«Обувщиков не убил контрафакт — добьет маркировка»

Предприятиям легкой промышленности приходится выживать в жесточайшей конкурентной войне с фальсификатом, а в следующем году отрасль ждет новое испытание – введение обязательной маркировки продукции.

Предприятиям легкой промышленности приходится выживать в жесточайшей конкурентной войне с фальсификатом, а в следующем году отрасль ждет новое испытание на прочность – введение обязательной маркировки продукции, которое, скорее всего, окажется последним ударом для небольших игроков и ретейлеров, говорит генеральный директор обувной компании «Юничел», председатель комитета по легкой промышленности Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, вице-президент российского Союза кожевенников и обувщиков Владимир Денисенко.

Итоги:

Если говорить глобально, отрасль испытывает серьезные проблемы. Причины все те же: реальные доходы населения не растут шестой год подряд. Наша компания пережила три кризиса, но такой длительной стагнации я не припомню. Второе — это контрабанда, которая делает невыгодным производство обуви в России. Неоднократно поднимаем эту тему на самых разных уровнях, в том числе на уровне правительства и президента. Глава государства обозначает официальную цифру контрабанды в стране на уровне 34%. И это данные только официальной статистики — реальная цифра, как обычно это бывает, гораздо больше. Силовым ведомствам, таможне, Роспотребнадзору были даны указания принять меры по пресечению контрабанды, да только воз и ныне там. Проверки, действительно, были, но первыми, к кому пришли, были честные производители и ретейлеры.

Поэтому пока не строим взрывных планов по развитию, открываем в среднем по 30-40 магазинов в год. Планируем значительно усилить позиции в торгово-развлекательных центрах и комплексах. Традиционно бренд развивался в формате стрит-ритейла, реализуя на всех уровнях идею доступности народной марки: а это и цена, и место расположения. Мы долго не шли в ТЦ, за счет чего могли себе позволить сдерживать торговую надбавку и снижать себестоимость, чтобы обувь соответствовала выбранной стратегии «качественная и доступная». Но за последние несколько лет кардинально поменялась модель потребления — именно ТРК стали генераторами трафика. Помимо этого, начали появляться торговые комплексы районного значения, расположенные в местах с более приемлемыми арендными ставками, позволяющими сдерживать уровень цен.

В целом, можно сказать, что стагнации в торговле нет, хотя нет и резких рывков вперед, как несколько лет назад, когда прирост мог составить 15-20%.

Стремительно развивается интернет-торговля. Ассортимент, который продается через онлайн-каналы и в магазинах, традиционно разнится в силу возрастных отличий аудитории и покупательских предпочтений. К примеру, красные лаковые туфли и ботфорты в интернете разлетаются как горячие пирожки, в то время как в шоурумах выставлены скорее как приманка, как акцент коллекции: заходят на красные, а покупают черные. Интернет-аудитория более смелая, модная, больше подвержена влиянию быстрых трендов.

За счет увеличения объема зимнего ассортимента в 2019 г. в денежном выражении фабрика сработала с небольшим ростом. Немного сократились объемы производства литьевой обуви — кроссовок, текстильных моделей, потому что этой продукции очень сильно мешает контрабанда. Конкуренция с серым импортом в этой нише бессмысленна. Но основной объем производства удается сохранять — отчасти за счет новейших технологий и модернизации. В этом году мы начали революционный процесс по переходу на 3D-моделирование: уже приобрели и установили оборудование для создания 3D-колодок, а в дальнейшем перейдем к объемному цифровому моделированию обуви.

Прогнозы:

В следующем году обувное производство ждет серьезное испытание: весной стартует обязательная маркировка обуви. С точки зрения контроля над отраслью это нововведение ничего не изменит, и в борьбе с контрабандой маркировка уж точно никак не поможет. Мелким, но честным игрокам рынка придется еще тяжелее, а контрабандистам как было хорошо, так и будет. Есть другой вопрос, который повлияет на рынок гораздо больше, чем сама маркировка, — это решение о том, что для продавцов маркированных товаров изменится система налогообложения. И вот этого новшества не выдержит львиная доля малых предприятий, которые попросту разорятся. Начнется коллапс, обувные остатки будут продавать за три копейки, лишь бы избавиться. Для крупных игроков рынка, у которых есть собственные сети магазинов, это все, может, и хорошо, а для некоторых производителей, которые реализуют продукцию в мелких отделах и секциях магазинов, это станет настоящей проблемой. Трудно сказать, какие обходные пути бизнесмены найдут, но рынок ждет потрясение.

Хорошо, если бы в стране росли зарплаты, открывались новые производства, люди зарабатывали деньги, у них было бы хорошее настроение и желание делать покупки, а пока россияне считают каждую копейку и вынуждены жить от зарплаты до зарплаты с большой экономией: тут трудно расти любому товарному рынку и легкой промышленности в целом.

К сожалению, ничего пока не меняется в лучшую сторону, и предпосылок к улучшению ситуации на ближайший год не вижу. В этом году отрасль по производству натуральной кожи сработала со спадом в 6%, а обуви выпущено меньше на 5%, и эта тенденция сохранится и в следующем году. Только когда силовики и Роспотребнадзор пресекут контрабандные поставки, начнется рост производства обуви в России.

 

Подготовила Ульяна Бисерова

Источник фото: Обувная фабрика «Юничел»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.