Дмитрий Микулик о дорогах: ШОС, платные дороги и деньги на асфальт

Дмитрий Микулик, министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, рассказал о главных врагах дорог, контракте на 12 млрд и взносах для бизнеса.

Дмитрий Микулик дал интервью изданию «Знак ком» после объезда маршрута, по которому в будущем, при проведении в Челябинске саммитов ШОС и БРИКС, будут ездить гости города. 

«У нас в стране все умеют прекрасно играть в хоккей и разбираются в дорогах», - невесело шутит министр.

На самом деле, за прошедшие зиму и весну тема дорог в стране стала одной из самых обсуждаемых и политизированных. Челябинская области не стала исключением: жители региона нещадно ругали чиновников и подрядчиков за снег, лед, грязь, ямы, укладку асфальта в снег и дорогие госконтракты. Тем временем миндортранс упорно отстаивал свои решения. И сейчас Дмитрий Микулик убежден, что именно они в перспективе обеспечат безопасность на дорогах.

Разговор начался с подготовки к саммиту ШОС:

«Все еще находится в стадии осмысления. Мы вместе с представителями городской администрации и проектной организации проехали по маршруту – от аэропорта до места будущего бизнес-центра, посмотрели, оценили для себя круг проблем, который предстоит решить за три года. Это муниципальная территория, но мы (областное министерство) входим в рабочую группу и должны понимать предмет обсуждения. Нам нужно будет либо ремонтировать либо реконструировать существующие городские дороги. На гостевом маршруте есть один «нехороший» – в плане проезжего состояния - путепровод. Его совершенно точно надо реконструировать».

Работы очень много, в то время как саммит с каждым днем все ближе, но министр уверен, что все работы успеют закончить:

«Да, задачи стоят очень серьезные. Перед нами губернатор поставил цель не популистскую: ключевая задача - сделать Челябинск более комфортным для проживания. Это очень правильная и жизненная цель. Наверное, если бы не было в перспективе этого саммита, то многое шло бы своим чередом, проблемы, конечно, решались бы, но не так оперативно. А такой инструмент, как саммиты ШОС-БРИКС и работа с федеральными органами, даст серьезный эффект в развитии города», - говорит Микулик.

На работы федеральных средств не ждут:

«По опыту саммита ШОС в Уфе могу сказать, что федеральных бюджетных денег особо никто не выделяет. Все решается за счет собственных источников, в том числе и частных инвесторов. Но задача поставлена в комплексе: вопрос не в деньгах, а в инфраструктуре города, которая, повторюсь, останется после саммита и сделает среду обитания более комфортной. Особенно это касается набережной реки Миасс и рекреационных зон, где люди смогут отдыхать».

Одновременно министр признался, что Челябинск, в котором он сейчас живет и работает, ему нравится, ведь у города есть заметные плюсы:

«Мне есть с чем сравнивать, я жил в Перми, во Владимире, в Башкирии, видел Москву, объездил Подмосковье. Везде есть свои особенности, свои плюсы и минусы. Челябинск - объективно хороший город, в нем есть логика, простор, широкие улицы. Мне нравится Челябинск».

Дмитрий Микулик также прокомментировал нынешнее состояние дорог в городе, о которых многие говорят, что они разваливаются из-за того, что были неправильно построены изначально.

«Так говорить, наверное, некорректно. Я не скажу, что были построены плохие или хорошие дороги. Есть ряд реализованных проектов, которые позволили городу разгрузиться в части транспортных потоков. Но сейчас есть другая проблема - с узакониванием этих объектов. Остались нюансы, связанные с проектно-сметной документацией, идет исправление ошибок в оформлении этой документации, она приводится в соответствие с действующим законодательством. Говорить, что какие-то вещи сделаны неправильно, я не могу - я не участвовал в этих процессах», - подчеркнул министр.

На вопрос о том, где сейчас в области самая плохая ситуация с дорогами, Микулик сказал:

«Везде есть сложные участки дорог, есть и более-менее нормальные. Если мы говорим об объективных характеристиках, то у нас порядка 47% дорог – в ненормативном состоянии. Это очень большая цифра, к ней нужно относиться с большим вниманием. При специфике экономики Челябинской области, а у нас работает большое количество предприятий горно-металлургического комплекса, дороги убиваются моментально. Они перевозят миллионы тонн грузов и, конечно, давят дороги. Давайте говорить объективно, это действительно происходит. Месяц работы крупного карьера - и мы дорогу теряем. Основная масса дорожной сети формировалась 30-40 лет назад, туда заложен тот конструктив по тем параметрам, которые были в те годы. И сегодня дороги не выдерживают 60-тонные передвижные транспортные средства в такой массе. Мы ведем переговоры с этими компаниями и видим положительный отклик, понимание проблематики».

Сейчас с предприятиями ведутся переговоры о том, чтобы они оптимизировали перевозки и переходили на доставку ж/д транспортом.

«Совместно с железной дорогой мы эффективно поработали в прошлом году. Несколько предприятий откликнулись на наш призыв сохранить автомобильные дороги и перевели часть грузов на железную дорогу. Например, два предприятия из Аши, добывающих щебень, Михеевский ГОК, «Мечел». В этом году планируем получить некий срез статистики перевозок и еще раз актуализировать информацию».

Однако пока бизнес занимает разную позицию, и не везде готовы прислушиваться к просьбам властей.

«Бизнес занимает разную позицию. Где-то идут на диалог, где-то отмалчиваются. Мы уже внесли предложение в Заксобрание области по внесению изменений в закон о дорожном фонде, где, в том числе, предусматривается такая статья, как взносы юридических лиц и взносы физических лиц. Это несколько поправок, подготовленных совместно с Контрольно-счетной палатой области, они будут рассмотрены депутатами уже в июне. После того как поправки будут приняты, у предприятий появится законная возможность проявить себя. Пожалуйста, перевозите свои грузы, мы не возражаем, но некая социальная ответственность и поддержка бизнеса в этом направлении нам не помешает».

Взносы в дорожный фонд будут добровольными, но поправки в закон, считает министр, необходимы. При этом есть и такие компании, которые сами приходят и говорят, что готовы построить дорогу, ведь это нужно их бизнесу. Также Дмитрий Микулик рассказал о планах введения в регионе своей системы «Платон».

«В принципе, это обсуждалось. Но сейчас целесообразность этого на стадии рассмотрения. Мы пошли другим путем. На федеральном уровне в прошлом году приняты нормативно-правовые изменения, закрепляющие ответственность за перегруз непосредственно за грузоотправителями. Сейчас им сложно отговориться тем, что это не я перевожу, а я просто отпускаю груз. Ответственность прописана. Именно в этом направлении – административного воздействия – мы и движемся в настоящее время».

Региональный дорожный фонд на данный момент формируется из двух источников: акцизов на топливо и транспортного налога.

«Кроме того, идет работа с федеральным центром, привлекаем межбюджетные трансферты на сбалансированность бюджетов в части дорожного хозяйства. Кроме того, мы участвуем в целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий», где есть отдельные статьи по финансированию дорожной деятельности».

Также у министра спросили о трехлетнем «дорожном» контракте на 12 млрд рублей. Микулик рассказал, почему все-таки было принято решение объединить все дороги области в один лот и почему он рассчитан на 3 года:

«Есть 257-й федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», который делит дороги нашей страны по четырем категориям: федерального значения, регионального или межмуниципального значения, муниципальные и частные. Соответственно, наше министерство отвечает за региональные и межмуниципальные дороги - это наша сеть. Если бы в этом законе была прописана какая-то другая градация дорог, какие-то зоны, округа, еще что-то, тогда вопросов бы не было. Но в контрактной системе закупок написано, что объект закупки должен быть сформирован объективно. Объективно - это то, что не зависит от личного мнения, личного восприятия. Но наша работа всегда регламентируется законодательством. Поэтому всем, кто нас критиковал, мы разъясняем свою позицию с точки зрения буквы закона и отраслевой специфики. Кроме того, мы попросили различные органы дать нам пояснение по этому вопросу, с целью соблюдения режима законности. В итоге мы решили вопрос в суде. Вообще в этой истории было много эмоций».

Также Микулин пояснил, почему этот контракт выгоден с точки зрения экономической эффективности:

«Поймите правильно, когда руководство области ставит задачу повышения эффективности расходования бюджетных средств, то как раз годовой контракт – это, на мой взгляд, не совсем экономически эффективный подход. Область выделяет крупные средства. А отношения с подрядчиком заканчиваются в день завершения контракта. И если подрядная организация при проведении ремонтно-восстановительных работ, при содержании дорог допустила какие-то огрехи, которые выявляются только в процессе эксплуатации, то мы хотели бы от подрядчика добиться ответственности за немалые деньги. Но самое главное – это обеспечить выполнение всей работы в требуемом объеме. Потому что на кону безопасность дорожного движения. А я четко понимаю, что такое безопасность дорожного движения. Я человек, который берет на себя ответственность за это. За то, что нам предлагали сделать, я никогда на себя ответственность не возьму.

Зима 2015-2016 годов нам все наглядно показала. 3 января был первый снежный удар по дороге Кизильское – Бреды - Мариинский. Недалеко от нас, в Оренбуржье, погибли люди. Мы с трудом справились тогда со стихией. Глубочайшая признательность от меня тем людям, которые сидели за рулем снегоуборочной техники. Мне показывали страшные видео: высота снежных сугробов достигала четырех метров, никакой видимости, с полей весь снег поднимается и идет стеной. Это страшно, ты не видишь дороги, тебя заметает за минуту. Тогда, 3 января, порядка 40% техники вышло из строя по причине вот таких погодных условий - пошел ледяной снег, металл не выдержал, полетели приводы, коробки передач. И только за счет того, что подрядчик смог сконцентрировать все усилия на одном участке, перетащил из других районов тяжелую технику, помог своему подразделению запчастями на приличную сумму, мы в течение трех дней восстановили силы и не дали основным дорогам превратиться в непроезжую снежную целину».

Дмитрий Микулик подтвердил журналистам, что он говорит, в частности, про «Южуралавтобан»:

«Да, на тот момент подрядчиками были они. А непосредственно на этой территории – ОГУП «Карталинское ПРСД». Но теперь давайте представим себе ситуацию, что эта дорога находится в руках небольшой частной фирмы. Даже думать не хочу, что тогда было бы. Это только кажется всем, что все так легко и просто. На самом деле дорожная отрасль – одна из самых сложнейших. 

Поэтому, если говорить о контракте, то как раз исходя из того, что мы понимаем всю меру ответственности и не самую легкую экономическую ситуацию по стране в целом, мы приняли такое решение. Федералы, кстати, до последнего времени заключали контракты на 5,5 года. Все приходят к одному и тому же – именно долгосрочные контракты могут обеспечить безопасность на дорогах. Это ключевой фактор».

Также министр прокомментировал вечные жалобы работников на нехватку средств:

«Содержание дорог – это планово-убыточный вид работ. В течение трех лет, на которые заключен контракт, неизвестно, каким будет курс доллара и, соответственно, стоимость запасных частей, цена на топливо, строительные материалы. Никто не дает таких прогнозов».

Одновременно министр заявил, что с принятием контракта небольшие дорожные предприятия работы не лишатся:

«По контрактной системе у нас 15% объемов работ должны быть в обязательном порядке выделены среднему и малому бизнесу. Поэтому мы никого не ущемляем. Подрядчики тоже начинают понимать, что здесь не медом намазано - здесь надо работать и отвечать, причем по закону».

Вспомнили и ситуацию, когда кунашакские общественники критиковали подрядчика за работу в снег.

«Да какие это общественники… Это была попытка перевернуть все с ног на голову. Некие люди за счет этого объекта решили попиариться. Наверное, они какие-то бонусы заработали. Почему-то ни у кого нет приступов истерии, когда строители в 30-градусный мороз заливают бетон на стройке. Все же понимают, что современные бетоны – это многокомпонентные смеси, адаптированные для работы и в жару, и в мороз. А потом мы все спокойно живем в этих домах. И для дорожного строительства давно изобретены новые технологии, в том числе для различных погодных условий».

Но при этом дороги все равно вспучивает, и Дмитрий Микулик поясняет, что проблема – в воде.

«Главный враг наших дорог – это вода. Уровень грунтовых вод серьезно повысился. На прошлой неделе у нас на личном приеме были граждане из Красноармейского района, которые в один голос сказали, что у них в подвалах, где раньше было сухо, теперь стоит вода. Есть цикличность движения грунтовых вод – 12-15 лет. Видимо, сейчас мы это и наблюдаем. В данный период как раз наиболее остро стоит вопрос сохранности дорог. При движении легкового автотранспорта мы проблем особых не видим, а когда интенсивно идет грузовой транспорт, особенно в период весеннего оттаивания, мы получаем очень нехороший результат. У нас на Урале глубина промерзания грунтов до двух метров. Чтобы земля оттаяла и мы не получили неприятных последствий от движения транспорта, дороги надо в определенный период закрывать. И мы так делаем - ограничиваем движение грузового транспорта на определенный период. При ремонте и строительстве асфальтобетон проверяется на влагонасыщение, это один из главных показателей. Определенные мероприятия по понижению грунтовых вод ведутся при строительстве».

Затронули во время разговора и тему платных дорог:

«В свое время я принимал участие в разработке проекта участка платной дороги Европа – Западный Китай, проходящего по территории республики Башкортостан. Дорога серьезная, через Китай, Казахстан, Россию. И сейчас этот проект планируется к реализации – исключительно на частные деньги. Чтобы окупить эти инвестиции, должна быть платная дорога. Сами по себе платные дороги – это та же самая услуга, вид транспортного обеспечения населения. Мы можем ездить на старом автобусе, а можем на новом с комфортом, но за это придется заплатить. Для нашего региона мы рассматриваем участок Оренбург – Орск - Челябинск – это продолжение Шелкового пути на Китай. Совместно с ГК «Автодор» мы сейчас обсуждаем общую канву этого проекта. Если все будет нормально, мы перейдем в практическую плоскость. Совместно с Оренбургской областью мы будем определять механизм, бизнес-модель и в дальнейшем будем предлагать ее на рынке, инвесторам».

Эта дорога в дальнейшем может быть сдана в долгосрочное пользование до периода окупаемости вложенных инвестиций - все будет зависеть от инвестора. Инвестором же может стать и Китай, который достаточно активно инвестирует в экономику России. Обсуждение проекта закончится в этом году, и уже в 2017 году начнется подготовка документации. 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.