Подписаться
Курс ЦБ на 21.10
77,77
91,56

«Инвесторов нужно встречать у трапа самолета и не выпускать из рук», — Олег Витковский

«Инвесторов нужно встречать у трапа самолета и не выпускать из рук», — Олег Витковский
Иллюстрация: Уральский экономический союз

Затраты на подготовку к саммиту ШОС составят 50-60 млрд руб., и половину этой суммы должны составить частные инвестиции. Почему бизнес не спешит вкладываться, рассуждает Олег Витковский.

Олег Витковский, президент Уральского экономического союза:

— Почему ручеек инвестиций в Челябинскую область так и не превратился в полноводную реку, несмотря на начавшуюся подготовку к проведению в Челябинске саммита ШОС в 2020 году? Во-первых, инвестиции сегодня в принципе тяжело идут в Россию. Есть, конечно, регионы, где ситуация складывается относительно благополучно, в их числе – Татарстан, Башкирия. Но есть и примеры депрессивных регионов, в которых буквально за несколько лет ситуация изменилась кардинально: так, в Ульяновской области к власти пришла новая команда, и теперь регион представлен на всех крупнейших международных выставках и форумах, уже десяток турецких компаний реализует там инвестиционные проекты.

Сегодня, когда я приезжаю в Турцию с бизнес-визитом, встречаю целую армию представителей разных регионов, причем не на общественных началах, а на штатном окладе, которые занимаются конкретными задачами по привлечению иностранных инвестиций. И сразу предлагают бизнесу готовые площадки, преференции — причем все оговаривается прямо на месте, в Стамбуле. Стоит ли после этого удивляться, что инвестиции в Татарстан рекой текут? Инвестора зазывают в регион, встречают прямо у трапа самолета и просто не выпускают из рук.

Каждая поездка обходится в 3-4 тыс. долл., но эффективность высокая: если говорить про Восточную Европу, то мы открыли шесть совместных предприятий с поляками за последние полтора года — находим динамично развивающийся бизнес, доказываем, что на Южном Урале благоприятная среда, и они, несмотря на санкции, поставляют товар, запускают производство.

На моей памяти не было даже бизнес-миссий Челябинской области в Турцию. Хотя отношения между странами сейчас как никогда теплые и крепкие, и на фоне экономического кризиса в Турции местный бизнес видит только один выход: в Россию. Грех не использовать такую возможность. И президенту Турции Эрдогану, который обязательно прилетит в Челябинск на саммит ШОС, стоит не только показать новый конгресс-холл, но и договориться о проведении российско-турецкого форума. К этому времени, надеюсь, получится укрепить мостик деловых взаимоотношений, приземлим на уральскую землю пару-тройку турецких предприятий. И Челябинск таким образом может стать для турецкого бизнеса дверью если не в Россию, то хотя бы на Урал.

Власти сегодня прилагают колоссальные усилия по подготовке к проведению саммита ШОС, работа ведется в авральном режиме. И уже чувствуется, что регион начал «оживать». По оценкам, затраты на подготовку к мероприятию составят 50-60 млрд руб, при этом 30 млрд из этой суммы должны составить частные инвестиции. Но бизнес пока не спешит вкладываться. Федеральные деньги придут в самом конце – на само мероприятие, а не инфраструктуру города. Сейчас все делается на областные деньги, но не будем забывать, что бюджет верстался, когда еще не было уверенности, что саммит пройдет именно в Челябинске, нет там соответствующей статьи расходов. В любом случае, только за счет средств региона не поднять мероприятие подобного масштаба.

При этом интерес со стороны инвесторов есть.  В рамках недавней поездки представителей Уральского экономического союза в Турцию мы обсуждали с местным бизнесом ряд серьезных проектов, которые должны в корне изменить Челябинск: это и строительство крупнейшего в России аквапарка, и транспортно-логистических центров, и жилой и коммерческой недвижимости, а также выставочный центр «Атлас», высокоскоростной магистрали.

Встретились с крупнейшими турецкими строительными компаниями, оборот каждой из которых превышает бюджет Челябинской области. Они признают, что не знают России, но наслышаны, что турецкие пропрезидентские компании уже ведут строительство крупнейших инфраструктурных объектов, в том числе реконструкцию челябинского аэропорта. И выказывают желание зайти на российский рынок, но, испытывая вполне понятные опасения, просят предоставить на первых порах крупные проекты по госконтракту. Впоследствии они готовы рассматривать и возможность инвестирования собственных средств.

Сразу вопрос властям: где проекты государственно-частного партнерства с железной гарантией? С понятной схемой возврата инвестиций, пусть и на пять-десять лет. А дальше, когда турецкие застройщики приступят к строительству, оценят перспективы, они неизбежно будут стремиться расширять свое присутствие, строить все новые объекты уже целиком за счет собственных средств.

И то, что произошло с Sarıdağlar, который сейчас достраивает в Стамбуле крупнейшую башню в Европе, – это грустная история. Такие ошибки нельзя допускать, так или иначе, стоит учитывать прошлый опыт, чтобы встать в один ряд с ведущими регионами, активнее привлекать инвесторов, хорошие перспективные мероприятия, упирая на преимущества Челябинской области: уникальное расположение с точки зрения логистики, дешевая рабочая сила, научный потенциал.  

Слабая заинтересованность инвесторов объясняется вовсе не плохим инвестиционным климатом, а в малой представленностью региона и в нашей стране, и за рубежом. Причем не обязательно тратить бюджетные средства на открытие полноценных представительств: они могут быть созданы на базе наших же региональных компаний, имеющих хорошую филиальную сеть. Дайте руководителю прогрессивного предприятия полномочия – и он будет счастлив оказать содействие, горд , что бизнес-нити  через его руки в родной регион потянутся. Татарстан, Башкирия давно уже по такой схеме успешно привлекают инвесторов.

Самое читаемое
  • В Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятийВ Челябинске готовятся к отмене массовых мероприятий
  • «Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций»  – Лилия Логунова«Стремительная коррекция создала потенциал для роста котировок акций» – Лилия Логунова
  • До 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленкеДо 270 тыс. рублей в месяц: рейтинг самых высокооплачиваемых профессий на удаленке
  • Чтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджетаЧтобы бензин не обанкротил. РЕЙТИНГ машин, заправлять которые не накладно для бюджета
  • Бизнес-премия «Человек года»: кто завоюет звание «Промышленника года»?Бизнес-премия «Человек года»: кто завоюет звание «Промышленника года»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.