Подписаться
Курс ЦБ на 07.12
63,71
70,75
Деловой квартал / Новости / «Неудачное» название грозит владельцу бизнеса миллионными убытками
«Неудачное» название грозит владельцу бизнеса миллионными убытками
Источник: Личный архив Сергея Гаврюшкина

«Неудачное» название грозит владельцу бизнеса миллионными убытками

Самое читаемое
  • «Освоил бюджет». Спиленные деревья у «Родины» оказались здоровыми «Освоил бюджет». Спиленные деревья у «Родины» оказались здоровыми
  • Правительство РФ одобрило инициативу запуска скоростного поезда внутри Челябинска Правительство РФ одобрило инициативу запуска скоростного поезда внутри Челябинска
  • «Это мой товарищ». Замминистра торговли РФ будет говорить с Текслером о киосках «Это мой товарищ». Замминистра торговли РФ будет говорить с Текслером о киосках
  • «Мы просим поддержать нас»: медики в Челябинской области призывают выйти на пикет «Мы просим поддержать нас»: медики в Челябинской области призывают выйти на пикет
  • «Жить у нас дешевле, чем в других субъектах»: В Челябинской области с 2020 увеличат МРОТ «Жить у нас дешевле, чем в других субъектах»: В Челябинской области с 2020 увеличат МРОТ
09:42   29.11.2019

«Бывший работник открыл компанию с похожим названием и продал клиентам прежнего работодателя аналогичную продукцию на 8, 5 млн руб. Экс-работодатель пошел в суд и вернул ущерб».

Сергей Гаврюшкин, управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры»:

 

— Выбор названия для компании — вопрос важный и серьезный. Помните: «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Но есть и несколько юридических тонкостей, которые необходимо учитывать при выборе фирменного наименования организации. Это серьезный объект интеллектуальной собственности, который закон расценивает как средство индивидуализации. Фирменное наименование фиксируется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр при регистрации юридического лица.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использовать свое фирменное наименование любым не противоречащим закону способом: указывать на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках, в сети Интернет.

Закон определяет, что юридическое лицо обязано иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке, кроме того, они могут дублироваться на иностранном языке. Название может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции.

В законе четко определяется, что нельзя использовать в фирменном наименовании. Не должно быть полных или сокращенных официальных наименований иностранных государств, а также производных от них слов. Нельзя использовать полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов регионального и местного самоуправления. Под запретом применение полных или сокращенных наименований общественных объединений и обозначений, противоречащих общественным интересам,  принципам гуманности и морали.

Включить в фирменное наименование юридического лица официальное наименования «Российская Федерация» или «Россия» или производные слова («российская», «российский») можно  только по специальному разрешению. Впрочем, есть и исключение: фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность предприятия стране или конкретному региону.

В случае, если наименование не соответствует этим требованиям, орган, осуществляющий регистрацию юридического лица, вправе предъявить иск, требуя внести изменения в наименование. Например, в сентябре Саратовский Арбитражный суд удовлетворил иск налоговой инспекции к компании «Медицинский Di Центр». Суд признал нарушение законодательства в том, что организация имела в фирменном наименовании буквы иностранного алфавита без русской транскрипции. Вынесенное решение — обязать медицинский центр изменить наименование.

Однако порой приходится доказывать суду и то, что налоговая увидела нарушение там, где его нет. Налоговая предъявила претензии к компаниям «СКИКРОСС» и «МИСМА-РОС». Мы убедили суд, что  использованная в фирменном наименовании часть слова «рос» никак не связана с Россией! Поскольку ski cross в переводе с английского языка означает «лыжный бег», в случае же с «МИСМА-РОС», слово, указанное через дефис, — просто фантазийное, имеет отношение к фамилии одного из учредителей компании.

Запрещено использовать фирменное наименование, которое тождественно наименованию правообладателя или сходно с ним до степени смешения, в аналогичных видах деятельности. В январе 2014 года в Челябинской области было зарегистрировано предприятие — «Завод топливного оборудования». А в 2017 году в Санкт-Петербурге регистрируется  еще один «Завод топливного оборудования» с аналогичными видами выпускаемой продукции. Наименования предприятий абсолютно идентичны, а значит, могут ввести в заблуждение потребителя продукции. Пленум Верховного суда разъяснил: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование компании, раньше другого включенного в единый госреестр юридических лиц. И не важно, какое из предприятий раньше приступило к соответствующей деятельности.

Или еще пример. В марте 1999 года было создано предприятие «Пожгидравлика», через пять лет оно было переименовано в «УСПТК-Пожгидравлика». Основное направление деятельности — производство и реализация пожарных насосов. В 2014-м году Ливенский завод противопожарного машиностроения был переименован в «УСПТК-Пожгидравлика Центр». Предприятие также занимается реализацией пожарных насосов. Наименования схожи, деятельность — аналогична.  Нарушение закона видно, что называется, невооруженным глазом. Но нюанс в том, что организационно–правовая форма истца закрытое акционерное общество, а ответчика — общество с ограниченной ответственностью, да еще и к основному названию добавлено слово «центр».

Однако исковые требования истца были удовлетворены, поскольку, как разъяснил президиум ВАС, «для индивидуализации юридического лица основное значение имеет его наименование, различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование». Использование же ответчиком при обозначении фирменного наименования дополнительного слова не исключает сходства до степени смешения, поскольку фирменные наименования складываются из одинаковых слов, занимающих доминирующее положение.

За соблюдением установленных законом норм следят налоговая инспекция и суды.

Судебные споры возникают довольно часто. Ведь наименование — это самостоятельный объект интеллектуальной собственности, причем легко возникающий.

Еще один момент. Важно понимать, что с иском в суд можно обратиться только в случае, если ответчик осуществляет аналогичную деятельность. И запретить использовать фирменное наименование можно только в отношении аналогичных видов деятельности.                        
За нарушение прав объектов интеллектуальной собственности закон предусматривает компенсацию от 10 тыс. до 5 млн руб. Но фирменного наименования это не касается. Следовательно, можно взыскать только убытки — это непросто, но, как показывает практика, возможно.

Бывший работник одной из челябинских фирм создал компанию с похожим названием и через сайт продал клиентам прежнего работодателя аналогичную продукцию на восемь с половиной миллионов рублей. Экс-работодатель обратился в суд. Арбитражный суд Челябинской области запретил  работать под фирменным наименованием, сходным до степени смешения с наименованием компании-истца.

Дождавшись, пока решение вступит в законную силу, юристы пострадавшей стороны обратились в региональную антимонопольную службу с жалобой на недобросовестную конкуренцию. Челябинское УФАС признало акт недобросовестной конкуренции, наложив штраф в 100 тыс. руб. Следующим шагом стал иск о взыскании убытков. Арбитражный суд решил взыскать даже не прибыль компании-ответчика за несколько месяцев работы, а всю выручку, исключая НДС. А это ни много ни мало 7,3 млн руб.

Так что тщательность выбора фирменного наименования при регистрации юридического лица — это защита интеллектуальной собственности, а в этой сфере легких и простых дел не бывает.

Колонка написана специально для DK.RU

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

Мэрия Челябинска  возьмет кредит в банке, чтобы покрыть дефицит бюджета и погасить долги Мэрия Челябинска возьмет кредит в банке, чтобы покрыть дефицит бюджета и погасить долги
На Южном Урале планируют запустить производство радиоактивных веществ
«Жить у нас дешевле, чем в других субъектах»: В Челябинской области с 2020 увеличат МРОТ
«Это все превратилось в политику». Студенту ВШЭ Егору Жукову дали три года условно
Правительство РФ одобрило инициативу запуска скоростного поезда внутри Челябинска
Дозвонились миллионам: мошенники массово атакуют банковских клиентов по телефону
«Мы просим поддержать нас»: медики в Челябинской области призывают выйти на пикет

Бизнес

«Я не буду оставлять детям бизнес в наследство. Не хочу, чтобы они его возглавляли» «Я не буду оставлять детям бизнес в наследство. Не хочу, чтобы они его возглавляли»
«За любые сделки взыскивают убытки даже с экс-директоров». Юрист о перспективах 2020-го
«Речь идет о детском питании, а государство пока закрывает глаза: никто же не умер»
«Дело в разнице культур, а не в злом умысле». Как работают вместе сотрудники из 33 стран
«Пришлось придумать красивую легенду, чтобы обосновать, почему кран — Федор Михайлович»
Детский сад высоких технологий: тренд на автоматизацию бизнеса коснулся и «Колибри»
«Позорься каждый день». Бизнес-факапы известных предпринимателей

Свое дело

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр «Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр
«Оборудование для инвалидов, как написано в инструкции, «снижает риск недопонимания»
«Зря все едут в столицу»: в Челябинске заработала кофейня для фрилансеров и инстаграмщиц
«Завтра придет ФСБ, стукнет по голове и скажет — переписывай компанию. И 10 млн уплыли»
«Увидел первый миллион на счёте в 20 лет. Чувствовал себя шейхом, но потом корона слетела»
«Шальных денег больше не будет». Как из стартапа получился бизнес с оборотом 1,2 млрд
Год без зарплаты: как запустить бизнес, когда денег почти нет, а прежний проект закрылся

Качество жизни

Среди людей среднего класса становится востребованным «личный» ювелир Среди людей среднего класса становится востребованным «личный» ювелир
«Покупать российское искусство сейчас выгодно». Беседа с главой аукционного дома Sotheby's
«О взрослых никто не подумал». Как спроектирована новая набережная в Челябинске
О Тимати, ларьках и запуске «Белого рынка» в Екатеринбурге — интервью Максима Кутепова
«Бизнес только выигрывает от отсутствия интереса государства». Илья Осипов о жизни в США
«Растить девочек для того, чтоб выдать замуж? И сегодня это разумно. Но подходит не всем»
«Когда дети делают не то, чего мы от них ожидаем, наша любовь начинает растворяться»

Мнения

«Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег» «Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег»
«Школьники ощущают себя дебилами, потому что школа прививает им комплекс неполноценности»
«Мы в этом страшном сне живем уже не первый год». На какие крючки ловить покупателей?
«Правительство копит деньги в ожидании черного дня. Но такой день уже наступил»
«Неприкосновенность частной жизни разламывается на части. Мы хотим, чтобы на нас смотрели»
«Неудачное» название грозит владельцу бизнеса миллионными убытками
«На них сыплется денежный дождь». Как выйти на рынок Азии и ничего при этом не испортить

Лайфхаки

«Мы все были бы счастливее, если бы провели год просто глядя в окно» «Мы все были бы счастливее, если бы провели год просто глядя в окно»
«Не знания, а одногруппники». Что в итоге определяет нашу карьеру
«Такие люди не заработают никогда». Проверьте, не вы ли в их числе? Пять признаков
«Сотрудники там болеют, физически и психически». Пять признаков «плохой» компании
«Зачем мне Gucci, если есть H&M». 29-летний миллионер, который тратит только 1% доходов
«Вакансий много, но посмотрите на зарплату». 7 профессий, спрос на которые активно растет
Катимся вниз: российские школьники по уровню знаний не вошли даже в мировой топ-20
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.