской школы бизнеса».

По мнению экспертов, особенно актуальны на рынке программы для топ-менеджеров, маркетологов и специалистов по финансам. Последние, кстати, для образовательных структур являются гарантированным источником заработка, так как независимо от положения дел ежегодно обязаны повышать свою квалификацию. Также большим спросом начинают пользоваться программы профессиональной переподготовки для специалистов, оставшихся без работы. «Мы чувствуем, что на рынке увеличился поток резюме, и делаем ставку на обучение этих людей: ищем свободные ниши, востребованные в настоящий момент профессии и предприятия, которые не сокращают, а напротив, расширяют персонал», — говорит Татьяна Вальчук. На актуальность выбранного направления, по словам г-жи Вальчук, указывает и то, что клиенты-физлица все чаще самостоятельно инвестируют в свое образование, «берут на себя ответственность за свой карьерный рост». Соотношение оплаты обучения между физлицами и собственниками компаний сегодня составляет примерно 50 на 50%.

Перепозиционирование и разработка новых продуктов позволят центрам бизнес-образования выдержать непростые условия игры на рынке. По словам экспертов, этот сегмент обладает внушительным потенциалом: открывать собственные корпоративные обучающие подразделения для большинства компаний слишком дорого, и потому это направление так или иначе будут отдавать на аутсорсинг. «В скором времени у клиентов пройдет первый шок, они привыкнут жить и работать в условиях кризиса. И для этого им понадобиться постоянное обучение и повышение квалификации. Я думаю, в будущем процесс образования станет непрерывным у всех категорий сотрудников — от топ-менеджеров до рядового персонала», — прогнозирует Ирина Просвирина.

Самое читаемое
  • Стало известно, за что челябинскую компанию «АСКО-Страхование» лишили лицензииСтало известно, за что челябинскую компанию «АСКО-Страхование» лишили лицензии
  • В Челябинске между ЮУрГУ и агроуниверситетом откроется питейный «Факультет»В Челябинске между ЮУрГУ и агроуниверситетом откроется питейный «Факультет»
  • Взлет «Икара» к White Group: белая архитектура как бренд и стиль жизниВзлет «Икара» к White Group: белая архитектура как бренд и стиль жизни
  • ЦБ отозвал лицензию у крупнейшей страховой компании Челябинской областиЦБ отозвал лицензию у крупнейшей страховой компании Челябинской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.