Новый бизнес: открыть или бояться?

Заседание круглого стола началось с цитирования китайского политического лидера Мао Цзэдуна, который как-то сказал: «Когда дует ветер перемен, надо строить не щит от ветра, а ветряные мельницы».

Многих отпугивает перспектива начать новое дело в кризис, другим же эта идея, наоборот, кажется весьма привлекательной. Действительно ли запуск нового бизнеса может оказаться выгоднее, нежели во времена процветания экономики, — этот вопрос обсудили участники круглого стола, организованного «ДК» совместно с компанией LAconsulting при поддержке управления экономики администрации Челябинска.

Участники
Денис Безенков генеральный директор ООО «Новая линия»
Григорий Вахитов генеральный директор УК «Миссия»
Дмитрий Медведевский генеральный директор представительства Mr. Cap в Челябинске
Андрей Ненахов директор компании «Редсолюшн»
Олег Пермяков директор «Корпорации «СТРАТУМ»
Александр Руденко начальник управления экономики администрации Челябинска
Юрий Симанков управляющий партнер компании LAconsulting
Дмитрий Солопов генеральный директор компании «ТСК»

Заседание круглого стола началось с цитирования китайского политического лидера Мао Цзэдуна, который как-то сказал: «Когда дует ветер перемен, надо строить не щит от ветра, а ветряные мельницы». Это высказывание тут же дало собравшимся пищу для размышлений: на самом деле пора возводить «ветряные мельницы»? «На мой взгляд, для начинающего бизнеса очень подходящее время,— первым отозвался начальник управления экономики администрации Челябинска АЛЕКСАНДР РУДЕНКО.— Сейчас и в городе, и в области действуют программы господдержки развития малого бизнеса, по которым можно безвозмездно получить существенные средства». О другом плюсе вспомнил генеральный директор компании «ТСК» ДМИТРИЙ СОЛОПОВ, заметив, что в настоящее время, когда кризис многих подкосил, появилась уникальная возможность укомплектовать штат профессиональными сотрудниками. «Мы, например, так и сделали!»— подчеркнул он.
Управляющий партнер компании LAconsulting ЮРИЙ СИМАНКОВ, подхватив тему, привел в пример свою компанию: «Мы открыли офис 1 сентября 2008 г. и буквально через несколько дней узнали, что происходит обвал на финансовых рынках. Мы изменили первоначальный вектор, и наш старт, несмотря ни на что, оказался успешным. За это время мы расширились, открыли юридический и аудиторский блоки. Самое главное— не бояться». «Действительно, ветер перемен подул не сейчас, а когда начался кризис»,— подметил в свою очередь директор представительства Mr. Cap в Челябинске ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВСКИЙ. По его словам, именно тогда появилась возможность задуматься, что делать, начать искать новые возможности— теперь настало самое время реализовывать идеи.

Идеи можно черпать отовсюду
Каждое новое начинание— это риск. Так чего же стоит опасаться в первую очередь? «Думаю, что озвучу мнение большинства: наверняка, прежде всего, пугает неопределенность»,— откликнулся Дмитрий Солопов. А вот генеральный директор ООО «Новая линия» ДЕНИС БЕЗЕНКОВ предупредил, что скорее нужно бояться отсутствия страха: если мы не видим, где есть белые пятна и камни преткновения, 100% на них наткнемся. Риски, по его мнению, должны быть осознанны. Однако Дмитрий Солопов парировал: «Согласен, но это справедливо, если речь идет не о начинающих предпринимателях, а о бизнесменах с опытом».
Впрочем, помимо рисков, которые связаны с началом бизнеса, есть еще риски не начать, ведь неполученная прибыль— тоже потеря. Можно ли их просчитать?— поинтересовались в зале. Денис Безенков подметил, что методики, которая помогла бы оцифровать такие риски, не существует. Но есть рецепт— каждый раз грамотно оценивать ситуацию: «В 2008 г. мы запустили новый бизнес— пищевое производство. И было осознанное понимание, что если не начнем сейчас, потом будет гораздо сложнее, ведь этот переходный кризисный период многие компании используют, чтобы усилить свои позиции»,— поделился эксперт. Иногда, как выяснилось, случаются и вынужденные старт-апы. Например, АНДРЕЙ НЕНАХОВ, директор компании «Редсолюшн» (занимается ИТ), рассказал такую историю: «В кризис со мной не расплатились клиенты, пробили дыру в два месячных бюджета. Мне в тот момент пришла в голову идея, в которую я сейчас инвестирую средства со всех своих направлений».
Тогда присутствующие задались вопросом: а где взять идею, чтобы начать новый бизнес? «Если вы сидите и просто ждете, идея никогда не появится сама по себе,— резонно заметил Андрей Ненахов.— Как только вы включаетесь в процесс, что-то реализовываете, идеи начинают возникать из воздуха— только успевай записывать!» Денис Безенков в свою очередь посоветовал внимательнее приглядываться к окружающему пространству: «На самом деле идеи находятся вокруг нас. Можно, к примеру, обнаружить в лифте надпись «Кнопка «2 этаж» не работает», принять решение проанализировать ситуацию с обслуживанием лифтов и выйти на рынок с соответствующими услугами». А Дмитрий Медведевский поделился своим опытом: «У нас был деревообрабатывающий бизнес, он работает и сейчас. Но хотелось открыть дополнительно что-то для души. Года два я потратил на поиски, и нашел Mr. Cap (торговая марка шведской компании OVON AB, занимается косметическим обслуживанием автомобилей.— Прим. авт.). Когда грянул кризис, автопром пострадал одним из первых. Обороты упали, начали думать, как быть. Решили расширяться внутри автомобильной тематики, открыли новые направления».
Коллег решил дополнить Юрий Симанков, который заметил, что еще одну возможность для рождения новых идей дает само изменение спроса и предложения: «Именно это и произошло во время кризиса практически на всех рынках. Чтобы появилась идея, нужно лишь заняться сбором информации и ее анализом. Иными словами, если креатив не работает, нужно идти технологическим путем!».
Если банк не дает денег— правильно делает!
«На самом деле, проблем с идеями нет!»— развернул беседу в другое русло директор «Корпорации «СТРАТУМ» ОЛЕГ ПЕРМЯКОВ. Достаточно, по его словам, посмотреть, какое огромное количество заявок ежегодно рассматривают различные фонды содействия предпринимательству. Проблема, на взгляд Олега Пермякова, в другом— важно понять, как оптимизировать доход с того, что есть. «Например, мы хотим строить жилье. Вопрос: для кого? 37% всех денег имеют 10% челябинцев. Им необходимо элитное жилье, которого в Челябинске практически нет и которое определяется, в первую очередь, элитным земельным участком. Если у вас есть элитный участок— у вас есть клиентура. И это вопрос не идеи, это элементарный анализ— у кого есть деньги?».
За интересный вопрос про деньги тут же зацепились собравшиеся: а у кого и правда сегодня они есть? Многие тут же посмотрели на присутствующего в зале генерального директора УК «Миссия» ГРИГОРИЯ ВАХИТОВА. «У китайцев есть, еще у американцев— они их печатают»— нашелся Григорий Вахитов, вызвав при этом дружный смех в зале. «А вы зря смеетесь, я говорю серьезно,— продолжил эксперт.— Реально деньги есть у государства. Во всяком случае, они совсем недавно там были. Те же строители сначала воротили нос от цен Минобороны, потом побежали все: «купите у нас!» Или посмотрите на рынок ценных бумаг. Я с этой идеей носился года так с 2005 г. Но у бизнеса было заблуждение: недвижимость растет всегда, не имеет смысла серьезно вкладываться во что-то еще. Я говорил: так не бывает. Мне не верили, а сейчас на рынок ценных бумаг ломятся все». И что важно для инвесторов в первую очередь?— поинтересовался зал. «Две вещи: прозрачность бизнеса и доходность. Если бизнес полностью легален, 15-20% годовых инвестора вполне устроит»,— поделился Григорий Вахитов.
«Не бывает в России абсолютно прозрачного бизнеса, и инвесторы— если они российские— это понимают. О доходности в 15% тоже могу поспорить»,— вставил свою реплику Дмитрий Солопов. А зал между тем всерьез задумался: где взять деньги на новое дело? Представитель одного из банков тут же предложил решение— взять кредит. Правда, при условии, что у заемщика есть успешный действующий бизнес. Тему продолжил Олег Пермяков: «Сейчас у банков огромное количество денег, они и рады бы их разместить, но не хотят «играть в казино». И если вам банк не дает кредит, не надо злиться на банк. Предприниматель всегда влюблен в свою идею, у него есть колоссальная убежденность, что он шапками всех закидает и взглядом беду отведет. Банк же более реалистичен. В начале 2008 г. мы привлекали кредит— 350 млн руб.— из Внешторгбанка под один из девелоперских проектов. Банк не хотел давать деньги, но инициаторы проекта были настолько заинтересованы, а мы были настолько успешны в подготовке соответствующих бумаг, что кредит дали— так лучше б его не давали! Потому что потом произошло то, что произошло».
Да, банки более объективны, зато частный капитал более дотошен, решил поделиться своим опытом привлечения денежных средств Денис Безенков: «Банк никогда не будет вникать в хитросплетения ваших бизнес-процессов, инвестор всегда это сделает в силу ментальной особенности. И, кроме того, ему всегда будет важна работоспособность этих денег, тогда как банку совершенно не важно, как ему вернут кредит— распродав бизнес или получая доход».
Зачем государству малый бизнес
Обсудив частных инвесторов и банкиров, собравшиеся вспомнили о государстве. В самом деле, программы господдержки могут помочь? «Это, конечно, вопрос философский, правильно ли делает государство, выделяя деньги на создание бизнеса, но это так»,— заметил Александр Руденко. Он поделил предпринимателей на две условные категории: тех, кто «сидит, смотрит телевизор» и ждет, когда господдержка сама к ним придет, и тех, кто что-то делает, чтобы ее получить. «Сейчас более предприимчивых— около 60%. Хотя года три назад чуть ли не за руку приходилось приводить»,— сравнил начальник управления экономики гор­администрации.
«Могу объяснить, почему не обращались: думали, что чиновники своим родственникам деньги выдают,— полушутя-полусерьезно заметил Андрей Ненахов.— Но за три года, так или иначе, некоторые наивные люди обратились (и я в том числе)— и деньги получили».
«Мы в свое время подготовили интересный буклет, объясняющий пошагово суть программ, и с его помощью удалось разбить некоторые стереотипы,— продолжил Александр Руденко.— А в этом году у нас впервые реализуется программа по инноватике, которая поддерживает бизнес от идеи до внедрения производства. Суммы серьезные— до 2,5 млн руб.». А насколько вы требуете прозрачности?— тут же среагировал зал. «Для нас прозрачность— это регистрация на территории Челябинской области и отсутствие долгов по налогам»,— объяснил Александр Руденко.
Подводя итоги заседания, Юрий Симанков посоветовал присутствующим помнить пословицу: одна голова хорошо, а две лучше. «Всегда есть те, кто уже ходил этой тропой, где-то есть информация о том, что вас интересует. Поэтому советуйтесь и никогда не отказывайтесь от своих идей». «Смотрите шире, не замыкайтесь на одном источнике финансирования,— предложил в свою очередь Григорий Вахитов.— Ищите! Бизнес-ангелы есть не только в Америке, но и в России. Пробуйте, а потом говорите, что не получилось».
Благодарим за помощь в проведении круглого стола: компанию LAconsulting, управление экономики администрации Челябинска, ресторан французской кухни La Rose D`OR.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.