Как челябинские бизнесмены захватывают страну. Стратегии продвижения в другие регионы

Одни из важных показателей привлекательности территории для открытия филиала — это большая емкость рынка и удобная логистика. Поэтому челябинцы заходят в соседний Екатеринбург, но мечтают о Москве.

Впрочем, единых правил для продвижения нет, и для некоторых предпринимателей предпочтительнее провинциальные города.

Место Челябинска в рейтинге бизнес-привлекательности городов может изменяться в зависимости от того, кто проводит исследования. В один год в разных рейтингах он может оказаться на вершине списка, в середине или не попасть туда совсем. Но независимо от места все рейтинги единогласно подчеркивают сильные стороны столицы Южного Урала: это удобная логистика, наличие высококвалифицированных кадров и доступная аренда недвижимости.

В последнее время появился еще один плюс: бизнесменам становится проще подключаться к энергосетям. Сейчас ЗСО рассматривает законопроект, который позволит упростить процедуру получения разрешения на строительство ряда объектов инженерно-технического обеспечения. Он был разработан по рекомендации губернатора ЧО Михаила Юревича в рамках реализации инвестиционной политики. Речь идет в первую очередь о ЛЭП и сопутствующих объектах. «Сейчас, чтобы просверлить в земле четыре лунки, поставить четыре столба и прибор учета, надо собрать документы, как на строительство дома, потому что это строение считается объектом капитального строительства. Это абсурд», — возмущается председатель ЧРО «ОПОРА РОССИИ» АЛЕКСАНДР КАЛИНИН. Закон находится на рассмотрении уже больше года из-за позиции Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Челябинска, которое высказывается против документа. Пикантность ситуации заключается в том, что этот челябинский закон, немного доработанный, успели принять в соседней Свердловской области в августе.

Есть у Южного Урала еще одно сомнительное преимущество, которое роднит его с другими промышленными центрами России. «В Челябинской области технически можно делать что угодно, не заботясь о здоровье ни рабочих, ни тех, кто живет рядом с предприятием. В отличие от многих европейских стран, где природоохранные нормативы и защита прав человека регламентируется гораздо жестче», — рассказал президент группы компаний «Лафарж» в России АЛЕКС ДЕ ВАЛУХОФФ на церемонии пуска в работу нового электрофильтра на заводе в Коркино.

Большие города

Предприниматель, перед тем как выбрать территорию для будущей экспансии, проводит целый комплекс расчетов. Генеральный директор интернет-магазина «IdeЯ!» ДМИТРИЙ СИМОНЕНКО объясняет механизм. «Мы смотрим на численность населения, рассчитываем емкость рынка (существует такой показатель — количество приобретенной бытовой техники на количество населения). После этого оцениваем позиции конкурентов. Прикидываем, какую долю рынка сможем занять и сколько это будет продаж в численном выражении».

По его словам, если один из показателей — длина логистики, расходная составляющая либо объем продаж невыгодны, ритейлер отказывается от региона. Следуя этим правилам, «IdeЯ!» зашла в Тюмень, Магнитогорск, Сургут, Екатеринбург. На очереди Курганская и Свердловская области.

Эта схема подходит не только для ритейлеров бытовой техники, но и с не большими поправками почти для любого бизнеса. Эксперты рассказывают «ДК», что практически всегда определяющие факторы для стратегического решения о выходе на рынок другого региона — это численность населения, емкость рынка, конкурентная среда и логистика.

Все остальное зависит как от специфики города, так и от конкретного бизнеса. «Нам важно, чтобы город был транспортным центром. Например, Екатеринбург оказался среди наших городов потому, что это центр Урала», — рассказал генеральный директор компании «Маркер Игрушка» ОЛЕГ ВИТКОВСКИЙ. При этом вычислить «центр» не всегда просто — это не только администрация и пересечение транспортных путей. «Сургут — это тоже центр, но уровнем поменьше. В округе множество мелких городов, и они все тяготеют к этому городу. Набережные Челны — тоже не крупный мегаполис и не столица республики, но туда за покупками съезжается огромное количество людей. Чуть ли не больше, чем в этом городе живет».

Агентствам недвижимости выбрать место гораздо проще. Генеральный директор АН «IBC-Недвижимость» СТАНИСЛАВ АХМЕДЗЯНОВ назвал два определяющих фактора бизнес-привлекательности города: население больше миллиона и наличие руководителя, которому можно доверять.

ИT-компании оценивают экономическое состояние муниципалитета и уровень цен на профильные услуги. Именно поэтому ждать появление офисов «айтишников» в небольших городках и дотационных регионах, скорее, не стоит. «Открывать филиал в городе, где сайт стоит дешевле, чем в Челябинске, экономически нецелесообразно, — рассказывает директор компании Dextra ДМИТРИЙ БАТРАКОВ: — если будет клиент в Кургане, будем работать удаленно. Филиал нужен для активного присутствия в экономически более выгодных регионах».

Для компаний, не требующих больших ресурсов (производственных мощностей, складских площадей и пр.), главное направление для открытия бизнес-филиала, не считая Москвы, это Екатеринбург. Что логично: крупнейший развитый рынок России находится всего в 200 км от Челябинска. Исполнительный директор АКГ «Авуар» КОНСТАНТИН ИГОНИН объясняет, что очень много личных усилий первых лиц и руководителей компании надо затратить, чтобы «спроецировать» на новый офис все принципы и методики компании. Поэтому, по его словам, Москва и Екатеринбург — это самые перспективные направления. Кроме того, в сфере аудита и консалтинга выход на Москву фактически означает выход на всю Россию. «С Москвой даже проще работать, чем с Самарой, так как цены на услуги выше в Москве, а чтобы слетать в Самару, нужно заплатить почти в два раза больше за билеты», — называют еще одно преимущество столицы г-н Батраков.

При всем при этом игроки рассказывают, что найти в Москве достойный персонал не так просто: зарплаты завышены, а московские работники в отсутствие прямого руководителя не показывают должной профессиональной компетентности. И не только. «Москвичи готовы кинуть вас в первое возможное попавшееся мгновение. Я иногда удивляюсь: они делятся не схемами сделок, а схемами, как кого можно кинуть», — комментирует Станислав Ахмедзянов.

Кроме Москвы проблем с дисциплиной работников в филиалах игроки не отмечают. Сейчас существуют налаженные механизмы управления удаленными филиалами. «В текущей ситуации доступности интернета и сопутствующих программ (Skype, Lync и пр.) никакой разницы нет — находится твой подчиненный через стенку или за 2 тыс. км», — отмечает Дмитрий Симоненко. По его словам, бизнес «IdeЯ!» был изначально построен по такому принципу: самый крайний магазин сети находился в Новом Уренгое, а команда управления сидела в Челябинске. Практически единственное неудобство при такой организации — это необходимые перелеты в случае проверок или ревизий.

Костюмы не для Коркино

Кроме объективных экономических показателей перед выходом в другой регион бизнесменам необходимо знать специфику этого места. К примеру, ритейлерам тяжело будет найти кадры в Магнитогорске, рассказывает Олег Витковский, менеджеров там практически нет, а большинство населения занято в промышленности. Зато товар может найти своего покупателя: ММК обеспечивает высокие, по сравнению с другими провинциальными городами, зарплаты. Компания «Пеплос» просчиталась, когда вышла на рынок Тольятти: в этом городе много рабочих и не принято носить костюмы, как и в шахтерском городке Коркино, где, по словам директора ТК «Пеплос» ВЛАДИМИРА ЧУРАКОВА, их надевают только на свадьбу и похороны. Этой же компании не стоит ждать вала продаж в Москве, просто лишь потому, что у жителей столицы выше запросы к качеству и более развиты эстетические начала.

«В Екатеринбурге искусственно завышены зарплаты. Специалист не стоит того, сколько он просит», — объясняет г-н Витковский. По его словам, на севере страны тоже зарплаты высокие, а удобнее всего в этом плане вести бизнес в Челябинске (здесь дешевая рабочая сила) и в Башкирии (а здесь еще и ощущается безработица).

Эксперт рассказывает, что не очень удобно работать в Нижнем Новгороде: «Это город «революционный». Любой коллектив там стягивается в профсоюзы, которые постоянно выражают необоснованные недовольства». Еще один минус Нижнего — отсутствие крупных торговых площадей.

К барьеру

Эксперты сознаются, что вести бизнес, как правило, легче дома. Но родные стены помогают далеко не всегда. Так, компании «ДСТ-Урал» из Челябинска в свое время пришлось зарегистрироваться в Екатеринбурге. Как рассказал генеральный директор компании ЕВГЕНИЙ ГОРЕЛЫЙ, его предприятие не могло получить разрешения местного Технадзора.

Объясняется это очень просто: «ДСТ-Урал» — конкурент промышленного гиганта ЧТЗ, и появление компании было невыгодно заводу с серьезной административной поддержкой. Ситуации все же решилась положительно: руководство Технадзора сменилось, и «ДСТ-Урал» перебрался в Челябинск. По словам АЛЕКСАНДРА ПОДОПРИГОРЫ, команда действующего губернатора, вместо того чтобы привлекать инвесторов, отпугивает их: конкуренты бизнес-группе Юревича не нужны.

Противодействующий административный ресурс компании чувствуют и в других регионах. Вячеслав Барыкин директор ТД «Ромкор», чья продукция представлена в 11 городах России, пожаловался «ДК» на свердловский Роспотребнадзор, который «то и дело что-то находит в иногородних колбасах».

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.