Между Челябинском и Екатеринбургом может появиться платная скоростная автотрасса
Разработана стратегия развития сети скоростных автодорог в России, в которую включены и трасса Челябинск-Екатеринбург. Скорее всего, как и многие другие дороги сети, она станет платной.
Как сообщает «Коммерсант» Минтрансом и госкомпанией «Автодор» разработана «Стратегии развития сети скоростных автодорог России до 2030 года», которая к концу года уже может быть подписана правительством РФ.
Согласно документу, сейчас подавляющая часть грузовых потоков страны замкнута на Московский регион, в результате вся дорожная сеть РФ имеет конфигурацию звезды, а не матричную. При этом почти треть из трасс эксплуатируется с превышением нормативной загрузки. Экономические потери от несоответствия уровня развития автодорог потребностям экономики достигают ежегодно около 2–3% ВВП.
Авторы программы планируют, что до 2030 года в России появится более 20 тыс. км новых автомагистралей (категория 1А, разрешенная скорость — до 130 км/ч) и скоростных дорог (категория 1Б, разрешенная скорость — до 110 км/ч). Сейчас протяженность таких дорог составляет 5 тыс. км, то есть всего 0,3% от всех трасс России (1,1 млн км). Во Франции эта доля составляет 1%, в Германии и Китае — 2%, в США — 4%.
В ходе первого этапа реализации стратегии — до 2020 года — будут завершены уже начатые крупные стройки (трассы М11, ЦКАД) и начаты новые (дублер М7 Москва—Казань). На втором этапе — в 2021–2030 годах — построят еще около 14 тыс. км дорог, в том числе Челябинск—Екатеринбург. Логика строительства будет общей: трассы должны соединять по кратчайшему маршруту крупные промышленные центры и городские агломерации с населением более 1 млн человек, проходя при этом вне населенных пунктов.
Совокупный социально-экономический эффект от реализации стратегии (до 2040 года) оценивается авторами в 29,5 трлн руб., а на строительство понадобится около 7 трлн руб. На первом этапе, до 2020 года, из внебюджетных источников поступит до 30% средств, после 2020 года — до 50%. Ежегодно должно вводиться около 1 тыс. км дорог, на что нужно 350 млрд руб. из бюджета.
«Все проекты будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства. Это означает, что новые дороги станут платными. ГК «Автодор» уже ведет активные переговоры с китайскими инвесторами по поводу финансирования проекта транспортного коридора Европа—Западный Китай (российская его часть пройдет из Санкт-Петербурга через Казань к границе с Казахстаном)», — сообщает «Коммерсант» и приводит слова экспертов, которые сомневаются что привлечение частных инвесторов в таком объеме возможно, если государство не возьмет на себя часть рисков, связанных с окупаемостью проектов.
Как подчеркнула пресс-секретаря управления федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» «Росавтодора» Татьяна Денисова, ее организация не имеет отношения к «Автодору» и занимается только федеральными дорогами.
«В настоящее время федеральная трасса Челябинск-Екатеринбург протяженностью в 200 км из-за участка в 40 км не может быть переведена в первую категорию со скоростью движения 120 км/ч, - отметила она. – Проектная документация на этот участок есть, мы можем начать строить в любой момент, однако финансирования нет даже в долгосрочных планах».
По ее словам, проблемный участок в 40 км, который начинается после поворота на Касли давно не соответствуют нормативам по нагрузке, которая существует сейчас: 20-25 тыс. автомобилей в сутки. Стоимость его модернизации не рассчитывалась, но это точно не дешевле 1 млр руб за км автодороги, т.е. 40 млр руб в целом.
«В Челябинской области есть другие приоритеты, связанные с безопасностью движения, - отметила Денисова. - Например, участок М5 в обход города Сим. Поэтому платная трасса имеет хорошие перспективы. Особенно с учетом того, что между двумя уральскими столицами ездят очень много людей на дорогих и быстрых машинах, которые захотят съэкономить свое время».
Отметим также, что участок транспортного коридора Европа—Западный Китай, который пройдет по Челябинской области также может стать платным, об этом заявил министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Микулик в июне этого года: «Мы рассматриваем участок Оренбург – Орск - Челябинск – это продолжение Шелкового пути на Китай. Совместно с ГК «Автодор» мы сейчас обсуждаем общую канву этого проекта. Если все будет нормально, мы перейдем в практическую плоскость. Совместно с Оренбургской областью мы будем определять механизм, бизнес-модель и в дальнейшем будем предлагать ее на рынке, инвесторам».
В целом министр положительно оценивает перспективы платных дорог: «Сами по себе платные дороги – это та же самая услуга, вид транспортного обеспечения населения. Мы можем ездить на старом автобусе, а можем на новом с комфортом, но за это придется заплатить».
В настоящее время в Челябинской области действует только одна платная дорога «Стерлитамак-Магнитогорск». Ее протяженность составляет более 170 километров, а стоимость проезда от 10 до 25 рублей за км в зависимости от высоты и количества осей.







