Как челябинские бизнесмены захватывают страну. Стратегии продвижения в другие регионы

Одни из важных показателей привлекательности территории для открытия филиала — это большая емкость рынка и удобная логистика. Поэтому челябинцы заходят в соседний Екатеринбург, но мечтают о Москве.

Впрочем, единых правил для продвижения нет, и для некоторых предпринимателей предпочтительнее провинциальные города.

Место Челябинска в рейтинге бизнес-привлекательности городов может изменяться в зависимости от того, кто проводит исследования. В один год в разных рейтингах он может оказаться на вершине списка, в середине или не попасть туда совсем. Но независимо от места все рейтинги единогласно подчеркивают сильные стороны столицы Южного Урала: это удобная логистика, наличие высококвалифицированных кадров и доступная аренда недвижимости.

В последнее время появился еще один плюс: бизнесменам становится проще подключаться к энергосетям. Сейчас ЗСО рассматривает законопроект, который позволит упростить процедуру получения разрешения на строительство ряда объектов инженерно-технического обеспечения. Он был разработан по рекомендации губернатора ЧО Михаила Юревича в рамках реализации инвестиционной политики. Речь идет в первую очередь о ЛЭП и сопутствующих объектах. «Сейчас, чтобы просверлить в земле четыре лунки, поставить четыре столба и прибор учета, надо собрать документы, как на строительство дома, потому что это строение считается объектом капитального строительства. Это абсурд», — возмущается председатель ЧРО «ОПОРА РОССИИ» АЛЕКСАНДР КАЛИНИН. Закон находится на рассмотрении уже больше года из-за позиции Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Челябинска, которое высказывается против документа. Пикантность ситуации заключается в том, что этот челябинский закон, немного доработанный, успели принять в соседней Свердловской области в августе.

Есть у Южного Урала еще одно сомнительное преимущество, которое роднит его с другими промышленными центрами России. «В Челябинской области технически можно делать что угодно, не заботясь о здоровье ни рабочих, ни тех, кто живет рядом с предприятием. В отличие от многих европейских стран, где природоохранные нормативы и защита прав человека регламентируется гораздо жестче», — рассказал президент группы компаний «Лафарж» в России АЛЕКС ДЕ ВАЛУХОФФ на церемонии пуска в работу нового электрофильтра на заводе в Коркино.

Большие города

Предприниматель, перед тем как выбрать территорию для будущей экспансии, проводит целый комплекс расчетов. Генеральный директор интернет-магазина «IdeЯ!» ДМИТРИЙ СИМОНЕНКО объясняет механизм. «Мы смотрим на численность населения, рассчитываем емкость рынка (существует такой показатель — количество приобретенной бытовой техники на количество населения). После этого оцениваем позиции конкурентов. Прикидываем, какую долю рынка сможем занять и сколько это будет продаж в численном выражении».

По его словам, если один из показателей — длина логистики, расходная составляющая либо объем продаж невыгодны, ритейлер отказывается от региона. Следуя этим правилам, «IdeЯ!» зашла в Тюмень, Магнитогорск, Сургут, Екатеринбург. На очереди Курганская и Свердловская области.

Эта схема подходит не только для ритейлеров бытовой техники, но и с не большими поправками почти для любого бизнеса. Эксперты рассказывают «ДК», что практически всегда определяющие факторы для стратегического решения о выходе на рынок другого региона — это численность населения, емкость рынка, конкурентная среда и логистика.

Все остальное зависит как от специфики города, так и от конкретного бизнеса. «Нам важно, чтобы город был транспортным центром. Например, Екатеринбург оказался среди наших городов потому, что это центр Урала», — рассказал генеральный директор компании «Маркер Игрушка» ОЛЕГ ВИТКОВСКИЙ. При этом вычислить «центр» не всегда просто — это не только администрация и пересечение транспортных путей. «Сургут — это тоже центр, но уровнем поменьше. В округе множество мелких городов, и они все тяготеют к этому городу. Набережные Челны — тоже не крупный мегаполис и не столица республики, но туда за покупками съезжается огромное количество людей. Чуть ли не больше, чем в этом городе живет».

Агентствам недвижимости выбрать место гораздо проще. Генеральный директор АН «IBC-Недвижимость» СТАНИСЛАВ АХМЕДЗЯНОВ назвал два определяющих фактора бизнес-привлекательности города: население больше миллиона и наличие руководителя, которому можно доверять.

ИT-компании оценивают экономическое состояние муниципалитета и уровень цен на профильные услуги. Именно поэтому ждать появление офисов «айтишников» в небольших городках и дотационных регионах, скорее, не стоит. «Открывать филиал в городе, где сайт стоит дешевле, чем в Челябинске, экономически нецелесообразно, — рассказывает директор компании Dextra ДМИТРИЙ БАТРАКОВ: — если будет клиент в Кургане, будем работать удаленно. Филиал нужен для активного присутствия в экономически более выгодных регионах».

Для компаний, не требующих больших ресурсов (производственных мощностей, складских площадей и пр.), главное направление для открытия бизнес-филиала, не считая Москвы, это Екатеринбург. Что логично: крупнейший развитый рынок России находится всего в 200 км от Челябинска. Исполнительный директор АКГ «Авуар» КОНСТАНТИН ИГОНИН объясняет, что очень много личных усилий первых лиц и руководителей компании надо затратить, чтобы «спроецировать» на новый офис все принципы и методики компании. Поэтому, по его словам, Москва и Екатеринбург — это самые перспективные направления. Кроме того, в сфере аудита и консалтинга выход на Москву фактически означает выход на всю Россию. «С Москвой даже проще работать, чем с Самарой, так как цены на услуги выше в Москве, а чтобы слетать в Самару, нужно заплатить почти в два раза больше за билеты», — называют еще одно преимущество столицы г-н Батраков.

При всем при этом игроки рассказывают, что найти в Москве достойный персонал не так просто: зарплаты завышены, а московские работники в отсутствие прямого руководителя не показывают должной профессиональной компетентности. И не только. «Москвичи готовы кинуть вас в первое возможное попавшееся мгновение. Я иногда удивляюсь: они делятся не схемами сделок, а схемами, как кого можно кинуть», — комментирует Станислав Ахмедзянов.

Кроме Москвы проблем с дисциплиной работников в филиалах игроки не отмечают. Сейчас существуют налаженные механизмы управления удаленными филиалами. «В текущей ситуации доступности интернета и сопутствующих программ (Skype, Lync и пр.) никакой разницы нет — находится твой подчиненный через стенку или за 2 тыс. км», — отмечает Дмитрий Симоненко. По его словам, бизнес «IdeЯ!» был изначально построен по такому принципу: самый крайний магазин сети находился в Новом Уренгое, а команда управления сидела в Челябинске. Практически единственное неудобство при такой организации — это необходимые перелеты в случае проверок или ревизий.

Костюмы не для Коркино

Кроме объективных экономических показателей перед выходом в другой регион бизнесменам необходимо знать специфику этого места. К примеру, ритейлерам тяжело будет найти кадры в Магнитогорске, рассказывает Олег Витковский, менеджеров там практически нет, а большинство населения занято в промышленности. Зато товар может найти своего покупателя: ММК обеспечивает высокие, по сравнению с другими провинциальными городами, зарплаты. Компания «Пеплос» просчиталась, когда вышла на рынок Тольятти: в этом городе много рабочих и не принято носить костюмы, как и в шахтерском городке Коркино, где, по словам директора ТК «Пеплос» ВЛАДИМИРА ЧУРАКОВА, их надевают только на свадьбу и похороны. Этой же компании не стоит ждать вала продаж в Москве, просто лишь потому, что у жителей столицы выше запросы к качеству и более развиты эстетические начала.

«В Екатеринбурге искусственно завышены зарплаты. Специалист не стоит того, сколько он просит», — объясняет г-н Витковский. По его словам, на севере страны тоже зарплаты высокие, а удобнее всего в этом плане вести бизнес в Челябинске (здесь дешевая рабочая сила) и в Башкирии (а здесь еще и ощущается безработица).

Эксперт рассказывает, что не очень удобно работать в Нижнем Новгороде: «Это город «революционный». Любой коллектив там стягивается в профсоюзы, которые постоянно выражают необоснованные недовольства». Еще один минус Нижнего — отсутствие крупных торговых площадей.

К барьеру

Эксперты сознаются, что вести бизнес, как правило, легче дома. Но родные стены помогают далеко не всегда. Так, компании «ДСТ-Урал» из Челябинска в свое время пришлось зарегистрироваться в Екатеринбурге. Как рассказал генеральный директор компании ЕВГЕНИЙ ГОРЕЛЫЙ, его предприятие не могло получить разрешения местного Технадзора.

Объясняется это очень просто: «ДСТ-Урал» — конкурент промышленного гиганта ЧТЗ, и появление компании было невыгодно заводу с серьезной административной поддержкой. Ситуации все же решилась положительно: руководство Технадзора сменилось, и «ДСТ-Урал» перебрался в Челябинск. По словам АЛЕКСАНДРА ПОДОПРИГОРЫ, команда действующего губернатора, вместо того чтобы привлекать инвесторов, отпугивает их: конкуренты бизнес-группе Юревича не нужны.

Противодействующий административный ресурс компании чувствуют и в других регионах. Вячеслав Барыкин директор ТД «Ромкор», чья продукция представлена в 11 городах России, пожаловался «ДК» на свердловский Роспотребнадзор, который «то и дело что-то находит в иногородних колбасах».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.