Подписаться
Курс ЦБ на 16.01
73,54
89,25

Итоги-2018. Агробизнес: дружба с ретейлерами и засилье федеральных компаний

Итоги-2018. Агробизнес: дружба с ретейлерами и засилье федеральных компаний
Иллюстрация: личный архив

Регион лидирует по производству мяса птицы, рынок становится прозрачнее из-за изменений закона. Но небольшим компаниям становится все труднее, да и общий язык с ретейлерами находить просто необходимо.

Региональные производители сворачивают сети

Челябинская область лидирует по производству мяса птицы, а рынок становится прозрачнее благодаря новым ограничениям в законе. Но небольшим производствам становится все труднее, проблемы возникают и у тех, кто не нашел общего языка с ретейлерами.

2018 год показал, что объем мясопроизводства растет  и в России, и на Южном Урале. Тем не менее рост НДС и другие изменения, вероятно, спровоцируют рост цен на продукты. Небольшие производства сотрясает борьба с ГМО и увеличение сроков хранения продукции, но крупные компании с изменениями успешно справляются, рассказывает директор по маркетингу ГК «Здоровая ферма» Елена Гуленкина.

Что было

Ключевое событие для отрасли в 2018 г.  внедрение системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Ее цель  проследить путь продуктов от поля до прилавка. Еще одним из существенных изменений стал закон о запрете на возврат ретейлерами продуктов питания поставщикам. Для торговых сетей установлен запрет на заключение с поставщиками договоров, содержащих условия возврата товаров, срок годности которых установлен до 30 дней. Возможно, введение запрета спровоцирует снижение доли мясной продукции с минимальными сроками хранения на полках магазинов, а также сокращение ассортимента в вечернее время и в выходные дни  торговые сети, опасаясь убытков от нераспроданного товара на складах, будут стремиться заказывать меньший объем продукции.

Читайте также: Итоги-2018. Промышленный сектор: температура в районе нуля

При этом именно сотрудничество с крупными торговыми сетями  одна из наиболее эффективных тенденций развития для производителя с точки зрения продаж. Поэтому некоторые региональные игроки, неэффективно или неумело выстраивая бизнес-процессы, сворачивали собственные сети сразу в нескольких регионах. На этот шаг, в частности, вынужден был пойти в этом году крупнейший производитель свинины в Челябинской области, закрыв фирменные магазины в Курганской, Свердловской, Кемеровской, Тюменской областях. А федеральные производители активно развивают точки продаж, и этому способствует масштабирование путем франшизы.

Одна из ключевых тенденций года  выход на самообеспеченность по производству мяса. По итогам девяти месяцев 2018 г. общий объем производства мяса в России в целом увеличился на 4,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Уральский регион занимает 5 место среди всех федеральных округов по объемам производства всех видов продукции животноводства (684 тыс. т), а по выпуску мяса птицы Урал находится на втором месте с объемом 448 тыс. т. Челябинская область является крупнейшим производителем мяса птицы, уступая лишь Белгородской области.

Спрос не изменился: потребители все чаще выбирают охлажденное мясо и натуральные полуфабрикаты, которые удобно хранить и легко приготовить. Важно, что из-за роста крупных продуктовых сетей во всех регионах страны, в том числе и в отдаленных населенных пунктах у ретейлеров появляется запрос на увеличение сроков хранения охлажденного мяса. Если пять лет назад срок хранения мяса птицы мог составлять пять суток, то теперь сети ожидают сроков не менее 10-12 суток. Некрупные птицефабрики при этом могут использовать различные добавки и консерванты, что значительно ухудшает качество мяса. А крупные производители добиваются этого, используя современные технологии воздушно-капельного охлаждения и инновационную упаковку.

Что будет

Повышение НДС с 1 января 2019 г.  еще один фактор, который окажет влияние на все отрасли экономики страны и может привести к росту потребительских цен на мясо. Несмотря на сохранение льготной ставки в 10% на продукты питания, вырастет налоговая нагрузка на сопутствующие производству и выпуску мяса компоненты (корма, ГСМ, и т.д.).

Нельзя не отметить инициативу государства обязать производителей отмечать продукцию, содержащую ГМО, соответствующей яркой маркировкой. В нашей стране это не так распространено, но у небольших мясопереработчиков сохраняется технология добавления ГМО-сои в мясную и колбасную продукцию. Введение нормы об обязательной маркировке может привести к уходу с рынка таких производителей и увеличению доли крупных компаний. Параллельно Минсельхоз в ноябре 2018 г. сообщил, что с 1 января 2020 г. в России появится закон об органической продукции, в котором будут закреплены базовые понятия и перечислены требования к производству, хранению, маркировке, реализации такой продукции.

Наконец, есть тенденция на ужесточение контроля качества продукции, маркируемой как ГОСТ. Государство будет пристально следить за использованием этой маркировки на мясных изделиях, и в случае нарушений будет вводить санкции против нечестных производителей, вплоть до остановки производства на несколько месяцев. Это приведет к уходу тех производителей, которые продолжают обманывать покупателей.

Подготовила Екатерина Омельченко

Самое читаемое
  • Власти Челябинска через суд забирают у Артура Никитина долгострой на улице ВасенкоВласти Челябинска через суд забирают у Артура Никитина долгострой на улице Васенко
  • «Ариант» затеял глобальный ребрендинг после смены собственника«Ариант» затеял глобальный ребрендинг после смены собственника
  • 80% опрошенных врачей готовы уехать из Челябинска работать в другой город80% опрошенных врачей готовы уехать из Челябинска работать в другой город
  • Новая концепция парка Гагарина: горожане попросили фудкорт и селфи-зоныНовая концепция парка Гагарина: горожане попросили фудкорт и селфи-зоны
  • В Челябинской области проблемный завод по итогам 2020 года вышел из кризисаВ Челябинской области проблемный завод по итогам 2020 года вышел из кризиса
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.