Кинотеатры ищут бизнес-попутчиков

Как вспоминают ветераны индустрии кинопроката, в советские времена в каждом районе Челябинска располагались минимум 1-2 кинотеатра. Это были малокомфортные заведения с деревянными сиденьями, ана

Кинематограф потерял самодостаточность как отдельный вид развлечений. Поэтому челябинские кинотеатры вынуждены уходить под крыши торговых и развлекательных центров. А вновь строящиеся ТРК обзаводятся кинозалами еще на стадии проектирования. эксперты
Алексей Ваганов
региональный менеджер по Уральско-Поволжскому региону компании «Синема-Парк»
Лилия Вахитова
генеральный директор кинотеатра «Киномакс-Победа»
Дмитрий Золин
директор по развитию компании London Consulting & Management Company (г. Санкт-Петербург)
Илья Козак
генеральный директор кинотеатра «Киномакс-Урал»
Александр Одольский
генеральный директор КРК «Мегаполис»
Юрий Потапчук
директор кинозала развлекательного комплекса «Аврора»
Алексей Шуляков
и.о. директора ООО «Сити-Парк»

Почему кинотеатрам выгоднее работать «под крышей»?
Когда в Челябинске появятся мультиплексы европейского уровня?
Как изменится рынок с приходом федеральных киносетей?

Как вспоминают ветераны индустрии кинопроката, в советские времена в каждом районе Челябинска располагались минимум 1-2 кинотеатра. Это были малокомфортные заведения с деревянными сиденьями, аналоговым звуком формата «один динамик» и свирепыми гардеробщиками на входе. С началом рыночной экономики список доступных среднему гражданину развлечений расширился как минимум до десятка. В результате кинотеатры потеряли свой уникальный статус. Теперь «храмы кино» осознанно ищут бизнес-попутчиков, обретая статус развлекательного центра или якорного арендатора торгового комплекса.

Кинотеатры становятся развлекательными комплексами

Трансформация отдельно стоящих кинотеатров в полноценные центры энтертейнмента в Челябинске началась шесть лет назад, когда первым преобразования начал «Киномакс-Урал». В 1999 г. помимо второго зала добавились новые виды развлечений: конссешн-бар , кафе, видеоигры, фаст-фуд SFC (Southern Fried Chicken), детская площадка и кафе «Винни-Пух». Вскоре в схожем ключе изменились и два других не менее известных челябинцам кинозаведения. В 2000-2003 гг. в «Авроре» появились бильярдный клуб, интернет-кафе, боулинг (четыре дорожки), конссешн-бар и бистро. В 2004 г. на территории «Киномакс-Победа» также заработали все те же бильярд, конссешн-бар, кофейня, зал видеоигр и пиццерия. В настоящее время подобные перемены происходят в кинотеатре «Россия». Совершенствование бизнеса игроки объясняют значительным ростом потребительских требований и увеличением конкуренции. Директор кинозала развлекательного комплекса «Аврора» Юрий Потапчук рассказывает, что «развитие инфраструктуры около кино» позволяет «Авроре» успешно бороться за клиентов с расположенными в центре города конкурентами («Киномакс-Урал» и «Мегаполис»). «Наши зрители бы непременно уехали к ним, если бы не нашли сопоставимого набора развлечений ближе к дому, то есть у нас», – поясняет г-н Потапчук. По словам генерального директора «Киномакс-Урал» Ильи Козака, челябинского зрителя уже не удивить премьерой кинокартины или просто хорошим фильмом. Потребитель стал щепетильным эстетом. Его нужно хорошо встретить, обслужить в гардеробе, быстро и вкусно накормить, без суеты и спешки предоставить ему комфортное место. Только в таких условиях он наслаждается тем, зачем пришел – кинематографом. «В том, что челябинские кинотеатры стремятся соответствовать европейским требованиям, ничего сверхъестественного нет. Мы всегда смотрели и смотрим на Санкт-Петербург и Москву. Для нас изобретать велосипед не только экономически, но и по временным соображениям необоснованно», – комментирует г-н Козак.

На достигнутом топ-менеджмент кинотеатров не останавливается. Для того чтобы еще больше приблизиться к европейским стандартам, руководство «Киномакс-Урал» в ближайшие несколько месяцев проведет реконструкцию и перепланировку здания. А осенью г-н Козак рассчитывает начать строительство многоярусной парковки и пристроя, в котором будут находиться как минимум четыре кинозала, несколько ресторанов, фаст-фудов и боулинг. Генеральный директор «Киномакс-Победа» Лилия Вахитова также планирует подобное расширение спектра услуг: «Челябинск отстает от Москвы на шаг, поэтому мы стремимся соответствовать европейским требованиям». Илья Козак: «Создав такой крупный развлекательный комплекс в центральной части города, мы будем способны занять около 40% рынка». По мнению директора по развитию петербургской консалтинговой компании London Consulting Management Company Дмитрия Золина (LCMC в 2005 г. проводила исследование челябинского рынка развлекательной недвижимости), действий, которые челябинские операторы предпринимают для приближения к «столичным стандартам», пока недостаточно. Приобретая дополнительные развлекательные функции, «Киномакс-Урал», «Киномакс-Победа», «Аврора» и другие заведения приближаются к формату развлекательного комплекса. Однако для того чтобы выйти на уровень столичных городов, местным игрокам необходимо еще больше новых залов и, кроме того, нужно совершенствовать качество демонстрации фильмов. Как правило, успешные московские кинотеатры объединяют 5-6 кинозалов, среди которых по меньшей мере один премьерного формата. При этом основные технологические характеристики остальных соответствуют критериям THX, SMPTE, ISO, рекомендациям лаборатории Dolby, отечественным ГОСТам, ОСТам и СНиПам. Игроки, не соответствующие этим требованиям или включающие только 4 экрана, в Москве неконкурентоспособны. «Даже в Челябинске уже представлены мультиплексы  с большим количеством залов, например, готовящийся к запуску ТРК «Русский дом», – комментирует Дмитрий Золин.

Развлекательные комплексы берут кинотеатры в «якоря»

Новые объекты челябинского кинорынка открываются в развлекательных и торгово-развлекательных комплексах. Игроки не помнят примеров строительства отдельно стоящих кинотеатров за последние годы. Региональный менеджер по Уральско-Поволжскому региону компании «Синема-Парк» Алексей Ваганов: «В наше время возведение «советских» кинотеатров экономически невыгодно. Это связано с рыночной конъюнктурой и конкуренцией со стороны многофункциональных развлекательных комплексов, которые объединяют кино с другими видами развлечений».

Первый челябинский многофункциональный РЦ – КРК «Мегаполис» – начал работать в октябре 2004 г. По словам генерального директора «Мегаполиса» Александра Одольского, в составе КРК кинотеатр выступает в одном ряду с боулингом, ночным клубом и детским парком. Сейчас в КРК три зала на 160 мест каждый и еще один – на 50 мест. В таком виде кино обеспечивает «Мегаполису» около 10% всех посетителей, или примерно 10-15% от общих сборов. Г-н Одольский рассказывает, что концепция, которой следует «Мегаполис», подразумевает строительство новых кинотеатров вкупе с развлечениями или торговыми комплексами. Такая концепция основывается на европейских стандартах, предъявляемых к объектам коммерческой недвижимости. Для ее полной реализации кинотеатр-якорь должен включать в себя 7-8 залов. Поэтому топ-менеджмент «Мегаполиса» в настоящее время согласовывает с городскими властями проект строительства еще четырех кинозалов (общим объемом порядка тысячи мест) и сопутствующей парковки. «Нам не хватает экранов, чтобы представить весь репертуар, не хватает посадочных мест, когда мы прокатываем блокбастеры. С другой стороны, нам нужно успевать за конкурентами, федеральными сетями, которые придут в город в ближайшем будущем», – комментирует г-н Одольский.

По сведениям участников рынка, до конца года в Челябинске появятся заведения двух московских операторов. В середине лета в ТРК «Русский дом» откроется развлекательный центр компании «Русский кинопрокат», а зимой в ТРЦ «Сити-Парк» будет запущен мультиплекс сети «Синема-Парк». По своим основным характеристикам эти объекты во многом схожи. Например, многозальный кинотеатр в «Русском доме» будет насчитывать 8 залов, а мультиплекс «Синема-Парка» – 9. Оба будут окружены сопутствующими развлечениями: боулингом, рестораном, заведением фаст-фуда, баром, картингом, детским городком, бильярдом

Кинотеатр в качестве якорного арендатора для ТРК дает несколько плюсов. Во-первых, он генерирует дополнительный поток посетителей. По прогнозам и.о. директора ООО «Сити-Парк» Алексея Шулякова, ежедневно его комплекс будет посещать около 15-20 тыс. человек. Из них, по оценкам Алексея Ваганова, многозальник «Синема-Парк» привлечет от 950 до 4 тыс. человек. Во-вторых, рекреационная зона, и в первую очередь мультиплекс, позволит посетителям ТРЦ совмещать покупки и отдых, то есть максимально комфортно проводить время. Такое совмещение значительно продлит время, которое потенциальный покупатель готов провести в торговом комплексе, что напрямую связано с объемом продаж арендаторов.Один из топ-менеджеров холдинга «Русский дом» также отмечает подобное предназначение развлекательной части ТРК в целом и кинотеатра-«якоря» в частности. Кинотеатр в комплексе с другими развлечениями повышает комфортность процесса покупки. Например, в ресторане, расположенном на одном из этажей комплекса, можно «обмыть» шубу. А посмотрев интересный фильм, разнообразить монотонное перемещение из магазина в магазин и повысить настроение.

С точки зрения кинопрокатного бизнеса, ТРК – это выгодный источник целевой аудитории. Алексей Ваганов, исходя из опыта заведений «Синема-Парк» в других городах, говорит, что торговые центры в основном посещают семьями. А семья – это основа аудитории мультиплекса. Дмитрий Золин добавляет, что затраты на создание кинотеатра в торгово-развлекательном комплексе в разы меньше инвестиций в строительство отдельно стоящего мультиплекса: не требуется арендовать земельный участок и вкладывать в строительство.

По сведениям участников рынка, до 2008 г. в Челябинске появится как минимум пять торгово-развлекательных комплексов. Предположительно, в составе каждого из них будет многозальный кинотеатр. По разным оценкам, максимальное количество современных кинотеатров, которое может «прокормить» Челябинск, колеблется от 4 до 6. Поэтому такое увеличение площадок приведет к обострению конкуренции, насыщению и перераспределению местного рынка кинопоказа. Дмитрий Золин считает, что соотношение изменится в пользу заведений европейского формата, а еще встречающиеся «советские» кинотеатры будут вынуждены стать многозальниками или перепрофилироваться в объекты с иными функциями. 

Конссешн-бар – бар кинотеатра, предназначенный для обслуживания зрителей перед началом сеанса. Как правило, в «конссешнах» продается то, что посетитель может унести с собою в кинозал: поп-корн, сэндвичи, начос, пицца, хот-доги, чипсы, снэки, пирожки, булочки, пирожные и мороженое.
Мультиплекс – многозальный кинотеатр.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.